Шахматы
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Лекция "Примеры занятий по учебному курсу"
Занятие по формированию элементарных математических представлений.Волшебные фигуры (для детей 6-ти-7-ми лет).
Программное содержание:
Закрепить знания детей о шахматной игре: правила игры, понятия «шах» и «мат», умение записывать шахматные ходы.
Развивать логическое мышление, память, внимание. Закреплять навыки сложения в пределах 30, разгадывания ребусов.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность в решении задач.
Методическое обеспечение: набор шахматной игры на каждого ребенка, магнитные шахматные фигуры, диаграммы на каждого ребенка, 2 разрезанные диаграммы, карандаши простые (6), ТСО, шахматная шкатулка, сердечко, смайлики, ребус.
Предварительная работа: игра в шахматы, просмотр мультфильма о шахматах, чтение Н.Носова «Как Незнайка играл в шахматы», работа с диаграммами, отгадывание загадок о шахматах.
Ход занятия
I.Водная часть. Ритуал приветствия
Давайте, ребята поприветствуем друг друга. Дети встают парами.
Здравствуй, друг! – дети обмениваются рукопожатием.
Как ты тут?- похлопывают по плечу друг друга.
Где ты был?- треплют друг друга за ухо.
Я скучал! – руки прикладывают к своему сердцу.
Ты пришел? – разводят руки.
Как хорошо! - обнимают друг друга.
Ребята, я предлагаю отгадать картинку - загадку, она состоит из 5 частей. За каждое выполненное задание вы будете получать по одной части от картинки, собрав картинку полностью, вы сможете отгадать загадку.
II. Основная часть.
1.Задание "Вопрос - ответ" Вопросы из шахматной шкатулки.
Воспитатель читает вопросы, дети отвечают.
Вопросы:
Каких клеток больше, черных или белых?
Без какой фигуры не бывает игры? (король)
Где возникли шахматы? (Индия)
В какую фигуру может превратиться пешка? (в любую, кроме короля)
Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
Что такое шах?
Что такое мат?
Что такое пат?
Кто ходит, как слон и как ладья? (ферзь)
Сколько раз можно делать рокировку?
Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
С заданием справились, открываем 1 часть картинки. Следующее задание.
2. Игра "Что изменилось".
На доске 6 фигур, дети закрывают глаза, а воспитатель: меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Выполнив задание дети, открывают вторую часть картинки.
3. Задание «Мат в один ход» (4 задачи на диаграмме).
Самостоятельно найти решение. Работа с диаграммами. Ответы записываются на диаграмме. После решения задач, дети с воспитателем проверяют правильность выполнения.
Выполнив задание, дети открывают третью часть картинки.
Физкультурная минутка: веселый танец «Лавата».
4. Задание "Разбитая доска"
- Стеклянные шахматные доски упали и разбились на части, давайте их попробуем со-брать и определить какая шахматная позиция была на каждой из шахматных досок? На первой шахматной доске черные фигуры поставили мат белому королю. На второй шахматной доске белые поставили шах черному королю.
Дети доказывают эти позиции.
Воспитатель: Дети, вы правильно определили позицию на шахматных досках, поэтому можно открыть 4 часть картинки.
5. Игра «Кто больше срубит пешек?»
Вспомнить с детьми стоимость фигур. Повторить правила игры.
Воспитатель: ваша задача, срубить как можно больше шахматных фигур у противника. Победит тот, кто наберет большое количество очков.
После 5 минут игры дети подсчитывают очки и определяют с воспитателем кто больше всех, набрал очков, этот ребенок открывает 5 часть картинки.
Воспитатель: Ребята, что мы видим на картинке?
Дети: Ребус.
Воспитатель: Давайте расшифруем этот ребус.
Дети: В ребусе зашифровано слово «король».
III. Заключительная часть. Итог занятия подводят дети и воспитатель.
Воспитатель: Ребята, вы правильно расшифровали ребус – это слово король. Король в шахматной игре самая важная фигура, без короля невозможна шахматная игра. Предлагаю каждому из вас подарить свое сердечко тому ребёнку, с которым вам больше всего понравилось сегодня заниматься. Воспитатель подводит итог занятия. Сюрпризный момент в шахматной шкатулке дети находят веселые смайлики, которые воспитатель дарит детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ детям о шахматах и консультации для родителей к проекту Шахматы
Рассказ об детям об истории шахмат...
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....