"Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
статья
Статья о развитии эмоционального интеллекта у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-razvitie_emotsionalnogo_intellekta_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Большакова М.М-Г. воспитатель МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» п. Ромоданово Республика Мордовия
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Наша жизнь необычайно насыщена различными явлениями, предметами, событиями и ничто не оставляет нас равнодушными. Мы по разному относимся к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые наши проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. мы проявляем чувства и эмоции.
Наши чувства и эмоции влияют на личную жизнь и здоровье, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но и в одночасье могут все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму его жизнь.
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным событиям окружающей действительности, субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
К выразительным формам эмоций относятся:
- эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса) - жесты (движения рук) - мимика (движения мышц лица) - пантомимика (движения всего тела) - вегетативные изменения (побледнение, потоотделение, покраснение)
Почему эмоции так важны? Считается что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с человеком, и на 90% из того, как он на это реагирует. Основные эмоции человека - это радость, грусть, страх, гнев, удивление, отвращение, интерес, доверие.
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать необходимые нам эмоции созидания, управлять отрицательными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году американскими психологами Дж. Мейером и П.Саловэем .- “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности»
Что же такое эмоциональный интеллект (EQ)? Это способность человека: распознавать эмоции; понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные управлять своими эмоциями для решения практических задач. Смысл и значение развития эмоционального интеллекта состоит в выстраивании отношений в любых условиях для того, чтобы быть принятым и успешным в современном обществе. Уровень развития эмоционального интеллекта состоит из пяти этапов: я чувствую, я хочу, я знаю, я могу, я делаю. Развитие общества, сильного государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. Одним из приоритетных направлений в современном образовании является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.
Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастливого будущего. Детям очень трудно разобраться со всем многообразием чувств и эмоций, с разочарованиями и сомнениями, поражениями и победами. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, а ребенок со слаборазвитыми и низким EQ может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Все эти проблемы решаемы, особенно если обратить на них внимание в самом раннем возрасте. Доказано, что дети с высокоразвитым эмоциональным интеллектом легко общаются, у них развиты память, внимание, логическое и абстрактное мышление, познавательные способности, навыки целеполагания и достижения целей; дети легко адаптируются к новым обстоятельствам, то есть обладают так называемыми «навыками будущего», которые лежат в основе «профессий будущего»
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты различных наблюдений, мониторингов показывают:
- У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
- У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
- У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки на всю жизнь.
Поэтому перед педагогами стоит цель:
- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из того следуют основные задачи современного педагога:
- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника предполагает следующие формы и методы:
- комфортная организация режимных моментов - физкультурно - оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, закаливание, прогулки, оздоровительные подвижные игры - игротерапия : взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух аспектах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Лучшая форма познания эмоций для ребёнка – это игра! - Обучающие беседы, рассказ воспитателя Сказкотерапия - Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач Арттерапия - Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика). - Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.). - Посещение комнаты психологической разгрузки - Ведение «календаря эмоций» (он помогает отслеживать эмоциональное состояние в течение дня, недели, искать способы регулирования негативных эмоций) - Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.). - Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.
EQ- это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного взаимодействия с окружающим миром, когда эмоции - это не враги, а друзья, помогающие в достижении цели. Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребёнку необходимо пройти 5 этапов игрового образовательного процесса: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.
Таким образом, эмоции и эмоциональный интеллект — это настоящие помощники не только в жизни, но и в обучении ребенка.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, но и их настроение, переживания, чувства.
В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта используются различные, как и в любом направлении, формы:
- папки – передвижки («Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»…);
- информационные стенды («Памятки родителям от ребёнка: «Мои поступки - не смертельный грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»…);
- консультации психолога, психологические тренинги;
- беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет» и др.);
- групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева»…), совместные досуговые праздники и прогулки, участие родителей в проектах;
- открытые занятия;
- организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может обогатить эмоциональный опыт, интеллект детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Литература
1.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
2. Джон Готман Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.//Современное дошкольное образование. Теория и практика.-2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...