Познавательный проект по экологическому воспитанию «О чём нам осень рассказала?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Колокольчик» с. Троицкое
644046 Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое, ул. Молодёжная, д13 телефон/факс :8(42441)94792
Утверждаю:
Заведующему
МБДОУ «Детский сад№2
«Колокольчик» с. Троицкое.
Милевской Е.М.
От 2022г. №
Познавательный проект
по экологическому воспитанию
«О чём нам осень рассказала?»
Подготовительная группа «Звездочка»
Подготовила:
Главацкая Н.К
с. Троицкое 2023 г.
Направленность: экологическое воспитание через познавательную деятельность.
Вид проекта: информационно – исследовательский, познавательный, среднесрочный, Сроки реализации: 02.10.2023по 30.10.2023год.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники подготовительной группы «Звездочки», родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, исследовательская.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Актуальность проекта:
В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».
Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Реализация знаний по экологии должна осуществляться не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми.
Воспитателю следует использовать различные средства и методы. Проектная деятельность является отличной формой работы для актуализации и систематизации знаний детей по экологическому воспитанию детей.
Проблема:
Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Проблема поиска интересующей дошкольника информации остается в настоящее время одной из трудных, в силу еще развивающейся учебной деятельности.
Таким образом, уникальным методом обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является организация совместной проектной деятельности, в результате которой развивает умение ставить цель, планировать и получать результат.
Цель проекта: исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.
Задачи:
- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе;
-создание предметно-развивающей среды и условий для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;
-способствовать развитию у детей инициативности в процессе участия в проектной деятельности
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, взаимопомощь, ответственность.
Ресурсы обеспечения проекта:
-Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс Интернета.
-Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Формы и методы работы:
- образовательная деятельность;
- наблюдения, экскурсии;
- художественная мастерская;
- опыты, исследования;
- дидактические настольные игры;
- чтение рассказов об осени, экологических сказок;
- тематическая выставка;
- беседы, поиск информации.
Ожидаемый результат:
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- совершенствование и обогащение развивающей среды группы;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Продукт проекта:
- выставка поделок "Кладовая осени";
- выставка детских рисунков.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный.
- подборка методической и художественной литературы,
- подбор наглядного и игрового материала,
- разработка плана совместных мероприятий
II Реализация проекта.
- взаимодействие с родителями,
- трудовая деятельность на огороде д/с,
-наблюдения и экологические экскурсии,
- беседы, игры,
- создание презентаций,
- познавательное чтение,
- продуктивная деятельность,
- создание экологической газеты.
III Подведение итогов.
- проведение итогового мероприятия по теме,
- выставка поделок из природного материала,
- презентация проекта на педсовете ДОУ.
Содержание проекта:
В беседе с воспитателем воспитанники группы обсуждали тему «Осенняя пора». В ходе обсуждения содержания представлений о осеннем периоде использовалась художественная литература: книги писателей-природоведов, энциклопедии; картины известных художников, фотографии детей осенью.
Воспитанники делились знаниями, впечатлениями об осени, обсуждали интересные факты, отгадывали и загадывали загадки. В результате беседы дети написали вопросы на которые не нашли ответа. Решили создать проект «О чем нам осень рассказала?». Распределили содержание вопросов между ребятами и стали искать информацию. Воспитатели и родители включились в поиск ответов на вопросы, был составлен план мероприятий для поддержания детской инициативы, создана предметно-развивающая среда в группе детского сада.
Проблемные вопросы:
Почему осенью есть бабье лето?
Когда начинается осень?
Какие народные праздники бывают осенью?
Куда улетают птицы? Миграция.
Как по-другому называется осень?
Как сохранить урожай?
Что делают люди осенью?
Почему осень называют золотой?
Что такое осеннее равноденствие?
Взаимодействие с родителями.
1. Подбор книг по теме.
2. Чтение детям рассказов писателей-природоведов, стихов известных поэтов.
3. Помощь в изготовлении поделок из листьев.
4. Подбор фотографий и иллюстраций об осени.
5. Поиск информации о народном празднике.
6. Рисование перелетных птиц с детьми.
7. Участие в экологических акциях, субботниках.
Основное содержание о проблемных вопросах дети черпали из книг и рассказов родителей. Старались детям дать знания о самобытности осеннего периода, про закономерные связи, происходящие в природе. Детей заинтересовала проблема, как осень проявляется в разных широтах земного шара.
Большую роль в проектной деятельности играют экскурсии и наблюдения в природе, что позволяет нам повышать теоретический уровень материала и развивать интерес у детей.
Познавательные презентации дети создавали вместе с родителями, подбирали интересные кадры, вставляли личные фотографии. В работе над данным проектом много использовалось схем, моделей, таблиц, сделанных в совместной деятельности, что повышало уровень логического мышления дошкольников.
План реализации:
Проблемный вопрос | Цель | Мероприятия |
Ежедневно в процессе реализации проекта: 4. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация по желанию детей. | ||
Когда начинается осень? | Уточнить сроки начала и конца осени. | 1. ООД по эколого-познавательному развитию детей «Земля — наш общий дом» 2. Чтение рассказов об осени в разных широтах. 3.Организация развлечения «День Знаний» (общее мероприятие в детском саду) |
Почему осенью есть бабье лето? | Узнать историю происхождения выражения «бабье лето». | 1.Экскурсия в лес. 2. Беседа «Осень наступила» 3. Ведение календаря погоды. |
Как по-другому называется осень? | Разыскать народные названия осенних месяцев, сравнить их с приметами осени. | 1. Рисование модели «Народный календарь». 2. Ведение словарика осенних слов. 3. Чтение стихов про осень. |
Почему осень называют золотой? | Найти цитаты из стихов о красоте осени. Рассказать детям об дарах осени. | 1. Беседа "Кладовая осени". 2. Наблюдение за листопадом. 3. Рисование образа осени в разные месяцы. |
Что такое осеннее равноденствие? | Узнать что такое равноденствие, можно ли его заметить осенью? | 1. Беседа с детьми «День осеннего равноденствия» 2. Экспериментальная деятельность по измерению светового дня. |
Какие народные праздники бывают осенью? | Найти в народном календаре осенние праздники и узнать их историю. | 1. Просмотр презентаций и сообщений детей об истории народных праздников. 2. Развлечение «В гостях у Осени» (общее мероприятие) 3. Создание фотоальбома «Осенние праздники» |
Куда улетают птицы? Миграция. | Узнать миграцию перелетных птиц. | 1. Слушание сообщений детей о перелетных птицах. 2. Наклеивание на контурную карту России наклеек с местами миграции птиц. 3. Просмотр видеофильма «Пернатые друзья». |
Что делают люди осенью? | Уточнить, какой труд человека важен в осенний период? | 1. Экологический субботник по уборке территории от листьев. 2. Дидактическая игра «Нарисуй осенний наряд для куклы». |
Как сохранить урожай? | Выяснить пользу овощей в зимний период. | 1. Итоговое мероприятие. Творческая мастерская "Осенние поделки" 2. Беседа с поваром на тему заготовки овощей. |
Организация | Развитие творческих способностей, актуализация полученных знаний. | Выставка поделок "Кладовая осени"; Выставка детских рисунков. |
Результат проекта:
-отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной).
- накопление информационной базы (художественная литература, видеофильмы, конспекты игр и развлечений) по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.
-проведение экологических акции по уборке территории от опавших листьев и утепление плодовых кустов и деревьев на зиму.
- создана выставка творческих работ из природного материала «Кладовая осени».
- по результатам диагностики повышения уровня экологических знаний у детей.
-сформированы универсальные познавательные учебные действия в исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- ведение детьми дневника наблюдений.
- привлечение родителей к взаимодействию по вопросам экологического воспитания.
Методическая литература:
1. Алёшина И.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.
2. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.
3. БондаренкоТ. М. Комплексные занятия в старшей группе.
4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
5. Волчкова В.Н. Конспекты занятий по познавательному развитию и экологии в старшей группе. Хрестоматия по природоведению.
6.Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014.
7. Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст]
8. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
9. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
10. Энциклопедия «Что, зачем, почему?»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в средней группе по познавательно-речевому развитию (экологическое воспитание) тема: «ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ СЕРГИЕВ ПОСАДА»
Конспект воспитательно-образовательного мероприятияв средней группе по познавательно-речевому развитию(экологическое воспитание) тема: «ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ СЕРГИЕВ ПОСАДА»...
Познавательный проект по экологическому воспитанию "Сбережем природу"
Информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный проект по экологическому воспитанию...
Познавательный проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно ...
Познавательный проект по экологическому воспитанию "Растения, занесённые в Красную книгу"
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза эколо...
Познавательный проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воздушный шарик не отпустим в небо!»
Даже самые воспитанные люди, которые бумажку не выкинут мимо урны, часто не задумываются об опасности для природы от детских воздушных шариков. Какой, казалось бы, от них вред? Выпустил в небо - полет...
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
Познавательный проект по экологическому воспитанию «Что мы хотим знать о первоцветах» для детей старшего дошкольного возраста
Сформировать знания детей о первоцветах родного края...