Презентация по теме «Формирование предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников»
презентация к уроку (старшая группа)
Переход ребёнка от ступени предшкольного к начальному образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, чтобы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка. Уже на ступени предшкольного образования должны обеспечиваться равные «стартовые» условия для детей дошкольного возраста, поступающих в первый класс. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в их жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – так писал В.А.Сухомлинский.
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка.
Детям дошкольного возраста для того что бы осуществить переход на следующую ступень обучения необходима физическая, психологическая и интеллектуальная подготовка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_k_uchebnoy_deyatelnosti_starshih_doshkolnikov.ppt | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.А.Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в их жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
А.Н. Леонтьев Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка.
Учебные действия можно разделить на личностные; регулятивные; познавательные и коммуникативные.
Личностные учебные действия отражающие отношение к социальным ценностям: - идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; - проявлять понимание и уважение к ценностям культур других, народов; - проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; - различать основные нравственно-этические понятия; - соотносить поступок с моральной нормой; - оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; - мотивировать свои действия; - выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Личностные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности: - воспринимать речь воспитателя (других детей), непосредственно не обращенную к дошкольнику; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; - проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Формированию личностных учебных действий способствуют, например: сюжетно-ролевые игры в «школу» и «учитель-ученик» и другие. В процессе рисования можно попросить детей нарисовать рисунок на «школьную тему» и прочитать им литературу (стихи, рассказы, пословицы) по данной тематике.
Регулятивные учебные действия связаны с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
К завершению ступени предшкольного образования сформированности регулятивных учебных действий относится: - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение сохранять заданную цель; - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Формирование произвольности - организация осознания ребенком правил и своих действий, опосредованных этими правилами повышает уровень произвольности ребенка; - игры с правилами и продуктивные виды деятельности придают осмысленность действиям по образцу и правилу и приводят к росту произвольности у детей; - введение правил требует организации дополнительной стимуляции поведения детей и создания условий для осмысления своих действий в новом контексте; - для формирования произвольности необходимо сотрудничество и совместная деятельность ребенка со взрослым, который передает ребенку интерес к деятельности и способствует осознанию целей и средств деятельности.
Познавательные учебные действия общеучебные (формулирование цели, поиск информации, применение метода поиска, структурирование информации, построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, контроль и оценка, постановка проблемы), логические , постановка и решение проблемы .
Познавательные учебные действия формируются в процессе беседы по определённому плану, когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.
Коммуникативные учебные действия как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др .
К концу дошкольного возраста коммуникативный компонент учебных действий характеризуется следующим: -дети умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми , проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений); - умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи; -должны уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
-владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.; -способны к согласованию усилий, активному участию в коллективном создании замысла; -способны сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов; -должны уметь строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе»....
Формирование учебной деятельности старших дошкольников в аспекте, преемственности дошкольного и начального образования
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий о...
Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".
Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему: Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...
Консультация для воспитателей на тему: Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников
Как известно, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для детей старшего дошкольного возраста имеют интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных моти...
Консультация для педагогов "Формирование предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников"
Формурование предпосылок УУД в старшем дошкольном возрасте - основа для дальнейшего успешного обучения в школе....
Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"
Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....
«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...