«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»
статья (средняя группа)

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya1.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Воспитатель:

А.В. Москвичева

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми. Существует мнение, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи. Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

1. Конструирование разных предметов, объектов из мелкого материала:

  • развивает концентрации внимания;
  • вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

2. Игры с мелким материалом: 

  • игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
  • игры с палочками;
  • игры с мозаикой, конструктором;
  • игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов.

3. Игры со счётными палочками:

  • развивают мелкую моторику;
  • совершенствуют мелкую моторику пальцев рук;
  • развивают зрительное внимание и пространственную ориентацию;
  • активизируют словарь.

    4. Существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Пальчиковая гимнастика:

  • Готовит ребёнка к счёту;
  • Учит действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
  • Способствует осознанию понятий «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
  • Научит лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.

5. Развивающий массаж - самомассаж кистей и пальцев рук.

6. Графические упражнения. Развитие графической моторики:

  • рисование по трафарету;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • штриховка;
  • работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Например:

Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Нарисуй фигуры"

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Задание "Нарисуй такую же картинку" 

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание "Дорисуй картинку" 

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Задание "Графический диктант"

Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т.д."Узоры могут быть различными. 

7. Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?

  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • играть с песком, водой;
  • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)

8. Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы:

  • скакалки;
  • мячи;
  • гимнастические палки;
  • кольца;
  • палочки;
  • флажки;
  • утяжелённые мешочки.

Формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки. Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей позволяет:

  • учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка;
  • обучить ребенка сравнивать предметы через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий;
  • познакомить дошкольников с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, что в дальнейшем позволить им давать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию. При регулярной и систематической работе по развитию мелкой моторики дошкольников, проведении подобных упражнений, у детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся более уверенными, повышается темп их выполнения.

Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы: зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

Литература:

Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. - СПб.:Литера,2016. – 32с.

Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет. - Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...

Лепка, как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушениями речи

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков....

Консультация:«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

применение тестопластики в работе с детьми с нарушением зрения...

«Средства развития мелкой моторики рук детей с нарушением речи»

Цель: Помочь педагогам в работе по развитию моторики у дошкольников.        Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем в...