Познавательный проект по экологическому воспитанию «О чём нам осень рассказала?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Главацкая Наталья Константиновна

Проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_pasport_proekta_osen.docx783.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Колокольчик» с. Троицкое

644046 Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое, ул. Молодёжная, д13 телефон/факс :8(42441)94792

Утверждаю:

Заведующему

МБДОУ «Детский сад№2

«Колокольчик» с. Троицкое.

 Милевской Е.М.

От                 2022г.             №      

Познавательный проект

по экологическому воспитаниюhttps://klyaksa40.ru/files/styles/fullscreen/originals_cc447f4bbf4411e98267fcaa14178e58_fdd6dfe221ae11eb8291fcaa14178e58.png

«О чём нам осень рассказала?»

Подготовительная группа «Звездочка»

Подготовила:

Главацкая Н.К

с. Троицкое 2023 г.

Направленность: экологическое воспитание  через познавательную  деятельность.

Вид проекта: информационно – исследовательский, познавательный, среднесрочный, Сроки реализации: 02.10.2023по 30.10.2023год.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники подготовительной группы «Звездочки», родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, исследовательская.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Актуальность проекта:

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Реализация знаний по экологии должна осуществляться не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми.

Воспитателю следует использовать различные средства и методы. Проектная деятельность является отличной формой работы для актуализации и  систематизации знаний детей по экологическому воспитанию детей.

Проблема: 

Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Проблема поиска интересующей дошкольника информации остается в настоящее время одной из трудных, в силу еще развивающейся учебной деятельности.

Таким образом, уникальным методом обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является организация совместной проектной деятельности, в результате которой  развивает умение ставить цель, планировать и получать результат.

Цель проекта: исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.

Задачи:
- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе;

-создание предметно-развивающей среды и условий для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;

-способствовать развитию у детей инициативности в процессе участия в проектной деятельности

- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, взаимопомощь, ответственность.

Ресурсы обеспечения проекта:

-Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс Интернета.

-Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, ноутбук, цифровой фотоаппарат.

Формы и методы работы:

- образовательная деятельность;

- наблюдения, экскурсии;

- художественная мастерская;

- опыты, исследования;

- дидактические настольные игры;

- чтение рассказов об осени, экологических сказок;

- тематическая выставка;

- беседы, поиск информации.

Ожидаемый результат:

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование и обогащение развивающей среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.


Продукт проекта:

  • выставка поделок "Кладовая осени";
  • выставка детских рисунков.


Этапы реализации проекта:

I  Подготовительный.

- подборка методической и художественной литературы,

- подбор наглядного и игрового материала,

- разработка плана совместных мероприятий

II Реализация проекта.

- взаимодействие с родителями,

- трудовая деятельность на огороде д/с,

-наблюдения и экологические экскурсии,

- беседы, игры,

- создание презентаций,

- познавательное чтение,

- продуктивная деятельность,

- создание  экологической  газеты.

III Подведение итогов.

- проведение итогового мероприятия по теме,

- выставка поделок из природного материала,

- презентация проекта на педсовете ДОУ.

Содержание проекта:

В беседе с воспитателем воспитанники группы обсуждали тему «Осенняя пора». В ходе обсуждения содержания представлений о осеннем периоде использовалась художественная литература: книги писателей-природоведов, энциклопедии; картины известных художников, фотографии детей осенью.

Воспитанники делились знаниями, впечатлениями об осени, обсуждали интересные факты, отгадывали и загадывали загадки. В результате беседы дети написали вопросы на которые не нашли ответа. Решили создать проект «О чем нам осень рассказала?». Распределили содержание вопросов между ребятами и стали искать информацию. Воспитатели и родители включились в поиск ответов на вопросы, был составлен план мероприятий для поддержания  детской инициативы, создана предметно-развивающая среда в группе детского сада.

Проблемные вопросы:

Почему  осенью есть бабье лето?

Когда начинается осень?

Какие народные праздники бывают осенью?

Куда улетают птицы?  Миграция.

Как по-другому называется осень?

Как сохранить урожай?

Что делают люди осенью?

Почему осень называют золотой?

Что такое осеннее равноденствие?

Взаимодействие с родителями.

1. Подбор книг по теме.

2. Чтение детям рассказов писателей-природоведов, стихов известных поэтов.

3. Помощь в изготовлении поделок из листьев.

4. Подбор фотографий и иллюстраций об осени.

5. Поиск информации о народном празднике.

6. Рисование перелетных птиц с детьми.

7. Участие в экологических акциях, субботниках.

Основное содержание о проблемных вопросах дети черпали из книг и рассказов родителей. Старались детям дать знания о самобытности осеннего периода, про закономерные связи, происходящие в природе. Детей заинтересовала проблема, как осень проявляется в разных широтах земного шара.

Большую роль в проектной деятельности играют экскурсии и наблюдения в природе, что позволяет нам повышать теоретический уровень материала и развивать интерес у детей.

Познавательные презентации дети создавали вместе с родителями, подбирали интересные кадры, вставляли личные фотографии. В работе над данным проектом много использовалось схем, моделей, таблиц, сделанных в совместной деятельности, что повышало уровень логического мышления дошкольников.

План реализации:

Проблемный вопрос

Цель

Мероприятия

Ежедневно в процессе реализации проекта:
1. Наблюдения на прогулке
2. Трудовая деятельность в природе.
3.Игры в самостоятельной и индивидуальной работе с детьми по теме проекта. Выбор игр по желанию детей и в соответствии с планированием воспитателя.

4. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация по желанию детей.

Когда начинается осень?

Уточнить сроки начала и конца осени.

1. ООД по эколого-познавательному развитию детей «Земля — наш общий дом»

2. Чтение рассказов об осени в разных широтах.

3.Организация развлечения «День Знаний» (общее мероприятие в детском саду)

Почему  осенью есть бабье лето?

Узнать историю происхождения выражения «бабье лето».

1.Экскурсия в лес.

2. Беседа «Осень наступила»

3. Ведение календаря погоды.

Как по-другому называется осень?

Разыскать народные названия осенних месяцев, сравнить их с приметами осени.

1. Рисование модели «Народный календарь».

2. Ведение словарика осенних слов.

3. Чтение стихов про осень.

Почему осень называют золотой?

Найти цитаты из стихов о красоте осени.  Рассказать детям об дарах осени.

1. Беседа "Кладовая осени".

2. Наблюдение за листопадом.

3. Рисование образа осени в разные месяцы.

Что такое осеннее равноденствие?

Узнать что такое равноденствие, можно ли его заметить осенью?

1. Беседа с детьми «День осеннего равноденствия»

2. Экспериментальная деятельность по измерению светового дня.

Какие народные праздники бывают осенью?

Найти в народном календаре осенние праздники и узнать их историю.

1. Просмотр презентаций и сообщений детей об истории народных праздников.

2. Развлечение «В гостях у Осени» (общее мероприятие)

3. Создание фотоальбома «Осенние праздники»

Куда улетают птицы?  Миграция.

Узнать миграцию перелетных птиц.

1. Слушание сообщений детей о перелетных птицах.

2. Наклеивание на контурную карту России наклеек с местами миграции птиц.

3. Просмотр видеофильма «Пернатые друзья».

Что делают люди осенью?

Уточнить, какой труд человека важен в осенний период?

1. Экологический субботник по уборке территории от листьев.

2. Дидактическая игра «Нарисуй осенний наряд для куклы».

Как сохранить урожай?

Выяснить пользу овощей в зимний период.

1. Итоговое мероприятие. Творческая мастерская "Осенние поделки"

2. Беседа с поваром на тему заготовки овощей.

Организация

Развитие творческих способностей, актуализация полученных знаний.

Выставка поделок "Кладовая осени";

Выставка детских рисунков.

Результат проекта:

-отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной).

- накопление информационной базы (художественная литература, видеофильмы,  конспекты игр и развлечений)  по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.

-проведение экологических акции по уборке территории от опавших листьев и утепление плодовых кустов и деревьев на зиму.

- создана выставка творческих работ из природного материала «Кладовая осени».

- по результатам диагностики повышения уровня экологических знаний у детей.

-сформированы универсальные познавательные учебные действия в исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

- ведение детьми дневника наблюдений.

- привлечение родителей к взаимодействию по вопросам экологического воспитания.

Методическая литература:

1. Алёшина И.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.

2. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.

3. БондаренкоТ. М. Комплексные занятия в старшей группе.

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

5. Волчкова В.Н. Конспекты занятий по познавательному развитию и экологии в старшей группе. Хрестоматия по природоведению.

6.Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014.

7. Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст]

8. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.

9. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.

10. Энциклопедия «Что, зачем, почему?»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в средней группе по познавательно-речевому развитию (экологическое воспитание) тема: «ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ СЕРГИЕВ ПОСАДА»

Конспект воспитательно-образовательного мероприятияв средней группе по познавательно-речевому развитию(экологическое воспитание) тема: «ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ СЕРГИЕВ  ПОСАДА»...

Познавательный проект по экологическому воспитанию "Сбережем природу"

Информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный проект по экологическому воспитанию...

Познавательный проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно ...

Познавательный проект по экологическому воспитанию "Растения, занесённые в Красную книгу"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза эколо...

Познавательный проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воздушный шарик не отпустим в небо!»

Даже самые воспитанные люди, которые бумажку не выкинут мимо урны, часто не задумываются об опасности для природы от детских воздушных шариков. Какой, казалось бы, от них вред? Выпустил в небо - полет...

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...