Коррекционно — развивающая работа с детьми с ОВЗ.
методическая разработка (старшая группа)

Актуальность

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы.

Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno_-_razvivayushchaya_rabota_s_detmi_s_ovz.docx147.94 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно — развивающая работа с детьми с ОВЗ.

Подготовила Ибрагимова Патимат Бейбалаевна

Актуальность

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы.

Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Цели и задачи:

- стабилизация межполушарного взаимодействия;

- обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка;

- создание для обучающихся возможности осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для развития познавательного интереса.

- стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности.

- повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.

Коррекционно-развивающая программа состоит из цикла занятий.

Занятия можно проводить как в микрогруппе, так и индивидуально. Каждое занятие может дублироваться с заменой некоторых упражнений и отрабатываться до тех пор, пока не будет достигнут результат. Занятия могут проводятся как ежедневно, так и один раз в неделю, время проведения – 15-30 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей. Оптимальное число участников группы – 1- 6 человек. Возраст – от 3 до 7 лет.

Структура занятия:

- дыхательное упражнение - 2-3 минуты;

- массаж и самомассаж 3-4 минуты;

- растяжка – 2-3 минуты;

- глазодвигательное упражнение - 2-3 минуты;

- телесные упражнения – 10- минут;

- упражнения на развитие тактильных, кинестетических, динамических, пространственных функций – 10 минут;

- упражнения на развитие внимания, памяти, функций программирования и контроля, коммуникативные и эмоциональные упражнения – 10 минут.

Упражнения различной направленности:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, сердцебиение, перистальтика кишечника) – приводит к нарушению психического развития ребенка.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Коррекционные движения тела и пальцев:

- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов (упражнения из нейрогимнастики, растяжки и т. д.).

- центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

Функциональные упражнения:

- развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

- исключение гиперактивности и импульсивности;

- исключение гнева и агрессии.

Релаксация - приемы саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации мероприятий данной работы, а также изучения процесса достижения детьми следующих задач:

- развитие внимания (концентрация, переключаемость, распределение);

- тренировка психомоторных функций.

Занятие 1

1. Дыхательные упражнения

«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и, шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети дышат по команде по команде «вдох-выдох» (5 раз).

2. Игры с мячом Ребенок и взрослый должны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч. Мяч кидают сначала непосредственно в руки, затем немного правее, немного левее, немного выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. Дети ловят мяч по очереди и бросают взрослому.

3. Растяжки «Качалка». Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. На этом упражнении мы часто обнаруживаем, что у ребенка проблемы с удержанием головы. В этом случае взрослый помогают ему, кладя свою руку под голову (на уровне сочленения шеи и затылка).

4.Глазодвигательные упражнения «Конвергенция». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.

6.Базовые сенсомоторные взаимодействия «Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой, и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени!

«Здороваемся» (учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать).

Занятие 2

1. Дыхательные упражнения

«Дышим под счет» Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре, держим (раз-два, выдох (раз-два-три-четыре, держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

2. Общий двигательный репертуар «Зоопарк». Дети изображают мишку, птенчика, уточку, двигаясь при этом вперед и назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней стороны стопы, двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.

3. Игры с мячом «Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

4. Растяжки «Полетели». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко, растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая его губами и зубами) и носочки ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.

5. Глазодвигательный

репертуар Упражнение для глаз. Ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги и руки прямые, лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются, пальцы рук неподвижны. Рот открыт, язык высунут, и следует за движением глаз. Взрослый, как и на предыдущем занятии, ярким предметом рисует в воздухе «крест» на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы.

6. Базовые сенсомоторные взаимодействия «Каракатица». Ребенок ложится на спину, кладет в сцепленные в замочек руки за голову и приподнимает её, а ноги сгибает в коленях. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, ребёнок вперёд спиной должен добраться до края паласа (усложнение -1 : ногами вперёд); (усложнение - 2 соревнование каракатиц).

«Кнопочки» (Толкашки). Два ребенка прижимают свои ладони попарно и поочередно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление). Усложнение: «Толкашки ногами», контроль – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.

6. Глазодвигательный

репертуар «Конвергенция». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.

7. Базовые сенсомоторные взаимодействия «Партизаны» Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой, и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)

8. Мелкая моторика «Барабанщики». Дети каждым пальцем поочередно то два раза, то один раз стучать по коленям.

Занятие 4

1. Развитие внимания «Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

2. Дыхательные упражнения

Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов «Вдох», «Держим», «Выдох», вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок- 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок-3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз. Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслаблено!

3. Общий двигательный репертуар «Кузнецы и сенокосцы». Дети складывают руки так, как будто у них в руках молот, и куют железо. Затем дети представляют, что у них в руках коса, и косят траву.

4. Игры с мячом «Упражнение с теннисным мячом». Ребенок и взрослый кидают друг другу теннисный мяч двумя руками. Мяч кидают с разных расстояний. Ребенок ловит мяч и называет любой синий (красный, мокрый, холодный, горячий и т. д.) предмет.

5. Растяжки «Дотянись». Ребенок лежит на животе. Взрослый, сидя перед ним, держит предмет перед ребенком, а ребенок тянется к нему сначала правой рукой, а потом левой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит дотянуться до предмета ногами - сначала правой, а потом левой. «Лодочка». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить их лодочкой (ладонь к ладони, приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно выполнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги). «Фараон». Ребенок ложится на спину, обняв себя руками (правая кисть держит левое плечо, левая - правое). Он должен отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не поднимая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить.

6. Глазодвигательный

репертуар «Конвергенция». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.

Занятие 5

1. Дыхательные упражнения

Ребенок, лежа делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Поднимаем (3 хлопка, держим (3 хлопка, опускаем (3 хлопка, держим (3 хлопка)». Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу и удерживает их в воздухе во время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и также задерживает на время задержки дыхания. На выдохе опускает руку и ногу. Упражнение выполняется 5-8 раз.

Команды сначала необходимо проговаривать вслух. Можно даже подсказывать ребенку, какую руку и ногу надо поднимать. Также нужно следить за тем, чтобы руки и ноги, которые не работают в данный момент, лежали спокойно и расслабленно.

2. Общий двигательный репертуар «Гусеница». Дети изображают гусеницу. Прямые руки и ноги стоят на полу близко друг к другу. Затем руки убегают, а ноги стоят, потом ноги догоняют, а руки ждут.

3. Игры с мячом «Игры в кругу». В этом упражнении должно участвовать как минимум 3 человека. Мячик кидают по кругу. Правила игры : один хлопок – мяч движется в том же направлении, два хлопка - мяч меняет направление. После того, как ребенок усвоил программу, меняется инструкция: один хлопок – мяч меняет направление, два хлопка – мяч движется в том же направлении.

5 Глазодвигательный

репертуар «Поймай колокольчик». Ребёнок, сидя на стуле, следит глазами и языком за колокольчиком.

«Конвергенция». Ребенок лежит. Взрослый поднимает какой-то предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над его переносицей. Язык максимально высунут. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. При приближении предмета язык медленно прячется во рту. Сделать 2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа

Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ

Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...

Консультация для родителей «Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи»

Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи. В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не обязательное услови...