Золотая Хохлома
проект
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети знакомятся с хохломской росписью, ее историей, узнают для чего служит роспись, имеют возможность рассмотреть предметы, расписанные этой росписью в специально организованном музее хохломских изделий.
Реализация проекта по тематике «Золотая Хохлома» обеспечивает активное участие детей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohlama_musaelyan.docx | 535.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Зареченская СОШ дошкольное отделение детский сад №9
(МАОУ Зареченская СОШ ДО ДС №9)
ул. Медовая дом 5, р.п. Заречье, Одинцовский городской округ. Московская область,143085
Проект «Золотая Хохлома»
Воспитатель: Мусаелян А.Б.
Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.
Сроки проведения: 1 неделя (01.04.2022 - 07.04.2022)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста; родители; педагоги.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Основание для разработки:
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети знакомятся с хохломской росписью, ее историей, узнают для чего служит роспись, имеют возможность рассмотреть предметы, расписанные этой росписью в специально организованном музее хохломских изделий.
Реализация проекта по тематике «Золотая Хохлома» обеспечивает активное участие детей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей и педагогов.
Актуальность. Музеи дают нам прекрасные возможности для расширения своих представлений о мире. Это особенно ценно для детей. В дошкольном возрасте дети легко приобщаются к систематическому и регулярному посещению музеев и к музейным формам обучения.
Известно, что для того, чтобы наслаждаться искусством, нужно быть художественно образованным человеком. При реализации проекта "Золотая Хохлома", хотелось, чтобы встреча с музеем ассоциировалась у детей с приятными эмоциями. Чтобы дошкольники, приходя в музей, не только узнавали знакомые произведения искусства, но и умели ими восхищаться. Для этого нужно подготовить детей к посещению музея заранее. Для этого с ребятами была проведена предварительная работа : занятие «Азбука искусства». Цель занятия является знакомство с жанром изобразительного искусства Хохломской росписью. Дети в дошкольном возрасте ориентированы
на собственное изобразительное творчество, поэтому наряду с теоретическими сведениями проект "Золотая Хохлома" включил и практическую работу. Ребята самостоятельно расписывали ложку элементами хохломской росписи.
Использование репродукций картин и фотографий изделий декоративно- прикладного искусства, игровых приёмов, элементов драматизации, музыкальных фрагментов и стихов помогло психологически подготовить детей к посещению музея.
Когда ребята пришли на экскурсию, они с радостью узнавали знакомые предметы: «Смотрите: Это наша ложка!» Если посещение музея сопровождается радостью, восхищением, удивлением и другими положительными эмоциями, то в музей хочется прийти снова. Так возникает увлечение искусством и начинает формироваться потребность постоянного общения с ним.
Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данного проекта существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные хохломские изделия увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы познакомить детей с жанрами декоративно-прикладного искусства. Это и явилась основной причиной создания нашего проекта.
Цель проекта: Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
Задачи:
- Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
- Воспитывать интерес дошкольников к русскому декоративно –
прикладному искусству.
- Учить детей расписывать ложки.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;
Этапы реализации проекта:
- этап. Организационный. Уточнение представлений детей о жанрах декоративно-прикладного искусства, их значении для духовного богатства народа, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.
Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога с детьми. | Совместная деятельность родителей и детей. |
Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о хохломской росписи | Хохломская роспись ложек "Моя ложка" | Чтение и обсуждение консультаций «Золотая Хохлома» |
Создание развивающей среды: уголка для сюжетно- ролевых игр «Музей хохломских изделий»; «Магазин "Русский сувенир"; дидактических игр | Подбор материала для сюжетно-ролевых игр «Магазин «Русский сувенир». | «В музее интересно». |
Рекомендации для родителей «Детям о хохломе» | Изготовление карточек с изображением хохломского узора и хохломского изделия по количеству детей, для оформления игры-лабиринта "Найди предмет". | |
памятка «Приобщение детей к искусству». |
- этап. Теоретический. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
- этап. Практический. Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о хохломской росписи, как жанре декоративно-прикладного искусства, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Совместная деятельность педагога с детьми. | Совместная деятельность родителей и детей. |
Рисование «Хохломская ложка»; Коллективная аппликация «Хохломской поднос». | Чтение и заучивание загадок о хохломских изделиях. |
Беседа «Где рождаются хохломские изделия». Чтение стихотворений, загадывание загадок. | Посещение городского музея. |
Коллективная аппликация «Хохломской поднос». | Посещение магазина русской народной утвари "Русский сувенир". |
Проведение дидактических игр и упражнений. Проведение подвижных игр. Проведение сюжетно-ролевых игр. | Фото родителей с детьми у музейных экспонатов. |
этап. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога с детьми. | Совместная деятельность родителей и детей. |
Организация и презентация выставки хохломских изделий «Золотая Хохлома». | Помощь детям в росписи ложек.. | Посещение городского музея, магазина «Русский сувенир» |
Итог.
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что приобщение к народному искусству помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления поновому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»
Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...
Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"
К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....
Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)
Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...
Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"
Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...
Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"
Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Конспект образовательного занятия по рисованию в старшей группе "Золотая Хохлома и золотой лес"
Занятие построено с использованием технологии "Ситуация"...