Аналитическая записка ТИКО-конструирование. Презентация ТИКО
материал (подготовительная группа)

Ташина Александра Александровна

Аналитическая записка ТИКО-конструирование. Презентация ТИКО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 21«Звездочка» комбинированного вида»

662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А»,  тел. 8 (39132) 5 01 91

E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru

Аналитическая справка по программе «ТИКО-ОНСТРУИРОВАНИЕ» в подготовительной  группе №5 «Сказка» комбинированного вида.

Огромное количество современных игрушек не утоляют жажду знаний современного ребенка. Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Применение ТИКО–конструктора дает возможность увлечь детей активной творческой деятельностью и достичь, играя поставленной цели. Одним из преимуществ данного конструктора является его мобильность. Его легко использовать в образовательной деятельности, свободной игровой деятельности, передвигаясь во время учебного процесса.

Работа по ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЮ была организована в  подготовительной комбинированной группе №5«Сказка» воспитателями -  Л.В. Медведевой, Ташиной А.А.

Цель программы: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к научно-техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ТИКО – конструированием.

Задачи:

Обучающие:

- формирование представлений о плоскостных и  объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.

Развивающие:

- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитательные:

- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Срок реализации программы: 2 года.

Форма организации игровых мероприятий:

  1. Организации выставок;
  2. Проведение конкурсов;
  3. Показ открытых занятий для педагогов и родителей;
  4. Презентации проектов.

Объем нагрузки занятий

Программа реализовывалась в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5-ти до 6-ти лет не более 25 минут, для детей от 6-ти до 7-ми не более 30 минут.

Режим занятий

План учебных занятий строился из расчета 1 занятие в неделю. Длительность занятия зависела от возраста детей: для детей 5 - 6 лет – не более 25 минут, 6 - 7 лет – не более 30 минут. Группы формировались в соответствии с возрастом детей.   Оптимальное количество детей в группе было не более 12 человек.

Планируемые результаты

В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.

Ожидаемый результат: 1 год обучения (5 – 6 лет)

По окончании

По окончании дети должны знать и уметь:

- называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;

- иметь представление о различных видах многоугольников;

- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;

- сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;

- конструировать различные виды многоугольников;

- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

- считать и сравнивать числа от 1 до 10;

- конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Ведущей формой организации занятий являлась групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Занятия строились на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Формы организации занятий:

- Комбинированное (состоит из нескольких частей, каждая имеет свою цель);

- Комплексное (состоит из нескольких частей, связанных единой целью);

- Интегрированное (одна и та же тема используется на разных занятиях).

На занятиях использовались такие виды конструирования как:

Конструирование по образцу: детям предлагались образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, показывались способы их воспроизведения.

Конструирование по модели: детям в качестве образца предъявляли модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто. Эту модель дети  воспроизводили из имеющегося у них строительного материала.

Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, дети определяют условия, которым постройка должна соответствовать и которые, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.).

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: детей сначала обучали построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу: ребенок сам решал, что и как он будет конструировать.

Конструирование по теме: детям предлагались общие тематики конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создавали замыслы конкретных построек, поделок, выбирали материал и способы их выполнения.

Занятия строились в соответствии с концепцией о четырех составляющих в организации учебного процесса: установление  взаимосвязей. Конструирование, рефлексия и развитие.  

Установление взаимосвязей. Каждое занятие начиналось с короткого рассказа. Постоянные герои которого,  помогали детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Задачей данного этапа являлось заинтересовать каждого ребенка, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование. На этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирали  модели по инструкции. При этом реализовался известный принцип «обучение через действие». Дети получали подсказки о том, как провести испытание модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

Рефлексия. Дети проводили научные исследования с помощью созданных ими моделей. Обдумывали и осмысливали проделанную работу, воспитанники углубляли понимание предмета. Они укрепляли  взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретенным опытом. Воспитанники исследовали, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции, придумывали сюжеты, разыгрывали спектакли, за действуя в них свои модели.

Развитие. Творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети экспериментировали, меняли свои модели, усовершенствовали их, а также придумывали игры с ними.

Вывод: Таким образом, по результатам работы по программе ТИКО-КОНСТРКИРОВАНИЕ в этом году, можно сделать вывод о том, что воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность, соотносить реальную конструкцию со схемой, а это планируемые результаты освоения программы детьми. Дети так же научились составлять сложные, объемные геометрические фигуры по схеме и плоскостные конструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка записка по результатам анкетирования родителей

Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей....