"Организация проектной деятельности в ДОУ"/консультация.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация раскрывает аспекты и этапы проектной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 60.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
«Организация проектной
деятельности в ДОУ
как интегрированный метод обучения и воспитания»
(проектная деятельность педагога в ДОУ
-этапы работы над проектом)
Подготовила и провела заместитель заведующего по УВР
Черкашина Е.В.
с. Мильково
октябрь, 2020год
Слайд №1
Использование педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Сегодня технология проектной деятельности в работе с дошкольниками – это оптимальный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Он позволяет педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы.
- Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на решение какой-либо проблемы (практической задачи) и завершающийся созданием творческих работ.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Слайд №2
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П»:
Проблема;
Проектирование (планирование);
Поиск информации;
Продукт;
Презентация;
Портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
2. Классификация тематических проектов в ДОУ.
Слайд №3
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
1. По доминирующей в проекте деятельности:
- Исследовательско – творческий;
-Ролево – игровой;
- Информационно-творческий - (практико-ориентированный);
2. По предметно - содержательной области:
- Монопроекты (когда проект реализуется в одной образовательной области);
- Интегративные (когда проект реализуется в двух и более образовательных областях);
Слайд №4
3. По характеру контактов:
- С воспитанниками одной группы;
- С воспитанниками нескольких групп;
- С воспитанниками всего ДОУ;
4. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
- Краткосрочные (1 – 3 недели);
- Средней продолжительности (до месяца);
-Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев);
Слайд №5
5. По тематике:
- Творческие;
- Информационные;
- Исследовательские;
- Игровые;
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей литературного произведения, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
6. По составу участников:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Фронтальные.
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
- В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2.Разработка плана достижения цели (сбор, накопление материала, включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности, привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, обсуждение плана с родителями, домашние задания для самостоятельного выполнения).
3. Презентация проекта, открытое занятие.
Вопрос?
1. С какого возраста целесообразно организовывать технологию проектной деятельности?
2. Ребёнок раннего возраста сможет ответить воспитателю триаду вопросов?
Ответ на это вопросы, мы можем найти в литературе (научные статьи, прохождение курсов повышения квалификации по теме, с помощью общения с коллегами в социальных сетях, сообществах).
Слайд № 6 планирование проекта по возрастам.
3.Основные этапы работы над проектом.
Слайд № 7
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на три этапа.
Слайд № 8
Мы рассмотрим эти этапы на примере проекта «Зимующие птицы». -Я буду говорить от своего имени, так как реализовывала этот проект сама.
Слайд №9
1 этап – подготовительный, воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается версия, гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в ходе познавательной деятельности.
Введение в проблему, например,
-Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад услышала, что кто – то стучит тихонечко в окошко. Я подошла к окошку и увидела воробышка. Он сидел на карнизе окна и тихонечко стучал клювом. Он маленький, перышки взъерошены, нахохленный.
-Ребята, как вы думаете, почему воробышек постучался к нам в окно?
Дети предлагают варианты ответов (ему было холодно, он хотел кушать).
- Как вы думаете, ребята, почему птицам сложно переживать зиму? Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель обобщает, подводит итог (потому что зимой очень сложно добывать себе корм).
- Кто может помочь птицам пережить зиму? (человек: взрослые и дети)
Слайд №10
Актуальность проекта: Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Слайд №11
Далее проводится общее обсуждение, здесь я применяю «Модель трёх вопросов», или по другому её называют триада вопросов. Благодаря этой модели я получаю первичную информацию о запасе знаний, представлениях детей по теме. Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, воспитатель задаёт детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как узнаем об этом (Как нам найти ответы на наши вопросы)?
Первый вопрос: «Что вы знаете о птицах» По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
Слайд №12 в первом вопросе ответы детей определяют проблему и цель проекта.
Проблема проекта:
Недостаточное представление у детей о зимующих птицах.
Цель проекта:
Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать? Дети предлагают варианты ответов.
Слайд №13 Ответы детей определяют задачи и направления деятельности.
Обучающие:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края;
Расширять и закреплять представления о внешнем виде, частях тела и повадках птиц;
Познакомить детей с зимующими птицами нашего посёлка; Учить узнавать птиц;
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе;
Способствовать формированию интереса к окружающему миру;
Развивающие:
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как узнаем об этом»? Дети высказывают своё предположение, воспитатель продолжает, записывает их ответы на большом листе бумаги.
Сейчас продемонстрирую модель трёх вопросов, на которые отвечали дети средней группы «Незабудка».
Слайд №14
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как узнаем об этом? |
1.Птицы летают Алёна Б. 2.У них есть перья, крылья, клюв Полина К. 3.У них есть голова, ноги, глаза Даниил Ю. | 1.Какие птицы зимуют в наших краях? Амалия В. 2.Как различать птиц по окраске? Руслан А. 3.Что едят птицы зимой? Марьяна С. 4.Как сделать кормушку? Варя К. | 1. Спросить у родителей. Алёна Б. 2. Посмотреть в журнале Катя О. 3.Посмотреть в книге Артём Н. 4. Посмотреть в планшете Рома С. 5. Посмотреть в компьютере Полина С. 6. Будем смотреть на улице Оля Я. |
Здесь я ввожу любого героя, который будет с нами реализовывать проект: играть, давать разные задания, наблюдать, рассказывать. В нашем проекте это ворон Кар – Карыч.
Слайд №15
Затем, на основании сформулированных цели и задач воспитатель составляет план проекта.
Слайд №16
План строится на принципе интеграции образовательных областей.
Вопрос: Давайте определим, какие ОО нам помогут в реализации данного проекта?
Так, например, образовательная область «Речевое развитие», что здесь можно планировать?
Нажать для анимации. Планируются беседы, НОД, ознакомление с художественной литературой.
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чём плачет синичка». Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
«Социально - коммуникативное развитие», что здесь можно планировать?
Нажать для анимации. Различные трудовые поручения Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, экскурсии, сюжетно - ролевые игры.
«Познавательное развитие», что можно запланировать?
Нажать для анимации. Просмотр познавательных презентаций и видео для детей по теме проекта, познавательно - исследовательская деятельность, прослушивание аудиозапись «Голоса птиц».
Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Настольно-печатные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Вороны и собачка».
«Художественно - эстетическое развитие» здесь планируются все, что связано с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация); Слушание, разучивание, исполнение музыкальных произведений.
Лепка «Учимся лепить птиц», Аппликация «Снегирь» Раскрашивание по шаблону птиц.
Здесь в наш проект подключается музыкальный руководитель: Музыкальное воспитание: разучивание песен, танцев, на данную тематику, музыкально - дидактические игры «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой, музыкальная игра «Воробушки и автомобили» Игра-драматизация «Где обедал воробей»? разучивание песни «Воробей», музыкально – ритмические движения «Птички летают».
«Физическое развитие», что можно запланировать?
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Вороны и собачка», спортивные праздники и развлечения.
Слайд №17 третье «П» Поиск информации.
Вопрос: Подумайте уважаемые коллеги, при помощи каких материалов, средств мы можем подобрать необходимую информацию для реализации проекта?
Нажать после ответов. (Воспитатель, опираясь на план проекта, подбирает наглядно - дидактические пособия, литературу, оформляет РППС в приёмной и в группе).
Слайд №18
После составления плана начинается 2 этап работы над проектом – основной (практический). Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, речевую, игровую, экспериментальную, продуктивную).
Слайды №19-28
Беседы, рассматривание иллюстраций, книг, малоподвижные игры проводятся в первую половину с утра; во вторую половину дня планируются продуктивные виды деятельности, театрализованная деятельность, игровая деятельность, сюжетно – ролевые игры, Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы ребёнок смог додумать, попробовать, догадаться, доделать.
Слайд №29-37
Реализация любого проекта не возможна без участия родителей. Работа с семьями воспитанников организуется на уровне сотрудничества. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения.
Родители становятся активными участниками всех мероприятий. В данном проекте родители были привлечены:
Вопрос: Как вы думаете, какие формы можно предложить родителям для участия в проекте? Нажать после ответов.
- К оказанию помощи в организации развивающей среды;
- Приняли активное участие в конкурсе стихов о птицах «Птичий базар»;
- Приняли участие в выставке поделок «Крылатые фантазии»
- Изготавливали совместно с детьми кормушки для птиц;
- Пополняют запасы корма для птиц (по настоящее время);
Слайд № 38
3 этап – заключительный. Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта (итоговое мероприятие/событие). Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые занятия, серия игр, викторины, развлечение и др.).
В основе презентации должен быть материальный продукт, имеющий ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Слайд № 39-40
Мы наш проект «Зимующие птицы» презентовали в виде игры - презентации «Уроки от Кар – Карыча».
Слайд № 41-43
В заключение проекта все наработанные материалы (паспорт проекта, фотографии видов деятельности, рисунки, альбомы, и др.) мы собрали в шестое «П»- портфолио, «Зимующие птицы».
Заключение
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов всестороннего развития детей и развития креативности и повышения компетентности педагога. Благодаря её направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образования.
Презентовать книгу «Проектная деятельность дошкольников» автор Вера Александровна Деркунская. Написана данная книга в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Подумать над данной технологией, это прекрасный опыт работы, тема работы по самообразованию, поле деятельности которого имеют необъятные просторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Консультация для воспитателей "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми".
Консультация предназнвчена для воспитателей и окажет помощь в проектной деятельности....
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...
Консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"
Представленная консультация рассказывает о методе проектирования, как о технологии, активизирующей познавательный процесс у детей. Здесь представлена классификация проектов, их содержание и мето...
Консультация для педагогов "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Консультация для педагогов дошкольного образования...
Консультации для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях
1. Консультация для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях2. Памятка для родителей по созданию проекта с дошкольником в домашних условиях...
Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности...