Квест-игра "День опытов и экспериментов"
план-конспект занятия (старшая группа)
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес у детей, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест-игра «День опытов и экспериментов»
Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Ход игры:
Воспитатель заходит и вносит бутылку Алладина. На дне бутылки лежит записка.
- Ребята. Как нам достать записку?
-Правильно налить воды. Дети по очереди наливают воду в бутылку с помощью небольшого мерного стаканчика.
Достают записку «Здравствуйте, дети! Меня зовут Алладин. Вы все любите волшебство. Вот и я решил к вам обратиться за помощью. Так как меня заколдовала злая колдунья. И сказала, что меня могут спасти только дети из детского сада, которые любят волшебство и которые любят проводить опыты. Вы готовы мне помочь? Если готовы, то вы найдете ещё одну записку заколдованную. Там будем схема выполнения задания. Но ее надо проявить. А как я не знаю» .
- Ну, что дети поможем Алладину?
- Как можно проявить надпись на листе?
- Правильно, нам поможет йодовая вода, т.к. письмо написано лимонным соком. Дети по очереди раскрашивают записку. Разбирают маршрут
1 станция «Воздушная лаборатория» Сегодня мы приглашаем вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим?
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть воздух.
Предлагаю детям подойти к столам, подуть через соломинки в банку с водой. - Что мы видим? (Пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда берется этот воздух? (Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
- Куда деваются пузырьки воздуха? ( Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
- Почему пузырьки не остаются в воде? (Потому что воздух легче воды)
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
- Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.
- Предлагаю ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба.
- Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.
2 станция «Водяная лаборатория»
- Вы любите апельсины, а еще, какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают) .
- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть руки. Ну, вот колдунья заколдовала все краны на свете и как нам помыть руки?
- Давайте, попробуем сами сделать кран. Для проведения эксперимента нам понадобятся: одна пластиковая бутылка, шило, вода, пустая ёмкость.
1.Проколим шилом в днище бутылки тонкое отверстие.
2. Зажмем его пальцем.
3.Нальем в бутылку воду (до самого верха бутылки), плотно завинтим крышку, и умывальник готов.
4.Теперь его достаточно лишь подвесить в удобном месте отверстием вниз (при закрытой крышке вода выливаться не будет).
5.Для пуска воды достаточно просто чуть приоткрыть крышку.
Когда отвинчиваем крышку- воздух давит на воду и заставляет её выливаться. А без доступа воздуха вода не выливается.
- Сейчас предлагаю поиграть в игру «Тонет-плавает», для этого у вас есть разные предметы их необходимо проверить. Подходите выбираете предмет и опускает в таз с водой и проверяете. Почему не тонет? А почему тонет?
- Еще одно задание на этой станции «Вода может склеивать».
- Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
- Вода обладает склеивающим действием, но когда высыхает……..
- Много знаемо воде. Выполнили задания на этой станции. Отправляемся дальше.
3 станция «Песочная лаборатория»
- Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый, красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
«Волшебное сито»
- Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
- Крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»
- Возьмите игрушки и подбирайте отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
- Отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
- Песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»
- Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
- Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»
- Попробуйте рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
- На мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
«Песчаный конус»
- Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Это происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
- Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
«Волшебный рисунок»
- На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом, затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется рисунок, нарисованный песком.
- Песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.
Пока дети выполняют работу появляется Алладин. Благодарит за помощь и предлагает из пластиковой бутылки и цветного картона сделать ракету «Победа над колдуньей» и запустить её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.
я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...
Семейный фестиваль опытов и экспериментов "Эксперимент шоу"
Сосместное мероприятие с родителями....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...
Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...