Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2021.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Актуальность
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
. В.А. Сухомлинский
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных показывают, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы, активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками. Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка. Пальчиковые игры это – дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами.
Я выбрала данную тему по самообразованию, так как эта она очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр в становлении и развитии речи детей раннего возраста;
2. создать условия развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений
3. систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников, повысить уровень психолого-педагогической компетентности;
Ожидаемые результаты.
Для педагога:
1. повысится уровень профессиональной компетентности по проблеме;
2. систематизирована работа по совершенствованию пальчиковой моторики;
3. сформирована система активного взаимодействия с родителями воспитанников, повысится уровень их психолого-педагогической компетентности;
4. подготовлено выступление по итогам работы и обмену опытом;
5. проведен анализ реализации плана самообразования.
Для воспитанников:
1. сформирована мелкая моторика детей посредством пальчиковых игр;
2. достигнута обстановка психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка;
Для родителей:
1. повысится уровень психолого-педагогической компетентности родителей;
2. сложится система активного взаимодействия с родителями.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. Работу по развитию Движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой
ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Работа велась в течении года и состояла из следующих этапов:
1.Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2020г)
На этом этапе были разработаны:
1.Подборка и изучение научно – методической литературы.
2.Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.
3.Пополнение соответствующей РППС группы.
В своей работе я обратилась к исследователям современных педагогов: Л.П. Савиной
«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб.заведений.- М., Изд. центр «Академия», 1997 г.
Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторике рук. Также использую разнообразные формы работы с родителями, консультации, индивидуальные беседы. Даю рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевание: самостоятельно застегивать и растягивать пуговицы, кнопки, молнии.
С целью определения эффективности проводимой работы необходимо было выявить уровень развития речевой активности у детей. В связи, с чем необходимо было осуществить подбор специальных диагностических методик с целью обследования детей. Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применяли методики, разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной[1].
Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого.
1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка, кукла).
1 ситуация. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 ситуация. Взрослый просит ребенка указывать на называемый предмет.
3 ситуация. Взрослый предлагает ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 ситуация. Взрослый просит ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 ситуация. Взрослый просит ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Взрослый предлагает произвести с предметом определенные действия (положить чашку на стол). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7 Ситуация. Взрослый предлагает ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания взрослый повторяет несколько раз.
Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:
1 раз – 2 балла,
2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания),
более 2 раз – 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.
2. «Найди игрушку».
Цель: выявить уровень понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности взрослый наблюдает за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки; берет ли в руки; вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку; понимает ли обращенную к нему речь.
Все данные заносятся в таблицу, где отмечаются все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определяет количество набранных ребенком баллов:
5 баллов – в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
3-4 балла – 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Средний уровень.
0-2 балла – 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Низкий уровень.
Основными методами диагностики являлись: наблюдение, беседа, игровые задания, математическая обработка результатов, шкалирование и интерпретация результатов. Данные методики использовали на протяжении всего периода работы над проблемой. Диагностику проводили два раза в год – на начало и конец учебного года.
Результаты данной диагностики говорят о низком уровне развития речи у детей раннего возраста.
Считаю, что наиболее эффективным решением проблемы является использование пальчиковых игр.
Исходя из полученных данных, был составлен план работы по повышению уровня речевого развития у детей посредством пальчиковых игр.
2.Второй этап практический (декабрь2020 - май 2021).
В своей работе я использую следующие виды пальчиковых игр:
1. Пальчиковые игры с предметами: Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием: мячей, карандашей, прищепок и т.д.
- катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до основания ладони;
- катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;
- поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
- сортировка мелких предметов (бусин, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим);
- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
- складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую;
- игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев: «Обрывание бумаги», «Скатывание в комочки»; лепка из пластилина.
2. Активные игры со стихотворным сопровождением: Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.
3. Игры манипуляции: Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».
4. Пальчиковые игры на основе сказок: такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр.
Исходя, из моих наблюдений дети активно повторяют движения, стараются повторить текст потешек, небольшого стихотворения, с большим интересом слушают меня, заряжаются положительными эмоциями во время пальчиковых игр.
Октябрь 2020
Пальчиковые игры (заучивание) «Ладошки» «Киска», «Курочка»
Цель пальчиковых игр: развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук, развитие речевой активности.
2. Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»
3. Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка».
4. Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков .Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Познакомить родителей с пальчиковыми играми для развития речевой активности, которые они будут использовать в домашних условиях. Лепка
Ноябрь 2020
- Пальчиковые игры (заучивание): «Котятки», «Мышка», «Капуста»
- Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
2. Конструирование
3. Настольная игра «Найди фигуре место».
Декабрь 2020
1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
2.Конструирование из конструктора плоского «Домик», «Заборчик».
Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».
Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей.
Январь 2021
1. Разучивание пальчиковых игр «Орешки», «Дорожка».
2.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
3.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
4. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).
Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
Февраль 2021
1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2. Пальчиковая игра (заучивание) «Апельсин», «Шнуровка».
3.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
Март 2021
1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Игра «Прищепки»
Апрель2021
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3.Конструирование предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»..
Май 2021
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста».
3.Учить детей способу обрывания
3.Третий этап контрольный (май 2021)
Подводя итог своей роботы , я провела педагогическое наблюдения, в результате которого выяснила:
- большинство детей с удовольствием в своих играх используют игры- потешки, песенки и повторяют их;
-дети которые плохо разговаривают, с удовольствием повторяют движения.
- у многих детей достаточно хорошо развилась координация движений пальцев рук и кистей.
-дети, у которых развитие речи не соответствовало норме, достигло уровня их возрастной нормы, обогатился их речевой запас.
К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, речь детей значительно улучшается. Работа в данном направление будет продолжаться, так как в процессе овладение пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображения и внимания.
Заключение
Развитие речи детей раннего возраста есть одно из наиболее важных направлений наряду с укреплением здоровья
Как вы думаете , почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни? Известно , что между речевой и обшей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас ребенка.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
Самомассаж «Грибочки»На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой. Правая рука:Вылезли на кочке (мизинец)Мелкие грибочки: (безымянный)Грузди и свинушки, (...
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.
План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....
Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чем больше ма...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чембольше мастерств...
консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чем...
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Я выбрала данную тему по самообразованию, так как эта она очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики...
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
laquo;Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь» Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился....