Презентация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка"
презентация по окружающему миру

Кузьмина Янина Анатольевна

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

 

   В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный жизненный опыт ребенок накапливает благодаря игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.  Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

    Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

 «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает, от своих рук…»

    На верхнюю конечность, в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля двигательной деятельности человека. Домашний быт, самообслуживание, вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия.    Рука играет основную роль в многообразных трудовых процессах.

   Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

  Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился  с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.

   Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы,  повысится их координация, сила и гибкость, легче будут даваться мелкие и точные движения.     У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна.  Регулярные занятия с ними улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

    О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.

   Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

   Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I.группа. Упражнения для кистей рук

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключатся с одного движения на другое.

II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III. группа. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_v_zhizni_rebenka.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Сортавальского МР РК Детский сад № 23 «Ладушки », корпус №1 «Родничок» Тема: « Пальчиковые игры в жизни ребёнка» Методист: Кузьмина Янина Анатольевна г. Сортавала 2023г.

Слайд 2

Пальчиковая гимнастика – это уникальный способ развития малыша. Она представляет собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Слайд 3

Пальчиковая гимнастика способствуют: Развитию мелкой моторики, а значит и речи; Развитию координации движений; Подготовке руки к письму; Расширению словарного запаса; Развитию внимания, памяти, воображения; Снятию эмоционального и умственного напряжения.

Слайд 4

Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов: 1. Упражнения для кистей рук . Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми : учит малышей повторять за нами, взрослыми; учит напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев ; учит переключаться с одного движения на другое . 2 . Упражнения для пальцев условно статические. Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. 3. Упражнения для пальцев динамические: развивают точную координацию движений ; учат сгибать и разгибать пальцы рук ; учат противопоставлять большой палец остальным.

Слайд 5

Как правильно провести пальчиковую гимнастику Начинать делать с малышом пальчиковые упражнения можно после года. Чтобы они были интересными, каждую игру хорошо сопровождать определенным ритмичным текстом – стихами, потешками , сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Слова обязательно нужно произносить ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Как правило, фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием выполняют все упражнения.

Слайд 6

О чем нужно помнить при пальчиковых играх: Согрейте руки перед занятием! П альцы не должны быть холодными. Перед началом гимнастики нужно сделайте общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее. Во время игр контролируйте, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики . Ни в коем случае не заставляйте малыша играть, если он против: будет больше вреда, чем пользы. Занимайтесь регулярно! Залог успеха – в систематических упражнениях.

Слайд 7

Давайте поиграем!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Презентация "Игра в жизни ребёнка"

« Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любозна...

Презентация на тему:"Игра в жизни ребёнка дошкольника"

Влияние игр на развитие взаимоотношений между детьми в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей по теме: «Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет»

Консультация для родителей по теме: «Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет»  ...

Презентация для родителей "Роль игры в жизни ребёнка".

В консультации данны теоритические и практические советы родителям....

Консультация для родителей по теме: «Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 – 4 лет»

Представлена консультация для родителей на тему: "Пальчиковые игры в жизни ребенка 3 - 4 лет", где рассказывается о роли пальчиковых игр в жизни ребенка. Ребенок овладевает навыками мелкой м...

Презентация к родительскому собранию "Игра в жизни ребёнка"

Знакомство родителей (законных представителей) с организацией игр в детском саду...