Легенды и мифы о цветах
план-конспект занятия
Легенды и мифы о цветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_legendy_i_mify_o_tsvetah.docx | 30.15 КБ |
zagadki_o_tsvetah.pptx | 682.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-развлекательное занятие: «Легенды и мифы о цветах»
Цель: знакомство детей с легендами и преданиями о цветах.
Задача: воспитывать любовь к окружающим растениям и бережное отношение к ним.
Оборудование: презентация
Ход занятия
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Наше занятие сегодня посвящено цветам - прекрасным творениям природы. Цветы самые красивые растения нашей планеты. Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Цветы украшают улицы и жилища людей. Благоухающие, ярко окрашенные, причудливой формы цветы всегда привлекали внимание творческих людей. Художники писали с них свои картины, композиторы во все времена посвящали им свои произведения (песни, вальсы и т.д.), архитекторы использовали в своих творениях изящество и красоту цветов.
О цветах существует много легенд и преданий. Почему цветы названы так, а не иначе? И вообще, откуда появились их имена? В ходе нашего занятия мы попробуем ответить на эти вопросы.
Все растения на земле называются флорой. Флора в древнеримской мифологии — богиня цветов, юности. Латинское слово flos означает «цветок». По легенде богиня Флора управляла людьми с помощью добра и мудрости. Но люди больше заботились о еде, о доме, об одежде и мало уделяли внимания красоте и пользе растений. Тогда Флора отправила своих помощников – эльфов и прекрасных фей к людям, и те засеяли всю землю цветами. А богиня стала носить на голове венок из живых цветов, и в венке этом нашлось место любому цветку.
А сейчас ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о каком цветке я расскажу Вам легенду. (Слайд 2)
Дети: отвечают (Подснежник)
Педагог: Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее успокоить, согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, поверила в счастье и у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника - надежда.
Еще одна легенда объясняет: почему подснежник появляется из под снега.
Однажды Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим костюмом. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде и укроет его от холода.
Педагог: Пожалуй, это самый маленький цветок, но, сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний сложено о нем. А сейчас отгадайте загадку. Слайд 3
Дети: отвечают (Незабудка)
Педагог: Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: "Ты забыла меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!" Флора еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветок. "Хорошо!" - сказала она - Ты будешь называться Незабудкой. А еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину.
Следующая загадка. Слайд 4
Дети: отвечают (Ландыш)
Педагог: По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистоты, любви и грусти.
С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыш - это символ любви.
Следующая загадка Слайд 5
Дети: отвечают (Ромашка)
Педагог: Ромашка - милый обаятельный цветок. По народному преданию ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Её обычно называют "скромная", "полевая", но трудно обойтись без нее, сплетая венок, собирая букет полевых цветов.
Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. А что же рассказывает нам легенда?
Жила на свете Лесная Фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением, и она никому не отказывала в помощи. Полюбила Фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла Лесная Фея к пастуху. Увидел он её и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила Фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.
...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его Фея. А потом и вообще перестал приходить. Сидит Фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше она становится. Так вся слезами и изошла. А где эти слезы падали, там выросли ромашки. Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.
А пастух, тем временем, с каждой слезинкой силу терял, которую ему передала Лесная Фея. И настал тот день, когда вся сила его ушла, и удача его покинула. Отвернулись от него люди. И вспомнил тогда пастух о своей Фее. Пришёл он на луг, где они всё время виделись, глядит - а всё поле ромашками усыпано. Стал он кликать Лесную Фею, да кругом была лишь тишина, только ромашки тянули к нему свои головки, словно ластились к нему. Махнул он на всё рукой и пошёл назад, к своим коровам.
Давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, о каком цветке пойдет речь. Слайд 6
Дети: отвечают (Роза)
Педагог: Роза – бесспорная царица цветов! Испокон веков ей поклонялись, её воспевали и любили. По количеству посвящённых ей стихов, песен, поэтических легенд и преданий царица цветов занимает исключительное место. Самые первые сведения о розе встречаются уже в древнеиндийских сказаниях, согласно которым она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.
Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она получила от знаменитой Сафо. А появление её греческие поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний: родилась роза из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти некоторых богов нектар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же смертной, как и всё, что рождается на Земле.
Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.
Роза обладает любовной силой, благодаря своему тонкому аромату и необычайной красоте. Вы сделаете прекрасный подарок женщине, подарив ей красные розы. Но никогда не дарите вместе белые и красные розы: это символ разлуки, гибельной любви Тристана и Изольды.
Давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, о каком цветке пойдет речь. Слайд 7
Дети: отвечают (Колокольчик)
Педагог: В давние времена люди ездили на лошадях. Лошадьми управляли ямщики. На дугу лошади вешали колокольчики, весело звеня, они не давали ямщику заснуть в дороге и заблудится, особенно в зимнее время, во время буранов, метелей, снегопадов. Местонахождение лошади в такое время можно было определить по звуку колокольчика. В степи растут цветы, они звенят от дуновения ветерка, только звон у них не такой громкий, как у металлических колокольчиков.
И если в ветреную погоду прислушаться, то можно услышать тихий звон. Шапочка этих цветов напоминает колокола, вот поэтому и назвали эти цветы колокольчиками.
Колокольчики любят солнце, как и все цветы, свои нераскрывшиеся бутоны тянут к солнышку. Как только они раскрываются, то опускают бутоны вниз, чтобы защитить пестики и тычинки от дождя. Цветы колокольчика защищают насекомых от плохой погоды, потому что опущены головкой вниз.
Педагог: Дорогие ребята! А знаете ли вы, что многие из цветов все реже и реже встречаются в природе. Их надо беречь. Ведь они не только красивые, но и полезные. Ученые создали специальную Красную книгу, куда занесли названия исчезающих растений и животных. Их охраняет государство. В книге написано: «Эти цветы рвать нельзя! Берегите природу!»
О цветах можно говорить до бесконечности. Цветы это музыка, это легенды, это стихотворения. Без цветов наша жизнь была бы скучной. Будьте чуткими, добрыми к цветам.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось занятие?
- А что запомнилось больше всего?
- Назовите, о каких цветах вы узнали легенды и предания?
- Как нужно относиться к цветам?
Ребята, на этом наше занятие заканчивается, но вы помните: что
- Цветы - всегда праздник для человека, с ними приходит к нам радость.
- И мы с вами должны беречь, охранять и защищать их.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший , чуть живой . Подснежник
Цветочек этот голубой , Напоминает нам с тобой О небе — чистом-чистом, И солнышке лучистом. Незабудка
Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. Ландыш
В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички — Белые реснички . Ромашка
На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Тех, кто рвёт их. Это?.. Розы
То фиолетовый, то голубой , Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли. Колокольчик
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"
Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...
Собранные легенды и мифы про снежного барса
Легенда о снежном барсеЭто было в одиннадцатом веке. Святой монах Миларепа странствовал по горам Тибета, останавливаясь на ночлег в небольших пещерах. Как то раз монах зашел в отдаленную дер...
Легенды и сказки о цветах и красках
Материал для чтения по художественно-эстетическому развитию...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по Санкт-Петербургу. Легенды и мифы Исаакиевского собора.»
Я очень крепко связан с моим городом, потому что я – его продолжение. ...
Легенды и мифы Алтайского края
Мифы и легенды. Они окружают нас везде: мы встречаем их отголоски или прямые цитаты в кино, в литературе, в изобразительном искусстве, в театре и даже в ре...
Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Легенды и мифы о насекомых"
Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Легенды и мифы о насекомых" познакомит дошкольников с интересными фактами о насекомых, расширит кругозор детей....
Легенды и мифы о людях с Синдромом Дауна
Такие вот интересные легенды, мифы и реальность о людях с СД....