Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
методическая разработка (младшая группа)

Шаповалова Юлия Владимировна

Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного возраста, способствует не только интересному времяпровождению, но и расширению кругозора детей, развивает смекалку, память, речь, воображение. В ходе игры идет развитие инициативы и познавательных способностей у детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Дидактические игры «Сказочный теремок»

Актуальность: Игровое пособие способствует решению задач образовательной области «Познавательное развитие»;   «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие». Помогает организовать развивающий досуг с детьми дошкольного возраста, способствует не только интересному времяпровождению, но и расширению кругозора детей, развивает смекалку, память, речь, воображение. В ходе игры идет развитие инициативы и познавательных способностей у детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Научность: Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного возраста. По мнению Л. С. Выготского, Е. Е. Кравцовой, О. М. Дьяченко, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием.

В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова, М. И. Лисина, В. И. Логинова, Н. Н. Поддьяков считает, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Игра является сквозным механизмом развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО).

Цель: Закреплять знания и представления дошкольников о диких и домашних животных, местах их проживания, их внешний вид, название детенышей. Соотносить характер героя с музыкальным инструментом.

Задачи:

*Закреплять знание о диких и домашних животных.

*Развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

*Подбирать музыкальные инструменты в соответствии с характером героев сказки, соотносить исполнение с текстом.

*Формирование умения воспроизводить последовательность действий героев.

*Вызвать эмоциональный отклик на героев сказки «Теремок».

*Учить использовать средства интонационной речевой выразительности, развивать речевое творчество детей.

Принципы:

Доступность игры детям. Дидактическая игра «Сказочный теремок», проста и понятна детям.

Активность - в игре дети могут проявить физические и интеллектуальные способности, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а так же в ходе обсуждения полученных результатов.

Занимательность и эмоциональность игры - красочность оформления героев сказок, нетрадиционное оформление игры.

Коллективность - игра способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща.

Результативность – продуктивная творческая деятельность детей в игре

проявляется в подборе нужных героев сказки, отгадывании загадок, подборе музыкальных инструментов.

Организация игровой деятельности: Представленное методическое пособие предназначено для дошкольников 3-5 лет. Пособие предназначено как для совместной деятельности воспитателя с детьми, так и для самостоятельных игр детей.

Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию и родителям в индивидуальной работе с детьми. С помощью взрослых дети научаться отгадывать загадки и описывать животных используя разные части речи. Несомненно, будут развиваться такие высшие психические процессы как память, внимание, мышление и конечно, речь. Дети будут сравнивать, и анализировать, а также учиться фантазировать. Ребята получат урок нравственного отношения ко всему окружающему нас животному миру.

При интеграции образовательных областей пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, соотнесение количества героев с цифрами, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем).

Игра «Расскажи сказку «Теремок»

Цель: развивать умение пересказывать сказку, использовать средства интонационной выразительности речи, развивать связную речь детей. Упражнять в употреблении порядковых числительных.

Воспитатель показывает предметные картинки героев сказки.

- Угадай из какой сказки пришли герои?

- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывает сказку).

- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

Дидактическая игра «Чей голос?»

Цель: научить детей узнавать голос знакомого героя из сказки. Развивать мышление, память, связную речь. Активизировать слуховую восприимчивость.

Воспитатель просит детей слушать голос сказочного персонажа, после чего спрашивает: "Чей это голос?". В зависимости от сложности действия, она может еще спросить, к кому он обращается. Дополнительно дети могут выбрать и показать силуэт распознаваемого персонажа.

Дидактическая игра «Как еще можно назвать».

Цель: Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

Совершенствовать представление о диких животных, их внешний вид, повадки, местах их проживания. Развивать активную речь детей.

Дети сидят на ковре. Воспитатель показывает модели диких животных.

- Назовите одним словом, кто это?

- Как еще можно назвать диких животных? Почему их так называют?

-Как называют в сказках лису? (лисичка-сестричка, лисичка-хитричка, лиса-Патрикеевна, рыжая разбойница, плутовка лиса, пушистая охотница)

-Как называют в сказках волка? (волчище, волк - зубами щелк, Волчек - серый бочек)

- Как называют в сказках медведя? (мишка-медведь, Михайло-Потапович).

Дидактическая игра «Что лишнее?».

Цель: Развивать логическое мышление, память, воображение. Осваивать умение монологической и диалогической речи детей.

Предложить детям посмотреть все ли персонажи из сказки «Теремок» или есть и персонажи из других сказок.

Дидактическая игра «Расскажи по порядку!».

Цель: Учить детей умению последовательно называть развитие сюжета сказки, появление героев.

Воспитатель показывает героев, дети должны разложить их в порядке развития сюжета и рассказать об этом.

Дидактическая игра «Назови правильно детенышей».

Цель: Научить детей правильно использовать в речи название животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

У лисы-лисята, лисёнок

У волка –волчата, волчонок. У лягушки – лягушата, лягушонок.

У мышки- мышата, мышонок.

У зайца- зайчата, зайчонок.

У медведя-медвежата, медвежонок.

Дидактическая игра «Скажи, одним словом!».

Цель: Научить детей классифицировать животных по месту их обитания.

Волк, медведь, лиса, заяц-дикие животные

Корова, коза, лошадь, собака, кот – домашние животные;

Дидактическая игра «Теремок»

Цель. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение группировать животных (травоядные, хищники).

Поселить жильцов в теремок можно только тогда, когда правильно отгадаешь загадку, но нужно быть внимательным не поселять в одном теремке травоядное и хищное животное. Выигрывает тот, кто не ошибется и больше всех поселит жильцов. Когда все домики будут в теремке заняты, надо назвать поселившихся в нем животных одним словом - травоядные эти животные или хищники.

Ход игры : Воспитатель говорит: «Стоит в лесной чаще теремок. Он не низок, не высок. Кто загадку отгадает, и животное узнает, сможет поселить жильцов в этот славный теремок».

Далее проговариваются правила игры и загадываются загадки ( взрослый сознательно совершает ошибку: к травоядным животным селит хищника или наоборот, дети должны увидеть ошибку).

Загадки: «Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет» (белка).

«В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца» (крот).

«Кто в лесу тоннели роет, из ветвей плотины строит, зубы - точно топоры. Это трудятся. (бобры)».

«Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - уши больше головы» (заяц).

«Какой зверь опасный ходит в шубе красной, снег разгребает, мышек хватает?» (лиса).

«Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко» (лось).

«Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос» (медведь).

«Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный?» (волк).

Отгадав загадку, дети селят животное в теремок, таким путем расселяются все животные.

В конце игры спросить : «Почему не могут вместе жить травоядные и хищные животные? Как можно назвать одним словом животных, живущих рядом? (соседи)

Дидактическая игра «Музыкальный теремок».

Цель: Закреплять умения различать музыкальные инструменты; соотносить исполнение с текстом; развивать внимание, выдержку.

Ход игры. Детям раздаются музыкальные инструменты, соответствующие образу персонажа сказки. Название персонажа в тексте всегда сопровождается звучанием соответствующего инструмента.

Лягушка-погремушка.

Мышка-свистулька.

Зайка- ложки.

Лисичка- металлофон.

Волк- труба.

Медведь-барабан.

Набор инструментов меняется по желанию детей и воспитателя.

Дидактическая игра «Вежливые слова».

Цель: Развивать умение использовать дружелюбный спокойный тон, речевые формы вежливого общения: здороваться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Воспитатель вносит игру «Теремок» и говорит, что герои этой сказки забыли вежливые слова и не могут попасть в теремок. Чтобы они попали в теремок, надо научить их говорить вежливые слова. Дети называют вежливые слова каждому герою, и они попадают в теремок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Область: «Художественно – эстетическое развитие» рисование.

Тема: «Маша в гостях у детей» Цель: дать полное представление детям младшей группы о Правилах дорожного движения....

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».

Учить детей создавать выразительный образ снеговичка из предметов круглой формы посредством увлекательной истории....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»

Данная методическая разработка представляет собой три занятия направленные на развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребнос...

Методическая разработка по художественному-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Данный материал будет интересен педагогам,родителям,воспитателям...

Методическая разработка Центра художественно-эстетического развития, обеспечивающего различные виды музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ

Методическая разработка будетт интересна музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Центр художественно-эстетического музыкального развития под названием -  «Музля...