Серия ситуативных игр-историй «Будем крепко мы дружить».
картотека (старшая группа)
Игры направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия.
Основная задача, которую предстоит решать детям в ходе игры, - помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т.д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situativnye_istorii.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия ситуативных игр-историй «Будем крепко мы дружить».
Игры направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.
- Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).
- Подготовка к инсценированию стихотворения.
- Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
- Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами.
- Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?».
- Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
- Подведение итогов, выводы.
Основная задача, которую предстоит решать детям в ходе игры, - помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т.д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом.
Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя, они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).
Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений:
- Сопереживать (отзывчивость).
- Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
- Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.
Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»
Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Беседа с постановкой проблемной задачи.
Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?
На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Инсценировка стихотворения.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Дети инсценируют стихотворение.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
Вопросы к детям:
- Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)
Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться.
Ситуативная игра-история «Машина».
Котику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Котик довольный помчался во двор.
Ежик машину увидел, и вот
Молча у друга ее он берет.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Котик ему не готов уступать.
И говорит он, надувшись, Ежу:
«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».
Выход из проблемной ситуации.
Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.
Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери.
Кнопку для старта скорее нажми!».
Ситуативная игра-история «Случай в малине».
День был июльский, и жаркий, и длинный.
Котик и Ёж собирали малину.
Только в траве, возле старой березы,
Котику в лапу вонзилась заноза.
Просит он Ёжика: «Друг, помоги!
Мама малинку ждет в пироги!»
«Я не желаю тебе помогать,
Лапкой одной можешь ягоды рвать.
Не я уколол тебя», - Ёжик сказал,
В помощи другу он отказал.
Выход из проблемной ситуации.
-Не огорчайся, мой друг, не беда!
Ведь помогаю тебе я всегда!
-Вместе мы сладкой малины нарвем,
Сладкий пирог вместе мы испечем.
Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку»
Котика мама послала на почту,
Маме письмо отослать надо срочно.
Ёжик с приятелем вместе пошел,
С другом в дороге всегда хорошо.
Слышат в лесу они плач чей-то громкий,
И увидели под елью Бельчонка,
Он в незнакомое место попал,
Маму и дом свой родной потерял.
«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,
Много у нас еще дел впереди.
Если с тобою будем возиться,
Почта, наверно, успеет закрыться!»
Выход из проблемной ситуации.
«Бедный малыш, мы поможем тебе
И одного не оставим в беде.
Маму свою ты найдешь вместе с нами,
Будем теперь с тобою друзьями».
Ситуативная игра-история «Ириски».
Котику как-то купили ирис
С очень веселым названьем «Кис-кис».
Лучше ириса нет в мире конфет!
(Это, признаться, уже не секрет.)
Ежик сказал: «Я конфеты люблю!
Не угостишь - я тебя уколю!»
Котик ответил: «Если ты злой,
Значит, ириски не дам ни одной!»
Выход из проблемной ситуации.
Котик ни капельки не удивился:
«Что же ты, Ежик, так рассердился?
Ирис я принес, чтоб тебя угостить,
Просто ты, Ёжик, забыл попросить!»
Варианты игр.
- Театрализация историй, например к развлечению, празднику.
- Использование игры-драмматизации на занятиях по развитию речи.
- Игра с использованием сюжетных картинок, иллюстрирующих историю (составление рассказа, придумывание нового финала, добавление, изменение истории).
- Создание новых сюжетов игр с опорой на жизненный опыт ребенка.
- Иллюстрация историй (создание книжки, мультфильма, рисование сказки).
- Кукольный театр (изготовление фигурок, декораций из бумаги, текст заучивается детьми наизусть.)
Эти игры могут быть рекомендованы воспитателям, для использования на занятиях, в развлечениях, а также родителям, которые хотят лучше узнать своего ребенка, ненавязчиво обучая его правилам общения и вводя в мир общечеловеческих ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по этикету "Будем крепко мы дружить" в средней группе
Занятие по этикету, формирует положительные отношения между детьми...
Серия ситуативных игр "Будем крепко мы дружить"
игры направлены на обогощение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия...
Конспект НОД "Будем крепко мы дружить"
Конспект НОД в области "Познание" - "Будем крепко мы дружить", с целью развития логического мышления....
Конспект НОД "Будем крепко мы дружить"
математическое развитие...
Серия ситуативных игр-историй «Будем крепко мы дружить».
Серия ситуативных игр-историй «Будем крепко мы дружить»....
Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Серия ситуативных игр-историй
Серия ситуативных игр-историй "Будем крепко мы дружить"...
Картотека игр и ситуативных историй «Будем крепко мы дружить»
Здесь собраны игры, направленные на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. В эти игры легко смогут играть дети, имеющие нарушения речи....