ПРОЕКТ Тема: «Берегите электричество и воду – сохраняйте природу» (старшая группа)
проект (старшая группа)

Маркина Наталья Валерьевна

«Берегите электричество и воду – сохраняйте природу» (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_energosberezh.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение детский сад №124

 ПРОЕКТ

Тема: «Берегите электричество и воду – сохраняйте природу» (старшая группа)

Воспитатель

 Маркина Н.В.

г.Калининград

2022 год

Актуальность темы

    Сегодня перед нами стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого  личной ответственности за их экономическую трату.                      

    Дошколъный возраст является самым благодатным периодом для формирования у будущего гражданина рачительного отношения к ресурсам своей страны.  Если с первых лет жизни и дома, и в дошкольном учреждении ребенок будет видеть пример бережного отношения взрослых к свету, теплу, воде, если он будет каждый день усваивать понятия энерго- и ресурсосбережения: на занятиях, в различных видах деятельности, то из него вырастет гражданин нового типа с высоким уровнем гражданской ответственности. В современных исследованиях подчеркивается, что метод проектов обладает способностью развивать у детей дошкольного возраста умение видеть системную картину мира, преодолевать психологическую инерцию и решать задачи познавательного, практического  и творческого характера, учит самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве. В представленных материалах проектная деятельность организована с детьми старшего дошкольного возраста. Она позволила создать условия ежедневного стимулирования  познавательной активности ребенка в рамках его ведущей деятельности – игры; в игровой форме познакомить дошкольников с такими сложными понятиями, как «энергия», «электрический ток», «свет», «лучи», «тепло», «экономия», «бережливость». Таким образом, работа по исследовательскому проекту в сочетании с игровой деятельностью по проблемам энерго- и ресурсосбережения – это новый подход по такому актуальному направлению в образовательном процессе дошкольного учреждения, как формирование у детей дошкольного возраста понятия экономии ресурсов государства.    

   Цель проекта: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию электроэнергии.  

   Задачи проекта:

1. Познакомить детей с различными видами энергии.

2. Изучить с детьми правила безопасного обращения с электрическими приборами.

3. Учить детей бережному отношению к энергоресурсам страны, углубив их представления об электроэнергии через организацию исследовательской деятельности дошкольников.  

1 этап Выделение проблемы  «Что такое электричество»

Познавательная беседа «Что такое электрический  ток и откуда он берётся»; Чтение «Электричество в природе»;

 Загадки об электроприборах;

Дидактические игры:  

1. «Что было, что будет»  

2. «Хорошо-плохо»

 3. «Свет, звук»;  

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»;  

Лепка «Наши помощники электроприборы»;  

Сочинение загадок о бытовой технике

Опыты: 1.С расчёской 2.С шариками  

Наблюдение: «Где  в нашей группе живёт электричество»

Рассматривание иллюстраций предметы бытовой техники

Наблюдение  с родителями за работой электросчётчика  

Подбор загадок об электроприборах и электричестве

Фотоальбом «Полезные помощники»

Рекомендации «Безопасное поведение с электричеством»  

2 этап Исследовательский. (Познавательно-практическая  деятельность)  

«Почему лампочка светится»

Беседа: «Чем освещалось жильё до…»  

Чтение «Как солнышко электрическую лампочку зажгло» Жилинский И.М.

 Дидактические игры:  1.  «Разрезные картинки»  

2. «Выбери лишнюю картинку»  

Сюжетно-ролевая игра «Ремонтная мастерская»  

Рисование  «Волшебная лампочка»  

Опыт: Загорится ли лампочка в фонарике  

Наблюдение «Как мы видим электричество»

Посчитать сколько лампочек в квартире  

Сообщение «Как устроена электрическая  лампочка»  

3.Для чего нужно беречь электричество

Чтение «Научимся электросбережению», «Мудрые  советы»

 Дидактические игры:   «Самый тихий, самый лёгкий, самый быстрый» (классификация бытовых предметов)

Сюжетно-ролевая  «Новоселье»  

Рисование «Где живёт электричество»

 Эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки»

Наблюдение  за освещением улицы

3 этап Заключительный. Презентация  

Изготовление плакатов «Берегите электроэнергию».

Подбор информации об экономном расходовании энергии.  

Познавательное занятие «История электричества»

       Задачи: познакомить детей с электричеством и историей его открытия; создать условия для развития умения составлять описательные рассказы о предмете по плану и по картине без опоры на схему; содействовать развитию словаря детей, за счет мало употребляемого лексического пласта (лучина, фитиль, первобытный человек, плошки, копоть, подсвечники, электричество и прочее); способствовать формированию привычки экономно использовать электроэнергию; дать знания об опасности поражения электрическим током для здоровья и жизни человека; воспитывать навыки  осторожного обращения с электроприборами.                      

   Прогнозируемые результаты: дети знают об истории открытия электричества; умеют составлять описательные рассказы о предмете по плану и по картине без опоры на схему; понимают значения слов: лучина, фитиль, первобытный человек, плошки, копоть, подсвечники, электричество и т. д., и могут применить их в речи; понимают значимость электроэнергии и мотивированы на его экономное использование; знают об опасности поражения электрическим током для здоровья и жизни человека, а также элементарные правила техники безопасного обращения с электропроводкой и электроприборами.                      

   Материал и оборудование: игрушка «Гномик Экономик»; ширма; картинки с изображением плошки, лучины, свечи, подсвечников, керосиновой лампы, газового фонаря, лампочки (либо натуральные предметы); рисунок «Мельница на берегу реки»; схема-алгоритм для составления рассказа об электрической лампочке.  

Ход занятия

   Звучит музыка. Из-за ширмы появляется кукла «Гномик Экономик».        Гномик Экономик. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?        

Дети. Гномик        

   Гномик Экономик .    Но я не просто гномик Я – гномик Экономик. Я ужасно скромный И очень экономный Немножечко болтливый, Но очень бережливый.  Свет, тепло, вода и газ  Просто так не льются, И природой нам они даром не даются. Среди множества проблем В нашем поколении Предстоит решить вопрос. Энергосбережения!

   Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в первое путешествие по Стране электричества. Сотни тысяч лет назад для первобытного человека источниками света были только солнце, луна и звезды. Позже, увидев огонь лесных пожаров, человек начал «приручать» его. Но прошли еще тысячи лет, прежде чем удалось заставить огонь освещать жилище. Древнейшие светильники — это каменные плошки с жиром, где плавал фитиль. (Воспитатель сопровождает свой рассказ демонстрацией соответствующих предметов). Долго служили они людям, освещая тусклым светом один угол, оставляя во мраке все остальное пространство. Также жгли лучину, отколотую от полена. Но она быстро сгорала, то и дело приходилось заменять ее новой. А уж копоти от нее! С наступление темноты все замирало. Улицы становились пустынными. Но два века назад научились делать свечи. Конечно, свеча лучше, чем лучина или плошка. Но как же она могла осветить больше помещения? Одно из решений — использовать подсвечники на 30, 100 свечей. Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Дети рассматривают свечу. Делают сравнительный анализ предметов.)      

   Воспитатель. Постепенно свечу стали вытеснять соперники: керосиновая лампа, газовый фонарь. Но однажды случилось чудо: в один из ненастных дней на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, ослепляя всех прохожих. Это было 135 лет назад в России. Теперь в наших домах много разных светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы и др. Давайте немножко отдохнем и отгадаем загадки.

Дом — стеклянный пузырек,                                          

 А живет в нем огонек.                                            

Днем он спит, а как проснется,                                          

 Ярким пламенем зажжется.

 

Висит груша — Нельзя скушать.  

Чудеса на потолке —

 Повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем,

 А ночью освещает дом. (Лампочка.)

   Далее воспитатель от лица гномика Экономика предлагает детям с помощью схемы-алгоритма рассказать об электрической лампочке.  

   Гномик Экономик. А вы знаете, ребята, что человек научил воду вырабатывать электрический ток, давать энергию, свет, тепло. (Демонстрация картины «Мельница на берегу реки»).

Воспитатель. Посмотрите, как человек заставил силу воды крутить мельничное колесо и молоть муку. Люди также решили использовать всю мощь больших рек для получения большего количества энергии, с этой целью стали строить гидроэлектростанции, т. е. «водные» станции для получения электричества. (Рассматривание картины).

 Воспитатель задает детям вопросы.

 — Что изображено на этом рисунке? (Ответы детей.)

 — Для чего нужна мельница? (Ответы детей.)

— Действительно, на мельнице перемалывают муку, но на нашем рисунке мельница стоит на берегу реки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

— Как вы думаете, много ли надо электроэнергии для людей? (Ответы детей.)

 — Да, электроэнергии нужно много. В быту, в окружающей нас жизни: на улице, на заводах и фабриках, в метро — электрических приборов становится все больше. А что может произойти, если не хватит энергии? (Ответы детей.) Воспитатель. Как можно экономить электроэнергию? (Ответы детей.)

   Гномик Экономик хвалит детей за активность и уходит.

   Воспитатель. Представьте, что вы — самый главный энергетик в доме. Ваше задание — следить за экономией электроэнергии, а потом рассказать нам, как вы это делали.  

Ток бежит по проводам —

 Много будет света.  

Зря палить его не дам —  

Без света жизни нету!  

А потому наш девиз  Должен быть таков:  

Беречь всегда, беречь везде,

Беречь на суше и в воде.

Чем больше света сбережем,

Тем лучше все мы заживем!

Чем меньше льется зря вода,

Тем краше будет вся земля.        

                           

Познавательное занятие

«Откуда к нам приходит электричество?»

               

    Задачи: познакомить детей с тем, как электричество поступает в дом; способствовать формированию навыка изображения предметов по памяти без опоры на наглядность; содействовать развитию причинно-следственных связей; создать условия для формирования  бережного отношения к расходованию электроэнергии; воспитывать привычку аккуратного обращения с электропроводкой и электроприборами.            

    Прогнозируемые результаты: дети знают о процессе подачи электрического тока в дома; у дошкольников сформирован навык изображения предметов по памяти без опоры на наглядность; дети умеют устанавливать взаимозависимости и причинно-следственные связи; могут объяснить необходимость аккуратного обращения с электропроводкой и электроприборами и бережного отношения к расходованию электроэнергии.                      Материал и оборудование: схема-рисунок поступления электрического тока в дома; куклы-игрушки: «Гномик Экономик», «Электроша»; мяч.  

 Ход занятия

   Воспитатель. Сегодня снова у нас в гостях гномик Экономик со своим другом Электрошей. В наших домах существует большое количество электроприборов, которые работают при помощи энергии. Что это за энергия, которая заставляет работать все эти приборы, нам расскажет Электроша. Электроша (от лица воспитателя). Я неутомимый работник. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы. Со мной никогда не соскучишься. Я и песни умею петь, и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но и мастер на все руки». Кто я такой? (Электрический ток.)

   Воспитатель. Электроприборы заставляют работать электрический ток, который нельзя увидеть. Откуда же он приходит к нам в дома? Ты сможешь нам, Электроша, рассказать об этом?  

Электроша. Сначала отгадайте загадку.  

К дальним селам, городам,  

Кто идет по проводам?  

Светлое Величество!  Это... (электричество).

   Далее Электроша рассказывает о подаче электроэнергии в дом, используя рисунок —

    В городах под землей к каждому дому проложен кабель, по которому течет электрический ток. Затем он идет по проводам, встроенным в стены. Для того чтобы включить настольную лампу, необходимо штепсель вставить в розетку. (Рассматривание штепселя.) Штепсель имеет металлические стержни (как столовая вилка), через которые проходит электрический ток. Когда вилку вставляют в розетку, происходит контакт, электрический ток через стержни идет по проводам.

   Воспитатель. Какие электрические приборы вы знаете? Можно ли их оставлять включенными в розетку? Что при этом может произойти? (Ответы детей.) :

— Почему электрическая лампочка дает свет?  

    Электроша. В лампочке ток проходит через проволочную спираль из специального металла. Металл накаляется добела и светится. (Рассматривание электрической лампочки.)

    Воспитатель. Что бы было, если бы не было электричества? (Не ездили бы поезда, трамваи, троллейбусы и т. п.)

Физкультминутка.

Игра «Надо — не надо» Дети становятся по кругу.

Воспитатель — в центре с мячом. Педагог поочередно бросает мяч детям и называет предметы. Если предмет потребляет электроэнергию, ребенок ловит мяч, если нет — стоит прямо, опустив руки вниз.

После игры воспитатель предлагает решить проблемные ситуации.

 — В доме вдруг погасли все электрические лампочки. Почему это произошло?

 — У мамы на электроплите сгорели котлеты. Какова причина?

— Вдруг исчезли все холодильники, утюги, телевизоры. Как человеку жить?  

   Воспитатель. Назовите и нарисуйте бытовые приборы, которые работают от электрического тока. (Дети рисуют.)

   Гномик Экономик. На прощанье хочу вам дать несколько советов.

 — Выключайте свет, если вы в нем не нуждаетесь.

— Отключайте на ночь от сети электроприборы.

— Включайте технику только тогда, когда это нужно. А сейчас нам пора прощаться. С вами были самый экономный, самый бережливый и заботливый гномик Экономик и мой друг Электроша.      

             

Познавательное занятие «Обогревательные приборы»

    Задачи: создать условия для знакомства детей с обогревательными приборами; содействовать развитию умения устанавливать причинноследственные связи между функцией, назначением и материалом обогревательных приборов; способствовать формированию элементарных навыков исследовательской деятельности; воспитывать бережливость, побуждая детей к мероприятиям, направленным на подготовку к зимнему периоду.  

    Прогнозируемые результаты: дети знают назначение и разновидности обогревательных приборов; могут устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и материалом обогревательных приборов; овладели элементарными навыками исследовательской деятельности; готовы к принятию участия в подготовке своего жилища к зимнему периоду.  

    Материал и оборудование: макеты обогревательных приборов; стеклянный, пластмассовый, деревянный, капроновый, металлический стаканы; две свечи; рисунок-схема движения воздушных масс; листы бумаги; карандаши.

 Ход занятия      

    Воспитатель просит отгадать загадку.

Под каждым окошком  

Теплая гармошка. (Батарея.)

   Дети рассматривают батарею, расположенную под подоконником. Воспитатель. Что находится под подоконником? Для чего нужен этот предмет? Из какого материала он сделан? (Ответы детей.)

    Воспитатель проводит опыт: наливает горячую воду в стаканы, сделанные из различных материалов, и предлагает определить, какой материал быстрее нагревается.

   Воспитатель. Ранее люди могли обогреваться только теплом от разожженного огня. А сейчас очень много обогревательных приборов, которые являются нашими помощниками. Назовите их, пожалуйста. (Печка, батарея, камин, электрический обогреватель и др.)

   Чтобы печка, камин, батарея были теплыми, надо сжечь много дров, угля, газа, нефти — природных богатств земли. Как же тепло попадает к нам в дома, квартиры? Оно так же как и электричество, проходит долгий путь. Люди построили большие котельные, в которых при помощи топлива нагревают воду и пускают ее по трубам, проложенным под землей. А из этих труб горячая вода попадает в батареи. Поможет ли нам тепло батарей, если мы в холод не будем закрывать двери и окна?

Проверим на опытах.

Опыты с теплом:

1. Подойдите к батарее и подержите руку выше батареи и ниже. Где теплее воздух — вверху или внизу? Теплый воздух легче холодного, поэтому вверху теплее.

2. Приоткройте слегка дверь и поднесите к ней две зажженные свечи — подержите одну внизу, а другую вверху. Пламя нижней свечи направлено внутрь группы, верхней — наружу. Почему?

   Воспитатель. В группе теплый воздух. Он любит путешествовать, летать, легко подниматься и убегать через щель вверху. А с улицы к нам поступает

холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз!). Он входит в группу и прогоняет теплый воздух. А когда открыта фрамуга — холодный воздух из фрамуги спускается вниз (к батарее, чтобы погреться) и прогоняет теплый. А теплый воздух поднимается вверх и убегает через форточку. (Свой рассказ воспитатель сопровождает рисунком-схемой потока воздушных масс.) Значит, чтобы в доме было тепло, что следует делать? (Утеплять окна, двери и т. д.)

Игра «Охота на сквозняки»

Дети ищут и называют, откуда в группу может проникать холод. Вместе с детьми обсуждается, как можно преградить дорогу холоду.

    Воспитатель. Молодцы, ребята. А у меня для вас еще одно задание, которое передал вам Теплоша.

Вам нужно отгадать загадки:

Я — особенная печь.                

Дров во мне не надо жечь,          

Но зимой квартиру грею,    

Называюсь...   (Батарея.)  

 

  Ты весь мир обогреваешь

 И усталости не знаешь,  

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все... (солнце).

Что, дотронувшись едва,    

Превращает в дым дрова?  (Огонь.)

                                                                           

 Лето придет — не глядят на нее.    

 Зима настанет — обнимают ее. (Печь.)

   Воспитатель. Вы с легкостью справились с загадками. Давайте теперь нарисуем обогревательные приборы и передадим их в подарок нашим друзьям Гномику-Экономику и Теплоше.

   Дети рисуют обогревательные приборы, которые хотели бы иметь дома.

Игра-занятие «Королева Лампочка»

    Примечание: педагогу необходимо продумать размещение детей так, чтобы избежать непредвиденных случаев, опасных для здоровья.                

Задачи: способствовать накоплению знаний о назначении лампочки и ее разновидностях; содействовать развитию умения коллективно составлять творческий рассказ (сказку); создать условия для формирования навыков ручного труда (узелкового плетения в стиле макраме, бисероплетения, конструирования из бумаги и прочее); развивать потребность экономно использовать электроэнергию; мотивировать детей на совместную игровую деятельность.        

    Прогнозируемые результаты: дети знают о назначении электрической лампочки и ее разновидностях; умеют коллективно составлять короткий творческий рассказ; владеют элементарными навыками ручного труда; могут экономно использовать электроэнергию; у дошкольников сформирована мотивация на совместную игровую деятельность.            

   Материал и оборудование: электрические лампочки по количеству детей; разновидности энергосберегающих лампочек; стеклянный сосуд в форме лампочки; картинки-головоломки по количеству детей; полипропиленовые и шерстяные нити; декоративные украшения — разноцветные бусинки; ножницы; крючок; игла швейная; бумага; клей; декорации для импровизации бала; аудиозапись музыкального произведения (на выбор педагога).

Ход занятия

   Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я вам принесла? (Демонстрация лампочки.) Что вы можете сказать об этом предмете? Перед вами обыкновенная стеклянная лампочка, которая служит для освещения. Сегодня вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы ее не стало. Раньше вы слушали сказки, а сегодня мы сами будем вместе придумывать сказочную историю.

 Первой сочинять начну я. Однажды теплым летним вечером, когда окно было открыто, я, засыпая, услышала скрип уличного фонаря. Это был не просто скрип, это был разговор фонаря с лампочкой из дома напротив. Лампочка жаловалась фонарю на свою судьбу, она обижалась на людей, живущих в этом доме, хотя в нем жила большая дружная семья. Как вы думаете, кто бы мог быть членом этой семьи? (Ответы детей.)

     Воспитатель. Лампочка, которая жила в этом доме обижалась на девочку, потому что... (Дети предлагают варианты.) Обижалась на мальчика... (Варианты.) На маму... (Варианты.) На папу... (Варианты.) (Во всех случаях выбирается наиболее интересный ответ.)

   Воспитатель. Дети, представьте, что исчезли все лампочки. Что бы тогда могло случиться? (Предположения ребят.) Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы электричество «радовало» нас, мы должны бережно, экономно использовать электроэнергию, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы. Теперь вы поняли, что это не просто лампочка, а настоящая королева света. В наше время выпускают лампочки энергосберегающие. Все они выглядят по-разному. (Воспитатель показывает образцы энергосберегающих лампочек.)

Задание для развития внимания «Найди, где спрятались лампочки»        Воспитатель. Давайте превратим нашу лампочку в настоящую королеву. Как, по-вашему, должна выглядеть королева? (На голове — корона, богатое

платье, длинные, красиво уложенные волосы.) Детям предлагается выполнить поделки, используя лампочки. Например, поделки в стиле макраме. Начальный этап: выбор узора для плетения платья, подбор цветосочетания нитей, нарезка нитей.

   Распределение работы между детьми: плетение платья, изготовление короны, изготовление украшений из бусинок, плетение кос, прорисовка лица. Выполнение практической части коллективной работы, в ходе которой используются следующие приемы: напоминание, совет, показ, объяснение и др.

   По окончании — анализ выполненной работы. В конце воспитатель подводит итог, отмечая успехи детей в удачном подборе нитей, узоров, поощряется творческая активность, аккуратность выполнения работы.

 Воспитатель. Вот теперь наши лампочки стали настоящими королевами. И мы можем устроить им карнавал. Под музыку дети играют со своими игрушками в бал.  

                           

Беседа «Экономим тепло»

   Задачи: объяснить детям значение слова «экономия»; содействовать накоплению знаний о разных видах жилья человека и способах его обогрева; подвести к пониманию важности быть экономным; развивать познавательную активность; воспитывать бережливое отношение к энергоресурсам.     Прогнозируемые результаты: дети понимают и могут объяснить значение слова «экономия»; знают о некоторых разновидностях жилья человека и способах их отопления; понимают значимость экономии природных ресурсов.  

   Материал и оборудование: картинки с изображением юрты, чума; картинки с описанием процесса поступления тепла в дома; иллюстрации к стихотворению  И. Токмаковой «Странный зверь».

   Ход занятия

   Воспитатель. Дети, в детском саду нас окружает множество вещей. Мы к ним так привыкли, что почти их не замечаем. Если посмотреть внимательно на предметы, то можно сказать, для чего они нужны человеку и из чего сделаны. Но разве можно знать все обо всем? Наверное, нет. А без знания слова «экономия» прожить невозможно. Что же такое экономия? (Ответы детей.) Экономия — это разумное использование человеком необходимых благ, стремление устроить свою жизнь более комфортно и красиво. Посмотрите на себя внимательно и скажите, сколько на вас надето вещей? Давайте представим, что можно надеть только две вещи, можно ли так прожить? (Ответы детей.)

    Воспитатель. Когда-то в Греции жил философ, которого звали Сократ. Он не был бедным, а был очень мудрым и экономным, поэтому до сих пор о нем ходят легенды. Своей одежде он не придавал большого значения и ходил босиком в стареньком плаще. У него было очень много учеников, которых он учил экономии. Однажды Сократ попал на базар и воскликнул: «Как много существует вещей, которые мне не нужны!». Однако и сегодня есть такие люди, которые хотят все купить, любят много тратить. А ведь бережливый Сократ был не единственным таким человеком.

  Другой греческий философ — Диоген — жил в бочке, считая такое жилище достаточно удобным, он заботился о сохранении окружающей среды, думал о том, чтобы чистого воздуха было больше, чтобы человек жил дольше. А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее люди научились добывать огонь, при помощи которого согревали свои жилища. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах. Например, казахи живут в юртах, эскимосы — в чумах. (Воспитатель показывает картинки с изображением таких видов жилья.) Обогревается подобный дом при помощи костров.

   В избах, которые строятся из бревен, для обогрева ставится русская печь. Кто-нибудь может рассказать о деревянном доме, о том, как и кто его отапливает? (Рассказы детей.)

   Воспитатель. Как же попадает тепло в многоэтажный дом, туда, где нет печей? Солнце летом светит. И тепло кругом, Человеку летом в доме хорошо.

Но придут морозы, вьюги, холода И без солнца теплого, как нам жить тогда? — Что же придумали люди, чтобы в больших домах, школах, больницах, детских садах было тепло? (Ответы детей.)

Показ и рассматривание иллюстраций о процессе поступления тепла в дома.      Воспитатель (обобщает ответы детей). Люди построили огромные котельные, в которых при помощи мазута нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, в атмосферу попадают вредные вещества. Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери?

— Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло?

 — Всегда ли вы закрываете двери за собой?

— К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь если люди открывают окна, двери, тогда не спасет от холода и теплая вода.

 Нужно рамы клеить, двери закрывать,

Чтоб зимою белой нам не замерзать.

Посмотрите внимательно, какой холодный дом, а в нем живет семья, в которой завелся странный зверь.

Показ иллюстрации, чтение стихотворения.

Странный зверь

Какой-то ходит странный зверь.

И оставляет настежь дверь.

И мы за этим зверем все закрываем двери.

Замучились, устали мы, работать перестали мы.

Мы не едим, не пьем теперь,

Мы только закрываем дверь.

Ну, как нам зверя приручить,

Чтоб за собою этот зверь

Хоть иногда закрыл бы дверь?!                                          (И. Токмакова.)

   Воспитатель. Как вы думаете, что это за зверь? (Ответы детей.) Конечно, ребята это сквозняк. Когда двери открыты, он всегда появляется, начинает выгонять из квартир теплый воздух. Рассматривание иллюстраций.    Воспитатель. Посмотрите, куда может пробраться сквозняк? (В открытую форточку, через балкон, дверь в подъезде, разбитое стекло.) Как же можно спасти дом от сквозняка? (Закрывать двери в подъезд, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.) Давайте и мы будем утеплять свои дома, чтобы экономить тепло.    

Загадки придуманные детьми.  

1. Квадратный, но не дом

Пластмассовый, но не игрушка.

 Не съедобный, но не мяч,

С кнопочками, но не телефон,

С пультом, но не игрушечная машина,

Включается, но не свет.         /телевизор/

2. Холодный в нутрии, но не лед,  

Большой, но не дом,

Туда кладут продукты, но не пакет,

Белый, но не стена,

Лист железный, но не машина.           /холодильник/

3. С проводом, но не утюг,

С кнопочками, но не телевизор,

 С трубкой, но не сок.      /телефон/

4. Стирает, но не человек,

С кнопочками, но не пульт,

С одеждой, но не шкаф,

 С кружком куда закидывать, но не чайник.   /стиральная машина/

 5. Стоит на столе, но не коробка,

Светит, но не солнце,

Включается в розетку, но не утюг.  /настольная лампа/

 6. Прямоугольная, но не шкаф,

Есть крутилка, но не миксер,

Белая, но не холодильник,

Разогревает еду, но не плита.  /микроволновая печь/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Береги природу" ( старшая группа)

Занятие закрепляет знания детей о окружающей природе и необходимости ее охраны....

технологическая карта нод по экологическому образованию «Береги природу» старшая группа

ТЕМА НОД: «Береги природу»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие.Воспитатель: Шестакова Татьяна ВладимировнаДАТА:19.12.2018ГРУППА (ВОЗРАСТ): старшая группа (5-6 лет)ЦЕЛЬ: Формиро...

квн "сохраним нашу природу", старшая группа детского сада

предлагается экологический досуг для старшей группы. задания вариативны и легко заменяемы. подготовка не сложная....

Проект \'Круговорот воды в природе". Старшая группа компенсирующей направленности

Тема проекта: «Круговорот воды в природе»Цель (для детей) – выяснить, что такое дождь, от куда берутся лужи и куда они исчезают. Можно ли в бытовых условиях увидеть круговорот воды?Ц...

Конспект ООД по экологии "Круговорот воды в природе" старшая группа

Программное содержание:дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;Обобщать, устанавливать причинно-следственные зав...

Тематическое планирование «Явления природы. Круговорот воды в природе». Старшая группа.

Тематическое планирование «Явления природы. Круговорот воды в природе»....

Конспект образовательной деятельности Познавательное развитие «Берегите люди воду - просит мудрая природа» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностиПознавательное развитие«Берегите люди воду -  просит мудрая природа»Старшая группа...