Традиции и обычаи русского народа
план-конспект занятия (подготовительная группа)
План-конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_traditsii_i_obychai_russkogo_naroda.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Традиции и обычаи русского народа».
Цель: приобщать детей к истокам русской культуры.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи :
1.Образовательные:
-познакомить с традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.
-дать понятие «традиции », вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.
-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях,
2.Развивающие:
-Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами фольклора.
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.
-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.
Словарная работа: щедрая, каравай, скатерть – самобранка, традиции, гостеприимство, чаепитие.
Предварительная работа:
разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, русских народных песен, игр, беседа о традициях праздников: Рождество, Масленица, Пасха, знакомство с элементами традиций гостеприимство, хлебосольство, посиделки.
Методы и приемы:
словесный, наглядный, практический, игровой.
речевое сопровождение деятельности, художественное слово, наводящие вопросы, показ видео, слайдов, рассматривание.
Материалы и оборудование: презентация, компьютер , магнитофон, каравай, скатерть, стол, самовар, чайничек, чашка, блюдце, травы, мешочки,
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Подвижные игры : «Горелки», «У медведя во бору», «Колечко- колечко», «Каравай», «Золотые ворота». Пальчиковая гимнастика: «Город чудный», «Край родной», «Русские березки». |
Игровая | Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Что перепутал художник»? «Доскажи слова из сказки», «Чей сувенир». Сюжетно- ролевые игры: «День рождение», «Дочки - матери», «Театр», «В музее», «Ярмарка». Настольно - печатные игры: «Народные промыслы», «Наша Родина», мозаика «Составь узор». |
Продуктивная | Рисование «Скатерть – самобранка» Лепка «Золотая хохлома» Аппликация «Оберег». |
Познавательно – исследовательская | Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций», «Профессия – гончар». |
Коммуникативная | Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: С каким народом живёшь, его традиции ты бережёшь и др. |
Музыкально- художественная | Музыкальная игра «Каравай», «Стучалки». Слушание русских народных песен различного характера (хоровод, колыбельная , плясовая) |
Чтение | Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы, сказки: « Иван – Царевич и серый волк», «По – щучьему веленью, по – моему хотенью», «Лиса и журавль», «Царевна – лягушка» |
Трудовая | Поручения |
Логика образовательной деятельности.
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 2 3 4 5 6 7 | Звучит русская народная музыка, воспитатель приветствует детей в русском костюме. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение: Мы ладонь к ладошке положили И всем дружбу свою предложили Будем дружно мы играть Чтобы добрыми, умными стать! Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет! Мы друг друга уважаем ? Да, да, да! Воспитатель начинает беседу. Рассказывает, что означает слово «традиции» . Интересуется у детей, какие традиции есть в их семье. Воспитатель знакомит детей с традицией чаепития и посиделками в старину. Презентация «Посиделки в старину» Русский народный танец «Самовар». Воспитатель знакомит детей с понятием «Хлебосольство», задает вопросы. Русская народная игра «Каравай». Воспитатель знакомит детей с праздниками, которые почитали наши предки. Предлагает отгадать загадки. Праздник «Масленица». Русская народная игра «Горелки». Праздник «Пасха». «Эстафета с яйцом». Воспитатель задает детям вопросы. Накрывает стол скатертью, ставит самовар. Предлагает нарисовать скатерть-самобранку. | Дети образуют круг. Соединяют руки. Поднимают руки вверх. Размыкают руки и передают по кругу друг другу комплименты. Ответы детей. Дети слушают и отвечают на вопросы. Дети повторяют движения под музыку. Ответы детей. Водят хоровод вокруг водящего. Ответы детей. Игроки делятся на пары. Дети двигаются с ложкой в руке, в которой лежит яйцо, до ориентира. Ответы детей. Рисуют скатерть-самобранку. | Умеют говорить друг другу что- то приятное, делать комплименты. Умеют рассказывать о традициях своей семьи. Дети знают какие травы использовали для заваривания чая. Дети сняли напряжение. Дети знают некоторые блюда русской кухни. Умеют отгадывать загадки. Знают названия праздников. Удовлетворение потребности в двигательной деятельности. Положительные эмоции от продуктивной деятельности. |
Приложение:
Русская народная игра «Каравай».
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именнинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
«Как на Мишины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
«Я люблю, конечно, всех,
Только «имя» — больше всех!»
и танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим.
Русская народная игра «Горелки»
В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
«Эстафета с яйцом».
На ложку кладем яйцо. Игрок бежит до кегли, обогнув её, возвращается обратно, передает ложку с “яйцом” следующему игроку и т. д. Игра начинается по сигналу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Традиции и обычаи русского народа»
Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи русского народа»...
Конспект сценария итогового мероприятия проектной деятельности "Традиции и обычаи русского народа"
...
Традиции и обычаи русского народа
Презентация на тему "Традиции и обычаи русского народа"...
ООД "Традиции и обычаи русского народа"
Организованная образовательная деятельность "Традиции и обычаи русского народа" ОО "Познавательнле развитие" (приобщение детей к социокультурным ценностям) проводилась в подготовительной г...
Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...
Вековые традиции и обычаи русского народа
Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь....
Буклет "Традиции и обычаи русского народа"
Буклет "Традиции и обычаи русского народа"...