Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Чудеса Башкортостана»
проект (подготовительная группа)

Вахитова Лилия Григорьевна

Проект

по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Чудеса Башкортостана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_bashkortostana.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район

         «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район РБ

__________Н.С. Ильгузина

«____» ____________ 2023г.

Проект

по нравственно – патриотическому воспитанию

«Чудеса Башкортостана»

Автор проекта: воспитатель

Вахитова Лилия Григорьевна

Калтасы 2023 г.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

К. М. Симонов

Актуальность

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Целью Федеральной образовательной программыот 30 сентября 2022 г. № 874 так же является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей стране, формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний и расширение представлений о городах и чудесных местах родного края,

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Проблема. низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа, о республике, в которой они живут, невидение прекрасных мест Башкортостана.

Цель проекта: расширять представления детей о родном крае, об истории, культуре, быте и традициях башкирского народа, систематизировать знания о семи Чудесах Света Республики Башкортостан, о региональной символике,и конечно же воспитывать любовь и уважение к нашей Родине и ее культуре.

Задачи проекта:

1) формировать любовь, интереси бережное отношение к родному краю, к его природе и богатствам, вызывать чувство гордости за родной Башкортостан;

2) воспитывать интерес к устному народному творчеству башкир ( к легендам, сказаниям, эпосам)

3) формировать знания по культуре Башкортостана посредством организации занимательной и игровой деятельности, бесед, экскурсий;

4) продолжить учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества;

5) обогащать интеллектуальную и информационную стороны детей

6) формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкирского народа.

Формы работы с детьми:

1) беседы

2) занимательная деятельность

3) экскурсии; целевые прогулки

4) рассматривание иллюстраций, презентаций, фотографий;

5) выставки детских работ и фотографий по проекту

6) чтение художественной литературы (сказок, стихов, пословиц, поговорок, эпосов, легенд)

7) творческая речевая деятельность

8) развлечения

9) дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры по проекту

10) ознакомление детей с музыкой по теме проекта

Формы работы с родителями:

1) беседы, консультации, анкетирование

2) привлечение к сбору материала по проекту

3) посещение краеведческого музея

4) фотоконкурсы

5) праздники

6) выставки

Предполагаемый результат: в результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

1)место проживания: республика, село; символику республики, достопримечательности; крупные города республики;

2)свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями; знают столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности.

3) называть представителей разных национальностей, населяющих нашу Республику; уважать их культуру и традиции;

4) знать природу республики, ее флору и фауну;

5) уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;

6) национальные игры, с удовольствием в них играть.

Аннотация проекта:проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников посредством приобщения к истории, культуре, традициям и достопримечательностям республики Башкортостан.

Творческая группа проекта:

Старший воспитатель – Илтубаева Э.М.

Воспитатель – Вахитова Л.Г.

Музыкальный руководитель – Бережнова Л.А.

Физинструктор – Шуматова К.С.

Тип проекта: тематический, воспитательно-познавательный

Вид проекта: групповой

Категория проекта:долгосрочный

Срок реализации проекта: 1.09.2023- 31.05.2024

Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный  этап (сентябрь 2023 г.)

Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родном крае, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями.

2. Основной этап. Реализация намеченного плана

3. Заключительный этап.

- Подведение итогов проектной деятельности

- Оформление материалов проекта с целью дальнейшего транслирования на педагогическом совете

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Организационно – педагогическая работа

Период проведения

Участники

Цель

Содержание

Ответственные

Сентябрь

Воспитатель

Разработать патриотический проект «Чудеса Башкортостана»

Определение цели и задач проекта. Составление планов его реализации.

Вахитова.Л.Г.

Старший воспитатель

Воспитатель

Определить стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов

Обсуждение плана работы

Илтубаева Э.М.

Вахитова Л.Г.

Воспитатель

Родители

Создать условия для реализации проекта

Организация работы с родителями в ходе проведения проекта

Вахитова Л.Г.

Основной этап 2023-2024 учебный год

Время проведения

Участники

Содержание работы

Октябрь

Дети

Воспитатель

Родители

Музыкальный руководитель

1. ЗД «Моя Родина – Башкортостан».

2. День национального костюма.

3. Просмотр мультфильма «Северные амуры» совместно с родителями и воспитателем.

4. ЗД «Природные богатства Республики Башкортостан.

5. Участие в районном Фестивале народов республики Башкортостан.

6. Праздничное Мероприятие ко Дню Республики

7. ЗД «Семь чудес Башкортостана» (РМО)

Ноябрь

1. Беседа «День народного единства»

2. Просмотр фотографий «Капова пещера»

3. Просмотр фотографий «Янгантау – горелая гора»

4. Беседа «Лекарственные растения республики»

5. Беседа «Животные Башкортостана»

6. ЗД «Красная книга Башкортостана»

7. Стенгазета ко Дню Матари.

Декабрь

1.Чтение «Легенды о происхождении Шиханов». Башкирские Шиханы

2.ЗД «Башкирское народное жилище»

3.Декоративная аппликация «Украсим юрту узором»

4. Изготовление лепбука «Мой Башкортостан»

5. ЗД «Красноусольские минеральные источники»

6. Подв. игра «Иголка и нитка»

7. Фотовыставка «Мы познаем край родной»

Январь

1. Чтение «Легенды о реках Башкортостана»

2.Дид. игра «Собери карту Башкортостана

3 Изготовление книги «Чудеса Башкортостана»

4.Выставка книг «Богатства моего края»

5. Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов

6. Просмотр фотографий «Достопримечательности г. Уфы»

7. Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

Февраль

1. ЗД «Одежда башкирского народа»

2. Посещение Калтасинского районного историко-краеведческого музея

3. Рисование «Башкирская одежда»

4. Чтение башкирской народной сказки «Сказка о курае»

5. Лепка «Цветок курая»

6.Подв. игра «Юрта»

7. Мероприятие к 23 февраля для пап и дедушек «Наши защитники»

Март

1. Чтение стихотворений о Башкортостане

2. Знакомство с работами художниковА.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».

3.Выставка детских работ «Чудеса Башкортостана»

4.Подв. игра «Перетягивание каната»

5. ЗД «Башкирские народные музыкальные инструменты (курай, кубыз, думбыра)

6. Рисование башкирского народного музыкального инструмента «Курай»

7. Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Апрель

1. Чтение башкирской народной сказки «Мудрый старик и глупый царь»

2. Беседа «Целебные напитки. Кумыс»

3. Рисование «Башкирская лошадь»

4. Беседа «Что мы знаем о пчелах. Башкирский мед»

5.Подв. игра «Медведь и пчелы»

6. Аппликация из пластилина «Улей и пчелы»

7. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Май

1.Беседа «Башкирские национальные блюда»

2.Лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»

3.ЗД «Башкирские народные музыкальные инструменты (мандолина, тальянка, скрипка)

4. ЗД «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа. Памятник Салавату Юлаеву

5. Чтение произведений поэтов Башкортостана «Башкортостан – чудесная земля», «Башкортостан – родная сторона»

6. Рисование «Мой край родной»

7. Памятка для родителей «Моя Родина – Башкортостан»

Список литературы:

1. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под ред. Т.И. Оверчук. М., 2004

2. Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006

3. Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику// Управление ДОУ.2008, №4,с.77

4. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана»/ Под ред. И.Г. Акманова - Уфа: Китап, 2001

5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

В презентации кратко представлена работа по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

"Нравственно-Патриотическое воспитание "в подготовительной группе

патриотическое воспитание в подготовительной к школе группе....

Самообразование педагога в подготовительной группе "Нравственно-патриотическое воспитание в подготовительной группе"

Формирование нравственно -патриотических качеств- воспитание храбрости , мужества, стремление защищать и любить свою Родину.Формировать у детей уважительное отношение и чувства принадлежности к  ...