Дидактический материал по теме: «Россия – Родина моя»
методическая разработка (подготовительная группа)

Грязнова Ольга Григорьевна

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а так же дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_material_rossiya_gryaznova.docx831.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №64» 

http://ic.pics.livejournal.com/yurisokolov/74834260/544859/544859_original.jpg

Дидактический материал по теме:

 «Россия – Родина моя»

Составил:

Воспитатель МДОАУ №64

Грязнова О. Г.

г Оренбург, 2023


Дидактические игры по теме «Моя Родина — Россия»

Игра «Моя Родина» 

Цель: закрепить знания детей о том в какой стране они живут, как называются люди, населяющие эту страну, закрепить знания детей о природных богатствах России. Учить внимательно слушать первые три строки четверостишия и договаривать последнюю строчку: («Это Родина моя»), подбирать слова, характеризующие Россию (красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная).

Ход игры: воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».

Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

 Отвечайте без запинки — (Это Родина моя!)

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина? (Это Родина моя!)

Где поля и степь без края,

 На цветах блестит роса,

Песни птиц, жужжанье шмеля? (Это Родина моя!)

Лес, как царство Берендея,

В нём живут медведь, лиса,

А в тайге есть даже тигры. (Это Родина моя!)

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.

 А на юге — море, солнце. (Это Родина моя!)

 Игра «Что рассказывает карта» 

Цель: закрепить умения детей «читать» карту, знания детей о значении каждого цвета на карте (синий — море, зелёный — леса и т.д.)

 Ход игры: воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на карте.

Игра «Сложи из букв название нашей страны» 

Цель: закрепить знание детей о названии нашей Родины, формирование первичных представлений о Родине, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Ход игры: воспитатель показывает картинку и рассказывает детям: «Ребята идут на праздник. В руках у них флажки с буквами, из которых должно получиться название нашей Родины. Помоги ребятам составить это слово из букв — Россия».

Игра «Отбери картинку» 

Цель: закрепить знания детей о президенте России, формировать умение детей находить среди руководителей других стран президента России, называть его фамилию и имя, учить детей подбирать слова-действия к ответу на вопрос «Что делает президент России?».

Ход игры: воспитатель рассказывает: «В детском саду есть заведующая, в школе — директор, у папы и мамы на работе — начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах — это король, в других — королева, а в третьих — к примеру, султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России свой Президент. А теперь посмотри на картинки и скажи, где тут король, где царь, где султан, а где президент. Назови его имя, фамилию. Расскажи, что делает президент для России.

Игра «Раскрась российский флаг» 

Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге, умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта.

Ход: воспитатель предлагает ребятам рассмотреть флаги разных стран, выбрать раскраску и раскрасить флаг России.

Игра «Найди и покажи флаг России» 

Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — флаге, знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать что обозначают каждый цвет флага. Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет — это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Игра «Покажи птицу, которая изображена на гербе России» 

Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — герб, флаг, учить детей находить птицу, которая изображена на гербе России. История возникновения: Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!». Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!». Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!». Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!». Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

Игра «Расскажи гостям о столице нашей Родины и её достопримечательностях» Цель: закрепить знания детей о главном городе столицы России — Москва, уточнить знания детей о том, что такое столица, о достопримечательностях Красной площади. Учить определять на иллюстрации местоположение сооружений относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. Формировать в детях уважительное и доброжелательное отношение к гостям России.

Ход: воспитатель рассказывает детям о том, что в Россию приезжает много гостей из других стран. Предлагает стать гидом и рассказать гостям о Москве (родном городе, селе), России и её достижениях.

Игра «Народы России» 

Цель: закрепить знания детей о том, что Россия — страна многонациональная, воспитать в них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей, закрепить знания детей о национальностях России, чем они отличаются друг от друга (цветом кожи, формой глаз, обычаями). Знать и называть несколько национальностей России. Учить детей описывать национальный костюм народов России. Развивать речевое творчество. Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение «А у нас в стране…» и просит детей выбрать и показать национальность, которую услышал в стихотворении. Описать его национальный костюм. Также воспитатель просит детей рассказать, чем отличаются люди разных национальностей. А у нас в стране живут Русский, коми и якут, И нанаец, и мордвин, И калмык, и осетин, И тувинец, и бурят — Все они дружить хотят! Кабардинец и чуваш, В хоровод вставайте наш! Адыгеец и хакас, Вместе пустимся мы в пляс! И татарин, и башкир — Все за счастье, все за мир!

Игра «Угадай, кому какая вещь принадлежит» 

Цель: учить детей находить элементы одежды и других предметов к национальным костюмам народов России. Развивать внимание. Ход игры: детям предлагаются куклы в национальных костюмах и карточки с изображением вещей, предлагает ребёнку угадать, кому какая вещь принадлежит.

 


Физкультминутки и гимнастика для глаз 

Гимнастика для глаз «Российский флаг» 

Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый — мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

Синий — верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

 Красный — мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

 Вот цвета родного флага! (поморгать глазами)

Физкультминутка «Родина» 

Нет на свете Родины красивей — (шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки)

Физкультминутка «Наша Родина — Россия» 

В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)

Пальчиковые игры по теме «Россия»

 Игра «Город чудный»

Город чудный, город древний,

 Ты вместил в свои концы (хлопок, кулачок)

И посады, и деревни, И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных Вырастали дерева. (поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных… Это матушка — Москва. (сгибать, разгибать пальчики)

Игра «Моя страна» 

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперёд прямые ладони)

Вот российская земля. (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук)

Есть леса тут и озёра, Горы, реки и моря.

 Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

 Пальчиковая гимнастика «Край родной» 

Здравствуй, солнце золотое! (потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое! (помахать «небу»)

Здравствуй, вольный ветерок! (волнообразные движения кистей рук)

Здравствуй, маленький дубок! (показать «дубок» — растёт от маленького расточка вверх)

Мы живём в одном краю — Всех я вас приветствую! (обнимаются)

 Упражнение «Родная земля!» 

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.

 Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля — Родная, зелёная (левой рукой) Наша земля.

Земля, где я сделал (правой рукой) Свой первый шажок,

 Где вышел когда-то (левой рукой) К развилке дорог.

И понял, что это (правой рукой) Раздолье полей

— Частица великой (обеими руками) Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

Упражнение «Родина» 

Поочерёдно загибаем пальчики начиная с большого и заканчивая мизинцем. Сначала правой рукой, затем левой рукой.

Вешняя, бодрая,

Вечная, добрая,

Трактором вспахана

Счастьем засеяна —

Вся на глазах она

С юга до севера!

Родина милая,

Родина русая,

Мирная-мирная

Русская-русская. (В. Семернин)

Игра «В День единства будем рядом» 

В День единства будем рядом, (сжимать и разжимать кулачки)

Будем вместе навсегда, (соединить руки в «рукопожатии»)

Все народности России В дальних сёлах, городах!

Вместе жить, работать, строить, (поочерёдно загибать пальчики правой руки, начиная с большого)

 Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, (поочерёдно загибать пальчики левой руки, начиная с большого)

 Охранять покой людей, Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, (указательными пальчиками «погрозить»)

 Чтобы счастьем жизнь наполнить, (сжимать и разжимать кулачки)

Чтоб под мирным небом спать! (соединить руки в «рукопожатии»)

Массаж пальцев рук «Народы России» 

Живут в России разные народы

С давних пор, Одним — тайга по нраву, Другим — родной простор.

У каждого народа язык свой и наряд (руки вперёд, пальцы соединить)

Один черкеску носит, Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья, (ладони имитируют плаванье рыбки)

Другой — оленевод (пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой) Один кумыс готовит, (круговое поглаживание живота рукой)

 Другой готовит мёд. (тыльной стороной ладони вытирают рот)

Одним милее осень (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)

Другим — милей весна. (приседают, поглаживают «траву»)

А Родина — Россия («Домик»)

 У нас у всех одна. (берутся за руки)


Стихи о России для детей 5-7 лет 

Родные просторы

 Обойди хоть всю планету

Но страны прекрасней нету!

У неё во всём успех,

Ведь Россия больше всех!

Велики её просторы.

В ней леса, поля и горы.

В ней озёр и рек не счесть

 И в земле богатства есть!

 Только главное богатство

У России — это братство!

В ней любой её народ

 Как в одной семье живёт!

Где все ценятся в работе.

 Где любовь и мир в почёте.

Где всегда тепло и кров

И защита от врагов!

А в истории немало

Прочь Россия прогоняла

С золотых своих полей

Всех непрошенных гостей,

Да завистливых соседей.

 Ведь не зря страной медведей

Нашу Родину зовут

И в тайгу к нам не идут.

А дружить страна готова.

С тем, кто с миром,

 С добрым словом,

 С чистым сердцем к нам спешит,

Дружбой с нами дорожит.

Тем и славится Россия,

Что своей огромной силой

Мир и правду бережёт

И на помощь всем идёт.

Нас не зря земля учила:

Мир и братство — наша сила!

 И пусть знает целый свет,

Что страны прекрасней нет! (С. Тетерин)

Москва 

Ты не сможешь никогда

Перечислить города

Малые, большие —

Все, что есть в России!

А вот знать столицу —

Очень пригодится!

Заучи, как дважды два —

Главный город наш — Москва!

Здесь, в столице, весь народ

Любит ездить на метро:

Это современные Поезда подземные.

Мчат они без светофоров

По подземным коридорам,

Чтоб могли добраться вы

 В точку каждую Москвы. (С. Тетерин)

Юг России 

У России (случайно так сделалось)

 Есть и Чёрное море, и Белое!

Но в одном вечно плавают льды,

У другого — повсюду сады.

И не знают они друг о друге:

То — на севере, это — на юге!

Хоть Россия — большая страна,

Всё же северная она!

Но и север когда-то кончается.

 Где же юг у неё начинается?

Если ехать на поезде нам

И смотреть на страну из окна —

Всё в начале покрыто лесами,

 Дальше лес вперемешку с полями,

 Вскоре вовсе его не видать,

А вокруг только ровная гладь

И полей золотые узоры.

Это юг наш! Степные просторы!

(С. Тетерин)

Гимн России 

Когда я слышу гимн России

То сердце начинает биться

И рвётся из груди, как птица.

В простор небес высокий, синий.

Я гордость, радость ощущаю,

Что я живу в такой стране,

Что краше нет на свете края,

 Душа пылает, как в огне!

Гимн славит Родины просторы.

Гимн славит мой родной народ,

 Поля, леса, моря и горы.

 Гимн нас к свершениям зовёт!

Белая полоска — белая берёзка!

Русская душа — чиста и хороша!

Полоска голубая — светлая родная!

Это воздух и вода — жизни вечная среда!

А красная полоска — то сердца отголоски —

 Вера, Преданность и Честь,

Память, Мужество и Верность —

Это всё в России есть!

(О. Богданова)

Родина

 Родина — слово большое-большое,

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира,

Мама и папа, соседи, друзья,

 Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок и я. (Т. Бокова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. Тема « Россия – моя Родина»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности  с дошкольниками в средней группе.  Тема: « Россия – моя Родина»     Интеграция образовательных областей: «Познани...

Презентация на тему: Россия - наша Родина

Дать определение к понятию Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Россия - наша Родина»

Конспект ООД  по теме: «Россия -  наша  Родина».Цель: Познакомить  детей  с понятиями Родина, Отечество, формировать у детей чувство любви к своей родной  стр...

Тема: "Россия - наша Родина".

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия — наша Родина»...

Занятие по теме: «Россия - наша Родина».

Цель: Познакомить  детей  с понятиями Родина, Отечество, формировать у детей чувство любви к своей родной  стране.Развивать связную речь, расширять словарный запас. Закрепить знани...