Консультация для воспитателей "Воспитательно-образовательная работа и взаимодействие педагогов с детьми в ДОУ»
консультация
консультация для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vospitatelno_-obrazovatelnaya_deyatelnost_pedagogov_s_detmi_v_dou.docx | 136.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 28»
141313, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная,д.22"б"
тел. 8(496)548 08 84
E-mail: mdou.dc28@mail.ru
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов ДОУ
тема: «Воспитательно-образовательная работа и взаимодействие педагогов с детьми в ДОУ».
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Гусева Анна Михайловна
15 февраля 2019
1.слайд
В Примерной программе «От рождения до школы» выделен раздел «Роль педагога в организации психолого-педагогических условий». В данном разделе содержится несколько важнейших образовательных ориентиров. В них предусматривается
2.слайд
I. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
II. Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства.
В детском саду педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
1. Общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз.
2. Внимательно выслушать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями.
3. Помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения.
Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда педагог что-либо объясняет детям, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься, создаёт положительный настрой ребёнка на дальнейшее взаимодействие.
3.слайд
Составляющая эмоционально-развивающей среды – это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.
В режиме дня детского сада для каждой возрастной группы отводится время для игры, и его нельзя ничем заменить. Развитие, воспитание и обучение детей обязательно должно сочетаться с игрой.
Оказывается, что дети точнее определяют позитивные чувства: радость, восхищение, восторг, а вот удивление, грусть, испуг определить не всегда могут. В первую очередь они акцентируют внимание на мимике собеседника, при этом не обращая внимания на жесты и позы. Чтобы помочь ребенку научиться распознавать чувства и эмоции других людей, я предлагаю поиграть с ними в некоторые игры направленные на развитие эмоций.
4.слайд
Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
5.слайд
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
6.слайд
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
7.слайд
Эмоционально - коммуникативная игра для детей 4-10 лет
8.слайд
«Азбука настроений»
Игра 1:
Взрослый раскладывает перед ребенком по вертикали все карточки, на которых изображен один и тот же персонаж, например, все карточки с кошкой в разных настроениях. Ребенок должен разложить остальные карточки со ответственно настроению персонажа, т. е. рядом с веселой кошкой положить веселого попугая, рыбу, мышку и т. д., причем по горизонтали должны быть расположены разные персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. После того как раскладка пасьянса закончена, попросите ребенка назвать вам те на строения, которые имеют персонажи в горизонтальных рядах.
Игра 2: ИМИТАЦИЯ
Попросите ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей и зверей, потом всех недовольных и г. д. Пусть он внимательно рассмотрит все изображения персонажей, выражающих определенную эмоцию. Затем нужно предложить ребенку воспроизвести на своем лице сходное настроение, разрешая ему изредка смотреть на соответствующие картинки. Когда дети научатся воспроизводить настроения с помощью зрительной подсказки, они могут попытаться выполнить то же задание без картинки, только по названию настроения.
9.слайд
Лото – игра. «Зоопарк настроений».
Перед игрой внимательно рассмотреть с ребёнком и проанализировать внешний вид и эмоциональной состояние животных.
10.слайд
Детям раздаётся 6 игровых полей.
11.слайд
Ведущий показывает карточку с животным и просит найти на своей карте такую же картинку, назвать животное и его эмоциональное состояние ( злой крокодил, виноватые бегемотик) Ребёнок который первым справился с заданием, закрывает животное карточкой.
Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
12.слайд
Также, хочу порекомендовать некоторые стихи, с помощью которых Вы сможете обсудить с детьми различные эмоции. Например, в своей во второй младшей группе я читаю стихи А.Барто из цикла «Игрушки».
Читать эти стихи интересно и увлекательно. Они написаны с любовью в лёгкой и понятной форме, которую отлично воспринимают маленькие дети.
Например, стихотворение «Уронили мишку на пол» можно обыграть следующим образом.
Показываю детям плюшевого мишку, с которым они обычно играют. Когда дети рассматривают его, приговариваю «Это мишка, хороший, мы с ним любим играть».Потом читаю текст, интонационно выражая сочувствие, ласковое отношение к мишке.
Далее проходит обсуждение.
• Что случилось с мишкой? (Ответы)
• Как ты будешь жалеть мишку? Покажи. (Прижму к себе, поглажу.)
• Что ты скажешь мишке? (Хороший, красивый, добрый, умный, грустный) .
• Как ты думаешь, мишке больно? Что нужно сделать, чтобы облегчить его страдания? (Отвезти к врачу, пришить лапку.)
Можно обыграть ситуацию: врач (воспитатель) пришивает лапку, затем мишку кормят, укладывают спать или выносят на прогулку, т.е. проявляют заботу о нем.
Стихотворение «Зайка». Показываю картинку - иллюстрацию к стихотворению А. Барто «Зайка» и читаю его. Далее проходит обсуждение.
• Почему промок зайка?
• Какое у него настроение? (Грустное.)
• Что он чувствует? (Холод, обиду.)
• Как вы думаете, почему хозяйка бросила зайку? (Торопилась, заигралась и забыла.) Покажите, как сидел зайка на скамейке.
• Давайте попросим девочку-хозяйку забрать зайку. (Педагога выбирают хозяйкой, и дети уговаривают ее забрать зайку домой.)
• Как изменилось настроение зайки? Почему?
Эти замечательные стихи помогают развивать умение распознавать страдание и боль и соответствующим образом реагировать на них. Развивается у детей умение слушать чтение, повторять отдельные слова, через художественный образ вызывать стремление бережно относиться к игрушкам.
13, 14,15. слайд
Также эти хорошо доступные понятные стихи можно обыграть при помощи пиктограмм. К каждой пиктограмме я подобрала стихотворение в котором отражена данная эмоция.
В «педагогической копилке» воспитателя всегда должен быть запас различных игровых приемов, занимательных игр, шуток, образных импровизаций, прибауток, стишков.
II. Формирование доброжелательных, внимательных отношений.
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует:
1. Устанавливать понятные для детей правила взаимодействия.
2. Создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла.
3. Поддержать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
4. Обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, для воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:
- если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;
- не требуй для себя все время главных ролей;
- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
- если предложение товарища интереснее, поддержи его;
- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.
Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги могут использовать все доступные формы и методы работы:
Например дидактические игры
* Дидактическая игра «Колобок» – детям предлагают перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «съедобненький».
* Дидактическая игра «Ласковое имя»
Дети, при помощи взрослого называют варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша, Мишенька.
* «Назови ласково героев сказки «Теремок».
Формируется умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно.
После таких игр дети понимают, что после вежливого обращения людям становиться веселее.
Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее.
Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем.
15. слайд
* Эффективными являются беседы с рассматриванием картин.
Например: Беседа на тему «У нас новенькая»
Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние "героя". Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребёнку в трудной ситуации.
Освоенные детьми правила сотрудничества можно закреплять и уточнять при обсуждении пословиц о дружбе в ходе бесед «Как правильно дружить?», «Что такое дружба?», «Что мы знаем о вежливости?».
* Полезны практические тренинги для разрешения ситуаций:
- как нужно обращаться с просьбой,
- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая у другого ребенка,
- как нужно здороваться (прощаться),
- как надо просить прощение.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать своё мышление и воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»
Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...
Консультация для педагогов "Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми"
Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при эт...
Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»
Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями»
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями». Предложенно несколько инновационных вариантов нетрадиционных форм взаимодействия....
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитательно-образовательная работа и взаимодействие педагогов с детьми в ДОУ».
В Примерной программе «От рождения до школы» выделен раздел «Роль педагога в организации психолого-педагогических условий». В данном разделе содержится неск...
Консультация для воспитателей "Воспитательно-образовательная работа и взаимодействие педагогов с детьми в ДОУ»
консуоьтация для педагогов ДОУ...