Проект «Мы вместе» с детьми и родителями старшей группы 5-6 лет (2023 – 2024 учебный год)
проект (старшая группа)

Ишниязова Фанида

Паспорт проекта

Наименование проекта:«Мы вместе»

Тип проекта: Долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Проблема:Отсутствие единого образовательного пространства «детский сад – семья».

Цель:  Вовлечение родителей в образовательный процесс  как полноправных субъектов деятельности, направленной на развитие личности ребёнка.

Задачи            :

- развивать детей в совместной деятельности с родителями и педагогами   МАДОУ «Детский сад №4 «Росинка»- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МАДОУ;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу МАДОУ.

Участники проекта: Воспитанники 5-6 лет, их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_vmeste.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» г. Нурлат Нурлатского муниципального района

Республики Татарстан

 Проект «Мы вместе»

с детьми и родителями старшей группы

5-6 лет

(2023 – 2024 учебный год)

                         

                                   Воспитатель : Ишниязова Ф.Ф.  

 2023г.

     

Содержание

Паспорт проекта                                                                                                

Актуальность проекта                                                                                      

Цели и задачи проекта                                                                                      

Партнеры проекта

Ожидаемые результаты проекта

Продукт                                                                                            

Механизм реализации проекта                                                                        

Сроки реализации проекта                                                                              

План мероприятий реализации проекта                                                        

Дальнейшее развитие проекта                                                                        

Список литературы                                                                                          

Приложения:                                                                                                      

Приложение 1.

Анкета для родителей.

Приложение 2.

Консультация для родителей на тему: «Новогодние праздники и традиции».

Приложение 3.

Картотека совместных  прогулок с родителями  «Обучение подвижным играм».

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Мы вместе»

Тип проекта:        Долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Проблема: Отсутствие единого образовательного пространств а «детский сад – семья».

Цель:        Вовлечение родителей в образовательный процесс  как полноправных субъектов деятельности, направленной на развитие личности ребёнка.

Задачи        :

- развивать детей в совместной деятельности с родителями и педагогами   МАДОУ «Детский сад №4 «Росинка»- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МАДОУ;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу МАДОУ.

Участники проекта:         Воспитанники 5-6 лет, их родители.

Сроки и этапы реализации проекта        с 01 сентября 2023 г. по май 2024г.

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2024 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации  – май 2024 г.

Цель – подведение итогов социального партнерства МАДОУ и семьи.

Исполнители проекта и основных мероприятий        - администрация МАДОУ №4 «Росинка»;

- педагоги и специалисты МАДОУ №4 «Росинка»;

- родители воспитанников;

- дети.

Ресурсное обеспечение проекта.

Организационные:

Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ №4 «Росинка», годовым планом и планом реализации проекта.

Информационные:

- научно-методическая, художественная литература;

- средства массовой информации;

- ресурсы Интернета.

Кадровое обеспечение:

- администрация  МАДОУ;

- воспитатели;

- музыкальный руководитель;

- инструктор по физической культуре;

- педагог – логопед.

Финансовое обеспечение:

- бюджет учреждения;

- благотворительные средства родителей.

Материально-техническое обеспечение:

- мультимедийный проектор,

- экран,

- ноутбук,

- музыкальный центр.

Ожидаемые результаты        - создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать;

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе МАДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Критерии оценки результатов.

1.Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги — единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового.

2.Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.

3.Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и МАДОУ, которые будут использоваться во время реализации этапов проекта, должны соответствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.

4.Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в особенностях ребенка для оценки его успешности. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.

5.Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. В рамках проекта, возможно, апробировать инновационные формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам.

                                          Дальнейшее развитие проекта.

В дальнейшем планируется продолжить изучение проблемы сотрудничества семьи и МАДОУ и использовать данный опыт в своей работе

                                         Актуальность проекта.

Зачастую современные родители не знают чем занять своего ребёнка, а тем более чем можно заняться вместе с малышом 5-6 лет. Большинство родителей не хотят или боятся участвовать в совместных мероприятиях в детском саду. Очень многие не понимают зачем, для чего и для кого это нужно. А ведь это нужно именно им и их детям, ведь чем старше ребёнок, тем дальше в своих интересах он становится от родителей, которые не принимали участие в его «садовской» жизни. А на сколько уверенным в себе и своих силах является ребёнок, которому всегда придёт на помощь мама или папа. Как приятно ребёнку видеть и ощущать поддержку близкого человека.

Сотрудники образовательных учреждений должны доступно донести до родителей эту информацию и проводить достаточное количество мероприятий с привлечением родителей, для того чтобы родители поняли на опыте всю важность совместной деятельности с детьми.Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Мы вместе».

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно — правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно — образовательные услуги дошкольного учреждения.

Партнерский уровень взаимоотношений с семьями воспитанников подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий - от планирования до оценки результата и координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников ДОО, так и семей дошкольников. Таким образом, семьи воспитанников должны стать полноправными участниками, а не созерцателями образовательного процесса, включенными в единое образовательное пространство «детский сад – семья».

Сегодня «учить семью» является не актуальной задачей для детского сада. На первый план выдвигаются задачи, определяемые ФГОС ДО, такие как:  

- информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

 - обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией.

    Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «партнерство»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Цель и задачи проекта.

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс как полноправных субъектов деятельности, направленной на развитие личности ребёнка.

Задачи:

- развивать детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МАДОУ;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу ДОУ.

Партнеры проекта.

Ключевые партнеры.                                          Содержание деятельности

Администрация МАДОУ :  организует и координирует работу по  проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

Педагоги и специалисты МАДОУ        : взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

Родители: повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, принимают непосредственное участие в ОД, обмениваются опытом семейного воспитания;

Дети : участвуют в совместных мероприятиях.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение педагогической грамотности у родителей.

2. Участие родителей в образовательном процессе, в мероприятиях ОУ.

3. Укрепление взаимосвязи родителей и детей.

4. Налаживание доверительных отношений между детским садом и семьей.

Продукт:

1. Презентация-отчёт по итогам проведения мероприятий.

Механизм реализации проекта.

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап (подготовительный)

Сентябрь

-разработка положения о проектной деятельности;

-оценка исходного состояния проблемы через анкетирование родителей;

- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

- разработка плана  внедрения проекта.

II этап (основной)

II этап (основной)

-реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

-укрепление и развитие материально- технической базы;

-обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности.

III этап (заключительный)        

Май

-оценка эффективности реализации проекта;

-обобщение опыта по проблеме;

-обратная связь и анализ перспектив дальнейшего развития проекта («Круглый стол» с участниками проекта).

Сроки реализации -  сентябрь – май.

План мероприятий по реализации проекта.

Вид деятельности (мероприятия)        

Задачи        

Время проведения

I.        Подготовительный этап

1

Теоретический анализ проблемы        

Анализ литературы по проблеме проекта с целью изучения имеющегося опыта и внедрения его в практику.

сентябрь

2

Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

Исследование образовательного запроса и потенциала семей, их готовности к социальному партнерству с организацей.

сентябрь

3

Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.

Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей, ее членами для определения направлений  сотрудничества.

сентябрь

4

Планирование работы по проекту

Определение исходного состояния проблемы, анализ возможностей ДОУ по реализации задач проекта

сентябрь

5

Подбор дидактического материала, методическая работа.

Подбор необходимого дидактического и демонстрационного материала, разработка конспектов и сценариев для образовательной деятельности в партнерстве с семьями воспитанников.

сентябрь

                 II.        Основной этап. Сотрудничество с родителями по управлению проектом

1

День открытых дверей «Соберем всех друзей».

Знакомство родителей с жизнью группы.        

октябрь

2

Заседание творческой мастерской «Умелые руки».

Мастер - класс: по изготавливанию костюмов «овощей» в технике паролонопластики.         

октябрь

3

Проблемный семинар

« Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС».

Рассмотрение основных требований ФГОС ДО к содержанию образовательной деятельности и ППРС группы, определение задач совместной работы  для разностороннего развития ребенка.

ноябрь

4

Заседание творческой мастерской «Краски осени».

Оформление группы к осеннему празднику.

ноябрь

5

Круглый стол «Праздник в жизни ребенка». Знакомство с традициями празднования Нового года и Рождества;

Рекомендации по организации досуга в новогодние каникулы

Консультации для родителей

декабрь

6

Заседание «Мастерская Деда Мороза».        

Изготовление новогодних костюмов, помощь родителей в оформлении группы;

Разработка сценария, распределение ролей.

декабрь

7

Совместное создание на территории детского сада снежных фигур «Зимние фантазии».

Лепка из снега сказочных образов

январь

8

Заочная консультация «Зимние прогулки – польза для здоровья ребенка».

Оформление консультационного стенда «Роль прогулки для ребенка», с подбором картотеки зимних игр.

январь

9

Совместные прогулки «Обучение подвижным играм».

Совместные прогулки с родителями воспитанников.        

январь

10

Совместная ОД по познавательному развитию «Мужские профессии».

Организация ОД родителями, совместная разработка конспекта, подбор дидактического материала

февраль

11

Интегрированное занятие по физической культуре « Я здоровым быть хочу».

Участие родителей совместно с детьми в интегрированном занятии инструктора по физической культуре.

февраль

12

Творческий мастер – класс «Бумажные самолеты».

Организация выставки детских работ, созданных совместно с родителями.

февраль

13

Цикл совместных занятий «Музыка с мамой».

Проведение музыкального занятия  с участием мам воспитанников.        

март

14

Семейный проект «Наши семейные традиции

Создание индивидуального семейного проекта.

март

15

Экскурсия «История театра и кино».

Организация экскурсии  в городскую библиотеку, организованную мамой воспитанника.

апрель

16

Заседание  творческой мастерской «Костюмы из бросового материала».

Совместная работа  родителей и детей над созданием костюмов из бросового материала для конкурса «Эко- моды».         

апрель

17

Детско – родительский тренинг «Нейрогимнастика. Комплекс упражнений».

Организация  тренинга воспитателями для родителей и  детей.        

апрель

                                                              III. Заключительный этап.

1

Круглый стол «Наши достижения».

        

Обмен мнениями о проведенной работе, обсуждение планов на будущее.

май

2

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.

Определение перспектив деятельности МАДОУ в рамках сотрудничества с родителями.

май

Создание презентации по итогам реализации проекта.

Обобщение опыта работы.

май

Дальнейшее развитие проекта.

        В процессе работы над проектом, родители активнее стали участвовать в жизни детского сада, все чаще становясь инициаторами совместных мероприятий. Получив в результате опроса запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом. В дальнейшем планируется продолжить изучение проблемы сотрудничества семьи и ДОУ и использовать данный опыт в своей работе.

 

                                                          Список литературы

1. Майер, А.А. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. - 2013.- №5. - С. 54—104.

2.Захарова, Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. - №2. – С.60-62.

3. Доронова, Т. Н.Стратегия согласия / Т.Н. Доронова // Обруч. – 2012. - №2. – С. 3-4.

4.Рунова, М.А. Социальное партнерство детского сада и семьи /  М.А. Рунова, М.С. Макарова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. -  №4. – С.50-54.

        Электронные ресурсы:

1. Аникина Ю. В.  Картотека прогулок для старшей группы – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/24/kartoteka-progulok-dlya-starshey-gruppy

2. Ишутина Л. Н. Консультация "Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Формирование педагогической компетентности родителей" – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/09/28/konsultatsiya-innovatsionnye-podhody-vo-vzaimodeystvii-dou-i semyi

3. Потапкина Т. А. Консультация для родителей «О пользе зимних прогулок с детьми». – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-o-polze-zimnih-progulok-s-detmi.html

4. Тонкова Ю. М.   Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.  – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ

        Считаете ли Вы, что воспитание ребенка - дело в большей степени родителей, нежели воспитателей?

    _____________________________________________________________

         Как Вы считаете, кому должна принадлежать инициатива в общении воспитателю или родителю? _____________________________________________________________

 

        Что понравилось бы ( или нравится) вам как родителю, участвующему в работе ДОУ? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

        Что вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день? __________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________

        Что необходимо для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

        Что для Вас является приоритетным в воспитании Вашего ребенка?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА СЕМЬИ

1.        Фамилия, имя ребенка          _____________________________________________________________

   его возраст ______________________________________________________

        2. Возраст мамы          ___________,      папы______________________________

        З. Образование мамы ______________________ , папы  ________________

4. Место работы и должность мамы  

________________________________________________________________

    папы

________________________________________________________________

5. Кто входит в состав вашей семьи? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

б. Сколько в семье детей?  _________________________________________

7.        Какого возраста? ____________________________________________________________________________________________________________________________

8.        Имеет ли семья отдельное жилье?  Да,  нет  (проживаем у родителей         мужа, жены, на подселении, другое  нужное подчеркните, впишите).        

_________________________________________________________________

        9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое.    

__________________________________________________________________

10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем?

_________________________________________________________________

11. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ

1.        На сколько полезны и интересны были для Вас и Ваших детей происходившие встречи в рамках проекта?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 2. Какая встреча больше всего запомнилась Вам?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что не понравилось? __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Нужна ли такая форма работы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С какими специалистами Вы хотели бы еще встретится, какие актуальные для Вас и Вашей семьи вопросы Вы хотели бы обсудить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ваши пожелания. __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Консультация для родителей на тему: «Новогодние праздники и традиции».

В настоящее время растёт пропаганда национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалов.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Новогодние праздники – это огромная возможность показать детям маленькую часть народных традиций, обычаев празднования – Нового года, Рождества Христова…….

Колядуют - на Рождество, щедруют - на Старый новый год, а с утра посевают.

***

Колядки:

Коляда-коляда,

У нас нынче беда,

Обошли мы целый свет,

Ни конфет, ни денег нет!

Вы нас пожалейте,

Чаю нам налейте!

Традиции празднования Рождества.

Молодые люди устраивали себе гулянья и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседским домам. В каждом дворе ряженный трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти  дом, предводитель, переступая порог, кричал: «Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все   будет в изобилии – мясо, одежда, постели и здоровье!» А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою «работу», и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких – обязательно поленницу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали.

Щедровки - это обрядовые песни, поздравляющие и прославляющие семью - хозяина и хозяйку, их детей, парня или девушку. Название свое они получили от одноименного праздника - Щедрого вечера, который был приурочен к встрече Нового года (ведь 13 января - это 31 декабря по старому стилю).  

Щедрик-Петрик,                                

Дай вареник!

Ложечку кашки,

Наверх колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей!

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам,

хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом!

****************

Посевание:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами,

На столе - пирогами!

************

Сеем-сеем-посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Дайте рубль или пятак -

Не уйдем отсюда так.

 

Как отметить Рождество с детьми

Рождество желательно отмечать вместе с семьей. Если у вас есть дети, вы можете устроить для них в этот день великолепный праздник. Притом возраст малыша не слишком важен: уже в три-четыре года дети могут стать полноценными участниками праздника и помогут вам не только подготовиться к Рождеству, но и весело его встретить.

        Украшайте дом вместе с детьми. Превратите это в веселую игру, чтобы помочь ребенку проникнуться духом Рождества. Малышам, конечно, не стоит давать хрупких украшений, ведь они могут разбить их и пораниться. Отдавайте предпочтение фигуркам из бумаги, дерева, пластика и т.п. и не ругайте ребенка, если он делает что-то не так. Помните, что для украшения елки можно использовать и сладости.

        Рассказывайте малышу об особом значении рождественской атрибутики: об ангелах, Вифлеемской звезде, символ которой прикрепляют к верхушке елки и т.п. Можно также прочесть несколько детских рождественских историй. Так вы поможете ребенку понять смысл украшений, которые используются в этот день.

        Устройте веселый конкурс, если у вас несколько детей. Можно предложить им тематические раскраски, вырезание снежинок из бумаги и т.п. Другой вариант – попросить малыша нарисовать иллюстрацию к рассказанной вами истории. Кстати, это неплохой способ занять детей на некоторое время, пока вы наряжаетесь и накрываете на стол.

        Приготовьте праздничные блюда. Желательно выбрать наиболее яркие и красивые варианты, ведь дети порой уделяют больше внимания внешнему виду еды, чем ее вкусу. При желании можно приготовить кутью, оригинальный пирог, несколько салатов, а также сладкие блюда, которые любит ваш ребенок. Накрывая на стол, вы можете поставить в центр пуансетию, которую в Европе называют рождественским цветком.

        Устройте тематический спектакль. Для этого достаточно будет сделать ширму или просто повесить ткань, а также сшить несколько кукол. Можно использовать и рождественские фигурки, в том числе ангелов. Разумеется, очень важно, чтобы выбранный вами сценарий был веселым и раскрывал для ребенка традиции Рождества. Дети могут быть не только зрителями, но даже участниками представления, вам лишь нужно подробно объяснить, в чем заключается их роль, а затем давать им подсказки.

Приложение 3

Картотека совместных  прогулок с родителями  «Обучение подвижным играм».

Карточка №1.

Наблюдение за погодой. Продолжать рассматривать снежинки. Одинаковые ли снежинки в разную погоду, в оттепель и в холодный, морозный день? Форма снежинок изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно; они крупные, блестящие, похожи на цветы или звездочки. Во время оттепели снежинки образуют хлопья. Предложить детям внимательно рассматривать их. Соотнести форму снежинок с состоянием погоды.

Художественное слово: Скатерть бела, все поле одела (снег). Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь воду в руке (снежинки).

Д/и «Угадай по голосу» - развивать умения слушать других.

П/игра: «Два мороза»  - упражнять детей в беге с увертыванием, учить согласовывать движения со словами.

И/р по ФИЗО: ходьба по снежному длинному валу со снежном в руках и спрыгивание  с него.

Труд. поручения: дать детям метлы, подмести веранду, дорожки – приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых.

Карточка №2.

Наблюдение за погодой. Рассказывать о свойствах снега. Снег согревает почву от промерзания. Как вы думаете, рыхлый или уплотненный снег лучше сохранит тепло? Рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев  не надо уплотнять. Снежный покров является источником влаги для растений в весенний период, поэтому в колхозах на полях проводят снегозадержание, делая валы из снега.  В ведро насыпать снег и отнести его в группу, так как в нем много кислорода и поэтому полезно поливать комнатные растения растаявшим снегом.

Художественное слово:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег (А.А. Фет).

Д/и «Назови по описанию» - закрепить у детей умение угадывать по описанию деревья и кустарники.

П/игра: «Не оставайся на снегу»  - упражнять детей в ловкости, прыжках.

И/р по ФИЗО: метание снежков в движущуюся цель.

Труд. поручения: предложить детям накидать снега на клумбы, около стволов деревьев и кустарников.

Карточка №3.

Наблюдение за погодой. Наблюдение за метелью. Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег?  Предложить детям пройти на крытую веранды или постоять  у стенки детского сада, дома, пусть понаблюдают за метелью. Предложить им прислушиваться к завыванию ветра. Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на месте, наметает из него сугробы.

Художественное слово:  Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа, то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин). Не зверь, а воет (вьюга).

Д/и «Придумай слово» - научить детей подбирать однокоренные слова к предложенным словам.

П/игра: «Мы веселые ребята»  - упражнять детей в ловкости, прыжках.

И/р по ФИЗО: скольжение по ледяной дорожке с выполнением дополнительных заданий: присесть и снова встать.

Труд. поручения: после метели предложить расчистить дорожки, окапать снегом деревья и кусты.

Карточка №4.

Наблюдение за погодой. Наблюдение за зимним пейзажем. После нового года начались сильные морозы и снегопады. Очень красив зимний пейзаж. Обратить внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при фонаре вечером. Что можно сказать про снег, какой он? (подбор прилагательных: пушистый, пухлый, мохнатый; глаголов:  переливается, искрится на солнце). Давайте присмотримся к снегу, ведь он не только белый. Зимой он часто меняет цвет в зависимости от освещения. Какие оттенки вы видите? (голубой, синеватый, желтый).

Художественное слово:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тиха

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно... И.З. Суриков

Д/и «назови одним словом» - активизировать  в речи обобщенные слова

П/игра: «Снежная карусель»  - упражнять детей в ловкости, прыжках.

И/р по ФИЗО: ходьба по узкой снежной дорожке с перешагиванием через различные предметы.

Труд. поручения: отчистить одежу друг друга от снега.

Карточка №5.

Наблюдение за погодой. Рассматривание снежинок. Взять на прогулку кусок картона, фанеры, на котором лежит темная материя. Предложить детям через увеличительное стекло (лупу) рассмотреть строение отдельных снежинок. Одинаковые ли снежинки? Найдите отличия? Какой они формы? Сколько у них лучиков? Правильно, самая простая форма 6 лучей в виде иголочек, встречается форма звездочек и т.д. Что вы можете сказать о размере снежинок?

Художественное слово:  И. Тургенев приветствовал  снег таким словами: «Здравствуйте,  легки звезды пушистого снега».

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится… (К. Бальмонт)

Д/и «назови одним словом» - активизировать  в речи обобщенные слова

П/игра: «Сделай фигуру»  - упражнять детей в ловкости, беге.

И/р по ФИЗО: скольжение по ледяной дорожке с выполнением дополнительных заданий: скольжение после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно.

Труд. поручения: предложить подгруппе детей очистить от снега участок.

Приложение №4

Консультация для родителей:

«Нейрогимнастика - упражнения для тренировки мозга»

Нейрогимнастика- представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Чтобы регулярно выполнять нейрогимнастические упражнения, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.

Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку пользу:

  • улучшает функции памяти;
  • обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
  • повышает физическую и умственную работоспособность;
  • снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
  • активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию познавательных функций;
  • способствует более активной подвижности кистей рук и др.
  • развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
  • стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
  • ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
  • снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
  • повышает работоспособность вестибулярного аппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок в общественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом не укачивает, у них отличная координация движений);
  • развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса;
  • обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
  • предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.

Нейрогимнастика дает большое количество возможностей для ускоренного развития ЦНС детей дошкольного возраста. Положительный эффект от упражнений для головного мозга сохраняется на протяжении всей жизни ребенка. Дети, которые с ранних лет проходили курс нейрогимнастики, намного быстрее от своих сверстников осваивают компьютерные технологии, с легкостью управляют автомобилем и другими транспортными средствами, отличаются выраженным логическим, а также аналитическим мышлением.

НЕЙРОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Упражнение «Слон»

Упражнение «Слон» создано для улучшения синхронной работы центров мозга, отвечающих за интеллект, а также функции мышечной системы.

Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Ребенок принимает положение стоя.
  2. Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча.
  3. После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.

Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительность занятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.

Упражнение «Часики»

Занятие «Часики» предназначено для развития координации движений и укрепления функций мозолистого тела.

Данное упражнение выполняется следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.
  2. После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.
  3. Левая рука фиксируется на животе в области пупка.
  4. Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.
  5. Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.

Для достижения положительного эффекта тренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.

Упражнение «Шаг на развитие координации»

Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.

Этот вид тренировки проходит следующим образом:

  1. Необходимо занять положение стоя.
  2. Ребенок делает шаг правой ногой.
  3. Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.
  4. После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.

Упражнение «Шаг на развитие координации» необходимо повторять по 5 раз ежедневно.

Упражнение «Перекрестные шаги»

Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Занять положение стоя.
  2. Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
  3. После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки

Данные действия повторяются по 5- 10 раз. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а также не запутался в движениях.

Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения»

Для выполнения этого упражнения нейрогимнастики необходимо соблюдать правила:

  • Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.
  • С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.

Данное упражнение выполняется по 5-10 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.

Упражнение «Двойные каракули»

«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.

Данное занятие проходит следующим образом:

  1. Необходимо занять положение, стоя или сидя.
  2. Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.
  3. Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе (или на листе бумаги) различные геометрические фигуры.

Это упражнение следует повторять по 5 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки до 5 минут.

Упражнение «Ленивая восьмерка»

Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.

Тренировочный процесс проходит следующим образом:

  1. Ребенок занимает положение сидя.
  2. Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
  3. Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».
  4. После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.

Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 5 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

  • Общая продолжительность всего комплекса нейрогимнастических упражнений должна находиться в пределах от 5 до 7 мин., так как ребенок может устать.
  • Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных местах. Например, сегодня в квартире, завтра на прогулке в парке, послезавтра по пути в детский сад.
  • Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно, от  простого к сложному.
  • Нейрогимнастические упражнения можно выполнять в положении лежа, сидя за столом или стоя.
  • Перед тем, как внедрять новое занятие, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, показав их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы ребенок повторил данные действия правильно и без ошибок.

В том случае, если ребенку предстоит  умственная нагрузка, лучше сначала провести нейрогимнастическую тренировку, а уже затем переходить к мыслительному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план образовательной деятельности старшей группы №4 «Самоцветы» на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа разработана воспитателем старшей группы Кузнецовой Анастасией Романовной в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад №6 г. Новоалтайска Алтайского края 202...

Перспективный план воспитательной работы старшей группы №4 «Самоцветы» на 2023-2024 учебный год

Календарный план воспитательной работы ДОУ  составлен как приложение к рабочей программы воспитания с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками в 2023-20...

Перспективный план образовательной деятельности старшей группы №4 «Самоцветы» на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа разработана воспитателями старшей группы Кузнецовой Анастасией Романовной, Алёхиной Дарьей Алексеевной в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад №6 г. Но...

Перспективный план воспитательной работы старшей группы №4 «Самоцветы» на 2023-2024 учебный год

Календарный план воспитательной работы ДОУ  составлен как приложение к рабочей программы воспитания с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками в 2023-20...

Рабочая программа старшей группы №1 "Огонек" на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по развитию детей старшей группы...

план развития РППС в старшей группе детского сада на 2023-2024 учебный год

Выявив недостатки при построении развивающей среды в группе, мы поставили перед собой цель: создать РППС в ДОУ в условиях группы способствующей реализаций ООП с последующим её формированием и доведени...