Консультация для воспитателей "Патологические привычки "
консультация (старшая группа)

 "Патологические привычки у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patologicheskie_privychki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Патологические привычки у детей дошкольного возраста.

Наиболее распространенными привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предмета, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм. Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать их природу.

Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим его действиям. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные  и приятные действия (понимание патологических привычек как отрицательных у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

Сосание предметов.

Эта патологическая привычка, как и привычка сосать палец, говорит нам, взрослым, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития. Он привязывается к родной вещи в какой-то сложной для себя ситуации. Происходит перенос чувств на предмет, с которым ребенок стал ощущать себя спокойнее.

Что нужно делать

  1. Родителям проводить с ребенком как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть в разные игры.
  2. Заинтересовать новыми играми и развлечениями.

Что делать нельзя

  1. Отбирать любимую вещь, к которой ребенок так привязан. Даже если вы победите, напряжение ребенка усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.
  2. Наказывать и всячески стыдить за такую привязанность.
  3. Говорить об этом, то есть фиксировать  словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.

Сосание пальца.

Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски; уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль.

Что нужно делать

  1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем попробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
  2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном его успокоении и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем детстве.
  3. Создать условия для разнообразия впечатлений малыша и использования при взаимодействии с ним подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Что делать нельзя        

  1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
  2. Излишне ограничивать  действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей (онихофагия)

Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает свои отрицательные чувства, они накапливаются и, не находя выхода, переполняют его. В этом случае грызение ногтей воспринимается как спасение. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.

Что нужно делать

  1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии, позволять выражать агрессию и гнев безопасными способами. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную подушку, на которую ребенок может выражать свои негативные чувства.
  2. Не просто отказ от упреков, угроз  наказания, а понимание того, что происходит с ребенком, и переключение, отвлечение ребенка в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, кода вы замечаете у ребенка эту привычку.
  3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен  периоду ее протекания.

Что делать нельзя

  1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
  2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в его сознании эту привычку.
  3. Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывая его за эту привычку.

Онанизм (мастурбация)

Раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п.

У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка. Предпосылкой возникновения онанизма может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения.  Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка, нервно-соматически ослабленного, с повышенным уровнем возбудимости.

Что нужно делать

  1. Постарайтесь понять, что именно в вашем поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие  и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.)
  2. Научите своего ребенка разным способам получать удовольствие. Чем больше вы вспомните вместе с ребенком тех приятных дел, которые ему нравятся, тем легче вам будет разнообразить способы удовольствия. Поделитесь с ребенком своими способами получения удовольствия.
  3. Отвлекайте ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг его интересов и общение со сверстниками. Повышайте активность в движениях, в способах выражения чувств и включите в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувств тела: купание, обивание, обтирание.

Что делать нельзя

  1. Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к его половым органам. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять его надолго в постели без сна, надевать тесную одежду.
  2. Наказывать ребенка за онанизм, тем более бить по рукам. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.
  3. Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой и мясной пищи.

В заключение можно отметить, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы – будь то сосание пальца, предметов, сосание ногтей или онанизм, тем меньше шансов устранить причину проявления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных отношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Привычки формируют личность ребенка"

В консультации даны рекомендации родителям по формированию положительных привычек у детей....

консультация для родителей "Привычка к здоровому образу жизни"

в консультации рассказывается о том как необходимо сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни...

Консультация для родителей «Привычки формируют личность ребенка»

Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни.  Отрицательные привычки - дезорганизуют...

Консультация для родителей "Привычка кусаться"

Такой маленький, а уже показывает зубки, как маленький акуленок! Может толкнуть, ущипнуть или укусить. К сожалению, ответная родительская реакция обычна неадекватна – мы недовольны, сердимся, вм...

Консультация "О вредных привычках"

Консультация "О вредных привычках"...

Консультация для родителей «Привычка быть нравственным…»

Воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения...

консультация для родителей: Привычка и ее роль в развитии личности ребенка.

консультация для родителей: Привычка и ее роль в развитии личности ребенка....