Методическая рекомендация
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи
продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного
отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звукобуквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ
будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.Происходит существенный перелом в отношениях ребенка с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаю
тся действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими. Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой—маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать
и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания
(чистенький, красивый), Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие,самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения,
выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи, указывают на наличие трех уровней усвоения слов—названий предметов, действий, качеств, отношений:
#1056;ебенок может понимать слово, но не использовать его в речи.
#1059;знает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в
привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);
#1055;онимает и правильно использует слово-название в любых, доступныхего пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующ его слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т.д.).
Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать
условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя
существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого воспитателю необходимо: - внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка;
- много говорить самому;
-вовлекать детей в разговор на определенную тему;
-помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он
Рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться.
Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.
Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение
всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т.п.) и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (что -то вместе с детьми рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет); путешествует по детскому саду или территории участка: рассказывает разные истории и т. д.
Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторять его в
сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет? Клюет, У нее клюв. А цыплят—клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т. п.) Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?»
— «Клюет»).
Формированию словаря способствуют следующ ие игры и упражнения:
∙«Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)»,
∙«Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет;
платье повесить в шкаф; яблоко положить в вазу или на блюдо).
∙«Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; теперь на столе
лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и т. п.).
∙«Чей малыш? Чья мама?» (упражнения на группировку животных по
принципу; взрослое животное—детеныши).
∙«Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга
—книжечка, банка—аночка, совок ~ совочек, платок—платочек).
∙«Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении
знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений).
Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).
Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо
поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и
продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги (султанчик) и т. п.; протяжно идлительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку»: «У-у-у-у».).
Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его,
воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»). С детьми 2-3 лет проводятся подгрупповые занятия. Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т. п.). Эти занятия наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей к совместной деятельности. Рассказы, развивающие способность слушать и понимать небольшой текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших в звращаться домой?» («Гуси» К.
Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной).
- Игры
-Инсценировки.
-С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного
поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в
детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.);
-Рассматривание сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из
серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В.Езикеевой, Е. Батурииой, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой).
Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка и она является
источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы предлагаем вниманию родителей несколько советов для развития одного из важнейших познавательных процессов человека–речи. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Советы родителям:
#1044;ети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что выговорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
2. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
#1043;оворите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше
предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
#1047;адавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка
использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?"
вместо «Он играет?»
#1042;ыдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
#1045;сливаш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте
ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
#1045;сли ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие.Например, если ребенок говорит «мяч», последо
вательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
8. Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более
быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже
больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими
картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать егоинтерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения–главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
9. Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...