"Времена года"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Таборинский детский сад
Долгосрочный познавательно-творческий
проект для детей средней группы
«Времена года»
Воспитатель: Култышева Л.В
с. Таборы 2023
Тип проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации: 1 год (1.09.2023-31.05.2024)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители
воспитанников.
Актуальность:
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе, и о ее изменениях в процессе смены времени года.
Проблема:
У детей недостаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети недостаточно проявляют интерес к окружающей действительности; родители недостаточно уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы.
Цель проекта:
Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему мероприятий.
Задачи:
∙ Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
∙ Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной
природе.
∙ Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями
природы.
∙ Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.
∙ Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
∙ Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают
отличительные признаки каждого времени года;
- у детей развит познавательный интерес к миру природы;
- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями
природы;
- у детей и родителей развиты творческие способности;
- родители являются активными участниками образовательного процесса;
- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.
Итоговые продукты:
Создание макета "Времена года", выставки поделок, выставки детских работ, развлечения
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Формы работы:
- Наблюдения в природе на участке и близлежащей территории детского сада
- Экскурсии по участку наблюдение за природой
- Тематические беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижные и дидактические игры
- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная деятельность)
- Выставки
- Экспериментальная деятельность
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный (сентябрь)
Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.
- ввод участников проекта в проблемную ситуацию
- составление тематического планирования мероприятий
- подбор познавательной, художественной литературы
- подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап: Практический (с 1 октября – по 15 мая)
Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.
3 этап. Заключительный (с 15 мая – 31 мая)
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:
-защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;
-ознакомление родителей с результатами проведения проекта;
-фотовыставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;
- выставки детских работ по теме проекта;
- итоговое мероприятие по проекту.
Сентябрь Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней) Д/и «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист», «В саду или в огороде», «Узнай на вкус» | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» - |
Октябрь 1.Целевая прогулка «Деревья нашего двора» 2.Просмотр мультфильма «Вершки и корешки» 3.Создание картотеки игр по экологии. | Папка-передвижка на тему "Осень" |
Ноябрь 1.Рассматривание календаря природы «Времена года» 2.Рассказ воспитателя «Чем занимаются люди осенью» 3.Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображена осень и почему» 4.Наблюдения за природой и погодой, за птицами в ноябре Декабрь | Закреплять с детьми названия осенних месяцев |
Рассматривание картинок «Птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах. Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей. Наблюдения за погодой и природой в декабре. Беседа с рассматриванием иллюстраций "Символы нового года" Новогодний утренник | Помощь в подготовке к конкурсу на "Лучшее оформление группы к новому году" Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о способах организации наблюдений с детьми в зимнее время |
Январь Экспериментальная деятельность "Цветные льдинки" Чтение художественной литературы Э.Успенский "Проказы старухи зимы" Д/и «Когда это бывает», «Времена года», «Найди ошибку» Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой Аппликация "Снеговик" | Предложить родителям сделать вместе с детьми стенгазету «Зимние забавы» |
Февраль Опыты по замораживанию воды в разных формах Рисование «Заснеженные деревья» Рассматривание стенгазеты «Зимние забавы» Д/и "Что было бы, если..." | Папка-передвижка «Зима» Закреплять с детьми названия зимних месяцев |
Март Беседа о празднике "Масленица - проводы зимы". Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья» Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.) Экспериментальная деятельность "Тающий лед" Просмотр мультфильма "Черепаха и времена года" Аппликация "Мимоза" к празднику 8 марта. | Папка-передвижка "Весна" |
Апрель Посадка семян цветов для клумбы Д/и "Бывает - не бывает" Беседа "Куда делся снег? Наблюдение за рассадой цветов в уголке природы Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова Д/и "Что было бы, если..." Прослушивание песни "Весенняя капель" (Любознайки) | Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной» Привлечь родителей к участию вместе с детьми в выставке рисунков первых цветов |
Май Наблюдения за погодой, растениями, деревьями, трудом взрослых, первыми насекомыми, цветами и т. д. в мае. Рассматривание альбома «Первоцветы» Просмотр презентации "Мир насекомых" Рассказ о труде людей весной. Коллективная работа "Поляна с цветами" Отчет: Итоговое мероприятие по временам года презентация | Консультация для родителей «Осторожно, насекомые» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал (Времена года, время суток)
"Времена года", "Время суток"...
Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122...
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Наглядное пособие Времена года, время
Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...
Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»
Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...
Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.
Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...
Лето-самое любимое время года у детей. Это время положительных эмоций и хорошего настроения. Летом значительно увеличивается детский травматизм, и родители обязаны предупредить возможные риски и уберечь детей от травматизма.
Памятка для родителей "Профилактика детского травматизма в летний период"...