«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Развитие зрительного восприятие»
консультация

Матвеева Ольга Александровна

Цель: познакомить педагогов с играми, способствующими развитию зрительного восприятия у детей.

Задачи: направить воспитателей для развития и укрепления зрительного восприятия у детей; познакомить с формами проведения этих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnoe_vospriyatie_master_klass.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Развитие зрительного восприятие».

Цель: познакомить педагогов с играми, способствующими развитию

зрительного восприятия у детей.

Задачи: направить воспитателей для развития и укрепления зрительного восприятия у детей; познакомить с формами проведения этих игр.

Ход мастер-класса.

Уважаемые педагоги, что такое сенсорное развитие? 

 Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ещё Л. С. Выгодский говорил, что «речь не может развиваться без развития восприятия, ребёнок может говорить и мыслить только воспринимая».

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Сегодня мы остановимся на зрительном восприятии.

Зрение - одно из пяти внешних чувств, органом, которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира. Особенности развития психических процессов (мышление, память, представления, речь), а значит, умственное развитие у современных детей во многом зависят от сформированности зрительного восприятия. Это мощный источник информации о внешнем мире. Зрительное восприятие помогает ребенку правильно ориентироваться в мире предметов; принимает участие в осуществлении разных видов деятельности: предметной, игровой, трудовой, изобразительной;  способствует зрительно-моторной координации, т.е. согласованию движений под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.

У детей зачастую зрительное восприятие отстаёт в своём развитии. У дошкольников наблюдаются затруднения при усложнении заданий – узнавание предметов в условиях наложения, зашумления, нарушения оптико – пространственного гнозиса. Недоразвитие процессов зрительного восприятия в дошкольном возрасте задерживает переход на следующий возрастной этап. Проявляется нарушениями чтения и письма, при которых наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, их замены, смешения букв, в процессе чтения и письма.

В связи с этим,  дети нуждаются в целенаправленном обучении, и формой такого обучения является дидактическая игра. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Чтобы игра привлекала ребенка, вызывала интерес, необходимо перед проведением игры создание игровой ситуации. Такая игра делает процесс обучения эмоциональным, увлекательным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт. Кроме этого, дидактические игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия детей, способствуют улучшению памяти, внимания, зрительного восприятия, формируют сенсорную культуру ребенка, совершенствуют движения пальцев рук, и таким образом оказывают коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс с играми, полезными для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1.СОБЕРИ ПИРАМИДКУ ПО ОБРАЗЦУ

Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.

задание 1:Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону.

задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

2.НАЗОВИ ФОРМУ ПРЕДМЕТА

Цель: закрепить умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: детей можно поделить на 2 команды – 1 команда называет предметы прямоугольной формы, а другая называет квадратной формы.

3.КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ

Цель: закреплять умение у детей зрительно узнавать цвет, форму и величину предметов.

Ход игры: в течении нескольких минут дети рассматривают вокруг себя

предметы одного цвета или одной и той же формы.

4.ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТ ПО ФОРМЕ

Цель: развивать умение соотносить форму предметов с эталоном.

Ход игры: на столе лежат картинки с изображением предметов разной формы и картинки с плоскими формами. Дети определяют предмет по форме, накладывая 1 картинку на другую.

5.ЗАЙКА В ГОСТИ ПРИСКАКАЛ

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры: на столе игрушки в определённом порядке: справа, слева, внизу, вверху. Зайка меняет местами игрушки. Дети должны назвать игрушки, которые поменялись местами.

6. КАКАИЕ ПРЕДМЕТЫ НАРИСОВАЛ ХУДОЖНИК

Цель: развитие зрительного восприятия.

Методические рекомендации:

сначала рекомендуется начинать с предметных, хорошо знакомых изображений. Сложность заданий определяется количеством наложенных друг на друга изображений, их цветом и формой.

Ход: узнай и назови наложенные изображения.

Эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений, для более старших детей это могут быть цифры и буквы.

7.РАЗРЕЗАНЫЕ КАРТИНКИ

Игра представляет развивающий вариант диагностической методики. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

8.ВЫБОР НЕДОСТАЮЩЕГО ФРАГМЕНТА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка – подобрать нужный кусочек.

9.ЛАБИРИНТЫ

Для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий. Например, ребенку предлагается распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку и т. д. На бумаге целесообразно начинать освоение с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем – карандашом, и лишь потом – только глазами.

10.НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимание.

11. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Данное пособие поможет: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

Варианты игры: «Собери красивые бусы», «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

12. СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ

Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.

• Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета

- Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!

Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету одежды. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом одежды. Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем.

Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Заключительный этап

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

 Предлагаю вам изготовить своими руками дидактическое пособие на развитие зрительного восприятия «Найди пару».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие слухового восприятия.

Сенсорное развитие детей раннего возраста.Развитие слухового восприятия.Тема: «Что за звук?»Задачи: Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы....

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...

Мастер - класс "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Развитие слухового восприятия".

laquo;Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма»     Д.Б. Эльконин...

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...