Общие законы (принципы) композиции танца
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рашкуева Елена Васильевна
Принцип – основное правило деятельности. Композиция – это составление. В целом композиция должна выражать вашу идею и организовывать эстетическое восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_zakony_printsipy_kompozitsii_tantsa.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Общие законы (принципы) композиции танца

Принцип – основное правило деятельности.

Композиция – это составление.

В целом композиция должна выражать вашу идею и организовывать эстетическое восприятие.

Под композицией в хореографическом искусстве мы понимаем:

1. Сочинение короткого элемента танца, движения.

2. Сочинение композиции, как части танцевального номера.

3. Сочинение соло, танцевальной вариации.

4. Сочинение законченного танцевального этюда.

5. Сочинение законченного танцевального номера с законченной драматургией.

Необходимыми компонентами композиции являются:

1. Танцевальный рисунок 

2. Хореографическая лексика (танцевальные движения). 

Что мы учитываем при постановке танца

I. Закон целостности

Благодаря нему мы воспринимаем произведение хореографического искусства как единое целое.

Этот закон учитывает все компоненты композиции, а также

- оформление, исполнение, т.е. все выразительные средства вместе, чувство меры и вкуса, единство оформления, т.е. костюм и одежда сцены.

- соответствие хореографического материала и возраста участников.

- единство балетмейстерской работы и исполнения (техника и выразительность, качество музыкального звучания и сценический вид).

II. Закон контраста.

Важно определить характер контраста в форме темпа ритма, рисунки, лексики. Отсутствие, повторов, т.е. постоянное развитие. (монотонность)

III. Закон новизны (новаторство)

Стараться в полной мере раскрыть свои возможности творческого поиска новой трактовки хореографического образа.

IV. Закон зрительского восприятия.

Учёт зрительского восприятия важен. Ведь именно зритель в конечном итоге оценивает насколько удачно или неудачным оказалось композиционное решение танца.

V. Закон драматургического построения произведения.

Это развитие позволяет танцу смотреться с непрерывным, все нарастающим вниманием.

1 часть Экспозиция (от латинского языка изложение, описание). Это часть произведения, предшествующая действию, вводит зрителя в образный мир танца. Экспозиция знакомит зрителя с действующими лицами, с их характерами, местом и временем действия. Становится понятнее жанр танца, или с помощью костюма, декорации, стиля и манеры исполнения можно создать образ эпохи, страны, времени ит.д. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает балетмейстер, может быть неторопливой или динамичной, но должна быть короче средней.

2 часть Завязка – начало действия (может быть началом возникновения конфликта). Зрителю должно быть интересно, что произойдёт дальше. Экспозиция и завязка должны вызывать интерес и захватывать внимание.

3 часть Развитие действия. Самая большая основная часть, где развёртывается содержание, развивается сюжет, раскрываются характеры действующих лиц

4 часть Кульминация (от латинского языка вершина). В хореографии это наивысшая точка развития музыкально-хореографического действия. Здесь достигается наивысший накал в развитии содержания сюжета во взаимоотношениях героев. Композиционное решение в кульминации должно быть неожиданным и любопытным.

5 часть Развязка Она должна логически вытекать из всего танцевального действия. Она должна завершить мысль, образ, поставить ясную точку. Это идейно-нравственный итог, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Развязка должна быть короткой с сохранением, а затем снятием напряжения, которое было достигнуто в кульминации.

Секреты

1. Движение человеческого глаза происходит быстрее слева направо и гораздо медленнее справа на лево, эти особенности восприятия нужно учитывать и использовать при создании хореографического образа, при выборе направления танцующих.

Всё, что находится, слева от центра сцены кажется ближе к зрителю, поэтому если нам нужно создать незаметное появления героя на сцене, то этого можно достичь выходом из правой верхней кулисы.

2. Использовать приём ФОКУСА. То есть на сцене всегда есть что-то главное, а что-то второстепенное и зритель должен увидеть это главное и интересное.

5.Закон перспективы. Например, построение линейной композиции, для сохранения равномерного роста исполнителей в глубину нужно ставить более высоких, или можно создать эффект уходящей дороги двумя линиями, исходящими в центре задника.

6.Сценические планы. Сценическое пространство имеет 3 измерения: глубину, ширину, высоту.

По высоте сценическое пространства делится на 3 размера:

1. На полу (ниже человеческого роста - par terre);

2. На высоте человеческого роста;

3. Выше человеческого роста.

Приёмы использования сценического пространства

1. Оформление стен зала

2. Использование различных возвышений, перегородок, которые должны входить в предметную режиссуру и использоваться как можно правильнее

3. Использование декораций и различных бытовых предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Композиции танцев для детей поготовительной группы

"Берлинская полька" - парный танец, "Матросский танец" - для мальчиков, "Танец с павлопосадскими платками" - для девочек....

Танцевальная композиция танца «Разноцветная осень»

Материал предназначен для использования музыкальными руководителями танцевальной композиции к празднику "Осени"...

Композиция танца «Грибочки» на мелодию песни «Рыжик» в исполнении Тамары Миансаровой.

Данный материал может быть использован музыкальными руководителями для проведения утренников в средней группе....

Мастер-класс по теме: «Формирование умения составлять композицию танца»

Актуальность занятий ритмикой, влияние музыкально-ритмических движений на основные психические процессы. Практическая работа по теме мастер-класса....

Общие методические принципы работы педагога по театральной деятельности

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без всякого отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях - 12-16 человек. Если в группах их больше, то ц...

Общие методические принципы развивающего обучения

По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально ...