Консультация для родителей Развития речи у детей 3-4 лет. Особенности и нормы.
консультация (младшая группа)
Возраст 3-4 лет психологи называют возрастом почемучек. Детям интересно всё, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? Что будет, если?.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_ns_.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развития речи у детей 3-4 лет. Особенности и нормы.
Воспитатели: Андреева О.Н.
Фесенко Н.Ю.
Первые тысячу дней жизни мозг ребенка развивается быстрее, чем когда-либо. И именно окружение и опыт ребенка определяют, насколько счастливым, здоровым и умным он станет. Мы, взрослые можете сделать так, чтобы каждый момент был важен для благополучия малыша.
В связи с широким распространением мультимедиа и виртуальной реальности проблема речевого развития приобретает все более тревожные очертания. Для многих родителей очень удобно посадить ребенка перед телевизором или дать планшет с яркой динамичной игрушкой, но, к сожалению, это время «родительского спокойствия» идет во вред словарному запасу и гармоничному становлению мышления. Хочется чтобы родители знали ,что к 3-4 годам у ребёнка накапливается определенный словарный запас, состоящий преимущественно из существительных и глаголов, появляются прилагательные, наречия и другие части речи. В своей речи ребёнок начинает использовать предлоги, союзы, местоимения, притяжательные прилагательные (папина машина, мамина чашка). Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (используют имена существительные во множественном числе, в винительном и родительном падеже и т.д.). Да , ещё мы слышим речевые ошибки в окончаниях при согласовании существительных и прилагательных, при изменении глаголов по лицам и числам и др. Но количество слов, которыми ребёнок пользуется в повседневной речи может уже насчитывать от 1500 до 2000 слов.
Возраст 3-4 лет психологи называют возрастом почемучек. Детям интересно всё, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? Что будет, если?. При этом родителям не важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, так как малыши ещё не могут внимательно выслушивать длинные объяснения. Дети в возрасте 3-4 лет начинает пользоваться развёрнутыми фразами, состоящими из 3-х, 4-х и более слов. В речи преобладают простые распространенные предложения. К.И.Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одарённостью»: малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые необычные слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
Речь детей носит ситуативный характер, в этом возрасте им еще сложно самостоятельно описать содержание сюжетной картинки. Чаще они называют предметы, действующие лица, или перечисляют действия, которые совершают. В возрасте3-4 лет заметно улучшается артикуляционная моторика. Дети меньше «сюсюкают», но ещё возможны фонетические нарушения, которые не требуют специальной коррекции. Например: не чёткое произношение шипящих и свистящих звуков, [ц], [ч],; отсутствие или замены звуков [л], [р] («ыба» - рыба, «ёдка» - лодка). До 4-х лет возможны перестановки слогов в слове или сокращение структуры слова («масалёт» - самолёт, «весипед» - велосипед ).
В возрасте 3-4 лет дети активно копируют речь взрослого. Поэтому очень важно, чтобы дети слышали правильную речь окружающих его членов семьи. Нельзя «сюсюкать» с ребёнком, это может надолго задержать развитие правильного звукопроизношения.
Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Развитию речи детей наносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь или с диалектными особенностями. Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой. Двуязычие в семье может стать причиной задержки речевого развития (ЗРР).
Речевое развитие трёхлетки предполагает большой вариант упражнений и игр. Надолго внимание малыша не удержать, 15-20 минут – предел усидчивости ребёнка в 3 года. Поэтому детям больше подходят не занятия за партой, а игры, в том числе, активные, на свежем воздухе. Развивать речь ребёнка можно во время всех бытовых дел: на пути в детский сад, во время повседневных игр и чтения сказок перед сном. Чтобы определить, в каком направлении развивать речь ребёнка, нужно понимать нормы развития в этом возрасте.
Так как трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами то определяются усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет:знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников. Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки. Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы. Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное. Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения. Использует глаголы. Регулирует громкость своего голоса. Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам. Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории.
Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка. Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Обобщив вышесказанное, можем отметить, что к четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим. Ребёнок активно пользуется фразовой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи у детей 2-3 лет"
Консультация для родителей...
Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"
Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"...
Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»
В возрасте 11-12 месяцев ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и изображения; связь его с окружающим миром расширяется, игра усложняется, движ...
Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи у детей с ДЦП»
Консультация учителя-логопеда или педагога-дефектолога родителям детей с ДЦП....
Консультация для родителей «Развитие речи у детей от года до трех»
Особенности развития речи детей младшего возраста...