Мастер - класс современные технологии в работе с детьми ОВЗ
методическая разработка (подготовительная группа)

Павловская Тамара Николаевна

Инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ.

 

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми, имеющими ОВЗ, которые оптимально соответствуют поставленной цели   развития дошкольников,  имеющих ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

инновационных проектов, программ, методических разработок

для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

«Мы вместе»

Мастер – класс

Клуб дошкольных наук для начинающих воспитателей «Дошкольная страна»

Тема: «Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)»

Пояснительная записка

Актуальность

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с детского сада, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание обращается на технологии коррекционно-развивающего обучения с учетом ФГОС, которые направлены на физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие детей. Технологии коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ являются основой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность детей. Актуальность такого подхода заключается в том, что он доставляет детям радость не только самостоятельного поиска и нового открытия но, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной деятельности дошкольников, их творческой активности, формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особенно существенно такой подход по отношению к детям с ОВЗ.

Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Цель:

Создание для дошкольников с ОВЗ специальных условий для  проведения  коррекции нарушений развития, социальной адаптации   развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, 

Задачи:

1.Обеспечивать качество образования для дошкольников с ОВЗ.

2.Учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков воспитанниками с ОВЗ.

3.Способствовать раскрытию индивидуальных способностей детей с ОВЗ.  

4. Поддерживать интерес к обучению  и воспитанию дошкольников имеющими  ОВЗ.

 Принципы  работы с дошкольниками ОВЗ 

1. Принцип доступности заданий. (Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников).

2. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом.

3.Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.

4. Принцип интеграции.

Планируемые результаты

Освоение педагогами и использование в  работе  с детьми ОВЗ современных образовательных технологий, представленных на  мастер – классе.

 

Содержание мастер – класса:

План

I. Презентация   «Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими  ОВЗ»

II. Видеоролики:

1. «Гарденотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ воспитатель   Филипенкова М.Н.

2. «Прищепкотераия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми, имеющими ОВЗ», воспитатель Бабанова Л.П.

3. «Куклотерапия,   как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ воспитатель Сорокина О.Е.

( видеоролик).

4. « Мнемотехника как технология для развития связной речи дошкольников с ОВЗ»  Ольховникова М.С (видеоролик).

5 «Нетрадиционная здоровьесберегающая технология Су - Джок терапия в работе с детьми, имеющими ОВЗ «Волшебные шарики и колечки» Павловская Т.Н . ( видеоролик).

II. Практическая часть

III. Заключение

1.Выводы.

2.Подведение итога мастер – класса.

Ход мастер - класса

            В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми, имеющими ОВЗ, которые оптимально соответствуют поставленной цели   развития дошкольников, имеющих ОВЗ. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются  следующие  технологии  для работы с детьми с ОВЗ (таблица ): 

СКАЗКОТЕРАПИЯ,ИЗОТЕРАПИЯ,ЦВЕТОТЕРАПИЯ,КУКЛОТЕРАПИЯ,ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ,СУ – ДЖОК  ЕРАПИЯ, КВЕСТТЕХНОЛОГИЯ, МНЕМОТЕХНИКА, ГАРДЕНОТЕРАПИЯ,ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ,МНЕМОТЕХНИКА

Мы рассмотрим 5 технологий:

Мнемотехника, гарденотерапия,  Су-Джок терапия, прищепкотерапия, куклотерапия.

Итак,  рассмотрим первую технологию:

I. Гарденотерапия

Природа является богатейшей  средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями.

Гарденотерапевтический  метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного  сопереживания, соучастия, эмпатии ( сочувствию сопереживанию  проблемам другого человека).

Цель: Социальная адаптация и реабилитация детей

 с ограниченными возможностями посредством

использования элементов гарденотерапии.

Задачи:

1.Формировать знания о комнатных растениях.

растениях сада, огорода, умения в их уходе и  содержании.

2.Развивать познавательную активность,

коммуникативные, творческие способности воображение.

4.Развивать интерес к окружающему миру, живой природе.

5.Воспитывать бережное отношение к природе

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Гарденотерапия,  как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ»,  воспитатель   Филипенкова М.Н.

II.ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ  

Цель:

1.Развитие мелкой моторики рук, формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений).

2.Развитие чувства ритма.

3.Развитие конструктивного мышления.

 4.Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Прищепкотераия,  как здоровьесберегающая технология в работе с детьми, имеющими ОВЗ», воспитатель Бабанова Л.П.

III. Куклотерапия  

Цель

1.Развитие речи детей, мелкой моторики  рук,

повышение качества коммуникации, развитие  пространственной ориентации, координации движений

2.Формирование с помощью куклы способов выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями  здоровья не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.

В куклотерапии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья используются куклы, которые соответствуют  возможностям самого ребёнка и помогут развивают его. В МБДОУ д/с № 4 активно  используются такие виды кукл как:

1.Петрушечные куклы – они одеваются на руку.

2.Пальчиковые куклы – маленькие куклы, связанные из плотной нитки, одевающиеся на пальцы.

3.Куклы, которые изображают разных животных.

4.Куклы-рукавички -  на спине куклы пришита рукавичка, она играет роль держателя, чтобы  ребёнок, который не имеет возможности фиксировать свою кисть руки, мог  с легкостью держать эту куклу.

5.Комбинированная кукла - состоит из нескольких частей: стакан -служит как подставка или держатель, которая имеет прорезь для палки, на которую крепится  голова куклы и одежда. Такой куклой ребёнок сможет показывать кукольный  театр, а взамен сцены он может использовать стол или ширму.

6.Большая кукла (ростом в самого ребенка) – используется детьми в качестве друга, с которым можно поиграть, если ребенок  не хочет играть с детьми, или рассказать о  своих переживаниях, страхах.

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Куклотерапия,   как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ воспитатель Сорокина О.Е.

IV. МНЕМОТЕХНИКА(мнемодорожки,  мнемоквадраты, мнемотаблицы)  

По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст. Изображения  располагаются в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках , которые воспитатели или родители  могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.

Цель:

1.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

2.Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

3.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

V. СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ  

Цель:

     Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах, развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки  руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе, коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. 

Задачи

1.Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга,   используя приёмы Су-Джок терапии.

 2.Развивать координацию движений у ребенка.

 3.Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую

 моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.

4.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье.

Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение.

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Нетрадиционная здоровьесберегающая технология Су- Джок терапия в работе с детьми, имеющими ОВЗ «Волшебные шарики и колечки» Павловская Т.Н

II. Практическая часть  для воспитателей:

1.Задание:

Подумайте и напишите проблемы детей, имеющих ОВЗ

Первая группа – дети с нарушенным слухом

Вторая группа – дети с церебральным параличом

Третья группа – дети с нарушением зрения

            Четвертая группа – дети с интеллектуальными нарушениями

Обобщение ответов педагогов:

Можно выделить  четыре группы детей, которые нуждаются в специальном подходе и требуют особого внимания:

 

2.Напишите,  какие проблемы существуют у педагогов при общении с детьми, имеющими ОВЗ?

 - Неудобно смотреть

- Непонимание речи

- Страх заболеть самому

- Неумение помочь

- Сильная жалость

Вывод:

 В работе с такими детьми необходимы особые методы и формы работы.

III. Заключение

1.Выводы:

Использование современных технологий работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья отвечает современным требованиям, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям воспитанники овладевают приемами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию» воспитанника нового поколения.

 

2.Подведение итогов  Мастер - класса

      Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

     В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

Литература  

1. Земляченко М.В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Международной научной  конференции. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 69-71.

2. Мультиурок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/ files/innovatsionnyie-tiekhnolog

3. Бекиш М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.

4. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый – 2015 – №10.

5. Кинош Е. А. Проблема преемственности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

6. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические

основы / Л. И. Акатов. - М: ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ" в рамках проекта "Ресурсная школа"

Знакомство родителей и педагогов с 3-мя видами современных здоровьесберегающих технологий, позволяющими дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано п...

Мастер-класс « Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста»

Мастер-класс « Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста»Задачи:1.     Установить доверительный контакт между семьёй и детским садом.2....

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»#сидимдома

Мастер-класс"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми"...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Учебный день ребенка насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, внимания, устранить которое можно используя  совре...

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс раскрывает несколько видов технологий для сохраннения и стимулирования здоровья. Здесь представлены: дыхательная, пальчиковая гимнастика, игровой массаж, самомассаж, речевые игры, динамич...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ»

мастер- класс учителя -логопеда для педагогов ДОУ  по темеиспользования  здоровьесберегающих технологий в работе с детьми...