Проект (в социально-значимой деятельности) «Волшебный сундучок» использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
проект
Использование фольклора при работе с дошкольниками помогает в их нравственном и эстетическом воспитании. Используя фольклор, педагог гуманизирует процесс воспитания ребенка. А также с помощью фольклора можно педагогически граммотно строить процесс воспитания с учетом возрастных особенностей дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidorenko_s.l._proekt_volshebnyy_sunduchok.docx | 28.45 КБ |
sidorenko_s.l._proekt_volshebnyy_sunduchok.pdf | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №3»
ст. Старонижестеблиевская
ПРОЕКТ
(в социально-значимой деятельности)
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель «МДБОУ «Детский сад №3»
Сидоренко Сюзанна Левоновна
Вступление
Детский фольклор-явление уникальное по своему разнообразию; в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с проявлениями жизни ребёнка. У каждого своя история, своё назначение. Одни жанры появились в глубокой древности, другие-совсем недавно, они признаны развлекать, помогают ребёнку сориентироваться в большом мире.
ВИДЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки
Календарный - заклички и приговорки
Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые скороговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши.
Дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
СЛАЙД
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать речь детей с помощью произведений русского фольклора
ЗАДАЧИ:
* Знакомить детей и родителей с малыми формами фольклорными формами.
* Использовать фольклорные произведения в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, художественно-творческой.
* Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим, вызывать желание общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
* Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями
СЛАЙД
Методы работы.
Рассматривание предметов русского народного творчества.
Беседы.
Дидактические, пальчиковые и подвижные игры.
Настольный театр.
Чтение художественной литературы и произведений малых фольклорных форм.
Слушание музыки.
Педагогический мониторинг.
СЛАЙД
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.
Повышение интереса детей к устному народному творчеству. Использование в речи пословиц и поговорок. Самостоятельная организация игр-забав с использованием считалок, загадок, скороговорок, потешек.
СЛАЙД
Возможности проекта для родителей. Использование произведений малых фольклорных форм для речевого развития детей в домашних условиях. Участие в проведении праздников и развлечений
Возможности проекта для воспитателей: Использование произведений русского фольклора в работе с детьми по развитию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя, обогащению и активизации словаря. Укрепление связей с родителями.
СЛАЙД
Основные направления реализации проекта.
- Занятия и развлечения по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами (проводится 1 раз в неделю).
- Содержание занятий:
- - сказки;
- - «Русская изба и её обитатели»;
- - народные праздники;
- - «Во саду ли в огороде»;
- - пословицы;
- - колыбельные песни.
СЛАЙД
Оснащение предметно-развивающей среды:
- Создание дидактических игр;
- -изготовление атрибутов для театрализованной деятельности;
- - оформление методического пособия для использования в работе с детьми (потешки, пословицы, поговорки, загадки).
Работа с родителями:
- -привлечение к созданию мини-выставки декоративно-прикладного искусства;
- Совместная практическая деятельность родителей и детей: выставка рисунков «Пасхальные яйца», акция «Подари книжку группе»;
- - родительское собрание «Влияние фольклора на развитие речи детей.
СЛАЙД
Для реализации проекта разработан план мероприятий, состоящий из трех этапов: подготовительного (1-31 августа), основного (1 сентября – 14 мая) и заключительного ….
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Август
- Мониторинг с целью определения уровня развития речи и сформированности словаря детей.
- Составления плана работы над проектом.
- Подбор и изучение методической литературы.
- Подбор с систематизация материала для работы с детьми и родителями.
- Родительское собрание «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста.
СЛАЙД
Сентябрь
Занятие «Милости просим, гости дорогие!»
Цель. Знакомить с интерьером избы, ее хозяйкой. Учить слушать, воспринимать и запоминать песенки- потешки. Вызвать интерес к русской народной игрушке – матрешке.
Занятие «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Цель. Знакомить с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Рассказать, как готовить картофель в чугунке. Активизировать словарь (чугунок, ухват, кочерга).
Развлечение «Петушок – Золотой гребешок»
Цель. Знакомить с обитателем избы Петушком – персонажем русского фольклора. Развивать память. Работать над выразительностью речи.
Развлечение «Весёлая ярмарка»
Цель. Закреплять знание русских народных потешек, песенок, игр, танцев. Работать над дикцией и выразительностью речи. Добиваться слаженности при коллективном исполнении потешек, песенок, танцев.
СЛАЙД
ОКТЯБРЬ
Чтение потешек «Кисонька-мурысенька» «пошел котик на торжок»
Цель. Закреплять умение слушать текст. Вызывать эмоциональный отклик на чтение потешек. Учить выразительно воспроизводить слова текста: ласково при обращении к котику и укоризненно при обращении к кисоньке.
Занятие « Мы ходили в огород».
Цель. Уточнять представление об овощах. Учить узнавать и называть овощи по описанию, на ощупь, на картинке. Активизировать словарь (овощи, огород, грядки, твердая, круглая, продолговатая). Работать над выразительностью речи.
Занятие «Теремок»
Цель. Напомнить содержание сказки «Теремок». Закреплять знание о внешнем виде и отличительных особенностях мышки, лягушки, зайки, лисички, волка, медведя. Учить отгадывать простые описательные загадки, договаривать отгадки и рифму. Развивать навыки, необходимые при лепке персонажей сказки.
Развлечение «Колобок»
Цель. Напомнить содержание сказки «Колобок». Инсценировать фрагменты сказки. Работать ад выразительностью речи.
СЛАЙД
НОЯБРЬ.
Занятие «Ходит сон близ окон»
Цель Знакомить с колыбельными песнями. Учить петь колыбельные тихо, ласково. Развивать память. Активизировать словарь (колыбельная, люлька, зыбка).
Занятие «Водичка, водичка, умой моё личико»
Цель. Развивать навыки самообслуживания. Учить выразительно рассказывать потешку «Водичка, водичка…»
Развлечение «С гуся вода, а с Ванечки худоба».
Цель. Вспомнить знакомые потешки и колыбельные песни. Закреплять последовательность действий при укладывании куклы спать.
Развлечение «Заюшкина избушка»
Цель. Напомнить содержание сказки «Заюшкина избушка». Инсценировать сказку. Знакомить с русской народной игрой «Зайки».
СЛАЙД
ДЕКАБРЬ
Занятие «Снегурушка и лиса».
Цель. Напомнить содержание сказки «Снегурушка и лиса». Инсценировать фрагменты сказки. Знакомить с игрой «Кто позвал?» Развивать слуховое внимание, память.
Занятие «Уж ты, зимушка-зима».
Цель. Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные формы. Активизировать словарь (варежки, рукавицы, валенки, шаль). Развивать навыки, необходимые при выполнении аппликации.
Развлечение «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».
Цель. Знакомить с назначением самовара, традицией чаепития. Стимулировать желание помогать старшим.
Развлечение. «Волшебный сундучок Деда Мороза»
Цель. Вызывать интерес к такой малой фольклорной форме, как загадка. Развивать память, воображение, ориентировку в пространстве. Создать настроение приближающегося праздника.
СЛАЙД
ЯНВАРЬ.
Развлечение «Пришла коляда – отворяй ворота».
Цель. Знакомить с праздником Рождества, с традициями выпекания рождественского печения – «козулей». Разучить рождественские колядки.
- Мониторинг с целью определения уровня развития речи и сформированности словаря детей.
Развлечение «Веселые ложки»
Цель. Продолжать учить отгадывать загадки. Знакомить с назначением деревянных ложек. Поддерживать интерес к народному творчеству.
Занятие «Хозяйкины помощники»
Цель. Знакомить с назначением коромысла, ведра, корыта, утюга. Учить сравнивать предметы старины с аналогичными по использованию современными предметами, находить сходство и различия. Стимулировать желание помогать взрослым.
Занятие «Половичку курочка веничком метёт»
Цель. Поддерживать интерес к малым фольклорным формам. Развивать память. Стимулировать желание помогать взрослым.
СЛАЙД
ФЕВРАЛЬ
Развлечение «В гости к Хозяюшке»
Цель. Знакомить с такими малыми фольклорными формами, как пестушки, потягушки. Вызывать радость от повторения (проговаривания) вместе с воспитателем знакомых потешек, колыбельных песен.
Занятие «Три медведя»
Цель. Напомнить содержание сказки «Три медведя». Упражнять в сравнении предметов по величине. Закреплять знание правил сервировки стола.
Занятие «Маша и медведь»
Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе. Развивать ориентировку в пространстве, речь. Закреплять знание предметов интерьера избы.
Развлечение «Идет коза рогатая»
Цель. Знакомить с новым обитателем избы –козой Машкой. Инсценировать знакомую потешку. Рассказать о пользе козы для человека.
СЛАЙД
МАРТ
Развлечение «Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая»
Цель. Знакомить с праздником Масленицы. Рассказать, как ее отмечали в старину. Работать над выразительностью речи.
Занятие «Приди, весна, с радостью!»
Цель. Повторить приметы весны. Разучить заклички «Ласточка, ласточка», «Грачи – киричи». Знакомить с традицией печь «жаворонки».
Занятие «Трень-брень, гусельки».
Цель. Закреплять названия русских народных музыкальных инструментов. Вызывать интерес к русской народной музыке. Слушать выступление оркестра русских народных инструментов (в записи).
Развлечение «В гости к бабушке Загадушке»
Цель. Закреплять названия домашних животных. Упражнять в звукоподражании. Формировать бережное отношение к животным.
АПРЕЛЬ
Занятие «Сорока-белобока кашу варила»
Цель. Рассказать о назначении глиняного горшка. Повторить названия знакомых предметов домашней утвари. Закреплять умение выразительно рассказывать знакомую потешку.
Занятие «Репка»
Цель. Учить рассказывать сказку «Репка» по серии картинок. Инсценировать сказку. Работать над выразительностью речи.
Развлечение «Во дворе у бабушки»
Цель. Уточнить представление о малых формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), как назначении. Учить произносить их громко и четко. Создавать условия для детского словотворчества.
Занятие «Курочка Ряба».
Цель. Напомнить содержание сказки «Курочка Ряба». Развивать память. Рассказать о традиции красить яйца на Пасху.
СЛАЙД
МАЙ
Занятие «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Цель. Учить выразительно рассказывать заклички, обращенные к солнцу. Учить изображать солнце разными способами (в виде пятна, линейного контура с последующим закрашиванием).
Занятие «Кто в тереме живет?»
Цель. Знакомить с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности. Инсценировать песенку-потешку, распределив роли (огурец-папа, огурчик-мама, огуречик-сынок). Активизировать словарь (огурец, огурчик, огуречик). Развивать воображение. Работать над выразительностью речи.
Развлечение «Сказки водят хоровод».
Цель. Работать над выразительностью речи. Активизировать словарь. Вызывать желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога. Поддерживать интерес к устному народному творчеству.
СЛАЙД
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Мониторинг с целью определения уровня развития речи и сформированности словаря детей.
- Анализ результатов мониторинга.
- Составление методического сборника.
- Презентация проекта.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Презентация. Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Презентация к образовательному проекту: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
доклад "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
доклад на августовском совещании...
Проект в средней группе Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность . Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял, светлым праздником Пасхи родны...
Мастер - класс для воспитателей «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».
Методическая разработка...
Презентация "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация к выступлению...