Доклад «Азбука экологии на прогулках»
консультация
Для ознакомления детей с природой как средства экологического воспитания широко используют прогулки. Прогулка является одной из основных форм экологического образования дошкольников.
Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Здесь можно ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. На прогулке можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, снегом, водой, льдом, листьями и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_ekologii_na_progulkah.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23
«АНТОШКА»
(АОУ детский сад № 23 «Антошка)
ДОКЛАД
«Азбука экологии на прогулках»
Подготовила и провела
Воспитатель
Данилкина М.С
Г. Долгопрудный
2021г.
Для ознакомления детей с природой как средства экологического воспитания широко используют прогулки. Прогулка является одной из основных форм экологического образования дошкольников.
Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Здесь можно ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. На прогулке можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, снегом, водой, льдом, листьями и т. п.
- Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых.
Ежедневные наблюдения на прогулке за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Они обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки, он имеет важное значение в экологическом воспитании. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивать экологическое мышление и разговорную речь ребенка. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).
- Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке.
- Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, исследовательские действия, художественное слово и т.д., однако надо учитывать, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, поэтому наблюдения надо проводить кратковременно и многократно повторять.
- При проведении индивидуальной работы во время наблюдений важно будить самостоятельную мысль ребенка, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт.
В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков, собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем), тренируемся в порядковом счете, наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Развиваем исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям. Учим любоваться осенним пейзажем. Обращаем внимание детей на каждый листик, его цвет, сделаем букет из листьев, засушиваем их для поделок. Наблюдаем за отлётом птиц, объясняем, что птицы, питающиеся насекомыми, улетают в начале осени, а те, кто клюёт ягоды – позже, а ещё позже улетают водоплавающие. Учим подкармливать птиц в течение осени и зимы. Рассказываем о пользе паука, уничтожающего мух.
В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.
В весенний период мы: формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений. Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.
В летний период на прогулках с детьми мы: развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Развиваем наблюдательность, любознательности исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой природой. Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.
При правильном руководстве за наблюдением окружающего мира ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, всем сердцем переживает доброе и злое, учится чувствовать красивое и некрасивое.
- Опытно-исследовательская деятельность.
Опыты с природным материалом, совместная и самостоятельная деятельность на прогулке позволяет дошкольнику лучше познать окружающий мир.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста в виду того, что у них мал жизненный опыт, не могут установить следственные связи. В этих группах воспитатель чаще использует поисковые действия, и как правило они включаются в наблюдения.
Младший возраст.
Неживая природа.
«Свойства песка», «Почему не получился куличик?», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Песок и земля», «Как работает воздух», « Воздух есть везде», «Узнаем, какая вода», «Вода – жидкость», «У воды нет запаха», «Снег, какой он?», «Снег холодный и белый», «Таяние льда в воде», «Цветные льдинки»
Живая природа. «Травка зеленеет, солнышко блестит», «Веточка березы».
Старший возраст.
Неживая природа.
Почва. Песок, глина, камень – составные части почвы. Разные виды почвы. Свойства песка. Перегной, его образование, значение для растений. Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит её плодородие, что это влияет на рост и развитие растений. Значение почвы для растений, животных, человека.
Воздействие человека на почву, её значение для людей.
Воздух. Сравнение воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из неё) и предметами.
Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни. Влияние воздуха на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира. Отрицательное и положительное влияние человека на атмосферу (воздух).
Приспособление человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественном воздухом).
Вода. Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни растений)
Чистая и грязная вода. Способы очистки воды. Отрицательная и положительная роль человека.
Живая природа.
Растения. Зависимости видоизменения растения от факторов неживой природы (вода, свет, тепло). Взаимосвязь в экосистемах: между живой и неживой природой, растениями и животными. Основные признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, развитие.
Нужен ли корешкам воздух?
Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Животный мир. Значение насекомых для птиц и растений. Опыление растений. Пища птиц. Дождевые червяки.
Наблюдение за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они исчезнут? Многие лесные птички останутся без корма.
- Трудовая деятельность на прогулке.
Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).
Во время прогулки важно замечать больные места. Сломанная ветка? Стоп! Нужно подлечить ее, подвязать. А если пустая кормушка? А если сухая клумба? Что можно предпринять? В конце прогулки подводим итог — кому мы сегодня помогли? Кто скажет нам спасибо?
Можно завести «Календарь полезных дел» или «Красную книгу скорой помощи», заполняем его рисунками-воспоминаниями. Туда же зарисовываем те события, в которых участвовали дети, придумаем рассказы, сказки.
- Целевые прогулки.
Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада — в парк, на опушку леса, к водоему, на луг, и т. п.). Незабываемые впечатления от целевых прогулок надолго остаются в памяти у детей. Смена обстановки, новые впечатления, которые дети не получают на территории детского сада – все это способствует воспитанию экологической культуры дошкольников и позволяет ребенку более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира.
Значение целевых прогулок очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
- На целевых прогулках дети знакомятся с природой в естественных условиях.
- Выделение объектов для целевых прогулок во многом связано с тем, насколько то или иное место находится по отношению к детскому саду. Учитывая физические возможности дошкольников, для целевых прогулок нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей.
- Выбор места для целевых прогулок зависит от ее задач и возраста детей.
- Целевые прогулки проводят в часы, отведенные для них.
- Целевые прогулки имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы (что отличает от повседневных прогулок).
- Целевые прогулки и наблюдения проводят за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных.
- Целевые прогулки в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.
Готовясь к целевым прогулкам, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.
Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.
Центральным моментом всякой целевой прогулки является наблюдение, которое проводится со всеми детьми.
- Экологическая тропа.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Станции маршрута экологической тропы.
На протяжении маршрута экологической тропы планируют станции, то есть остановки для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.
1. Хозяин экологической тропы. «Старичок-лесовичок» Рассказ об экологической тропе, составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её наиболее интересных объектов.
2.Уголок нетронутой природы. Наблюдение за живой природой в естественной среде (птицами, насекомыми, растениями). Рассказ о жизни птиц, насекомых, растений в различные времена года.
3. Птичья столовая. Кормушки, скворечники. Рассказ о жизни птиц в разные времена года, о том, как нужно помогать птицам зимой. Для чего нужны скворечники.
4. Во саду ли, в огороде. Мини-огородики. Наблюдение за огородом. Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей.
5. Волшебный цветник. Цветники. Наблюдение за цветником, формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе, уточнить названия цветов, их строение ( стебель, листья, цветки, корни).
6. «Деревья и кусты» - учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам, закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки, систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях, воспитывать бережное отношение к растениям.
7. «Фруктовый сад» - продолжать учить детей различать деревья по внешним признакам, наблюдать за развитием плодов фруктовых деревьев, закреплять представления об уходе за фруктовыми деревьями, воспитывать желание ухаживать за деревьями.
8. «Муравейник» - углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса, воспитывать бережное отношение к муравьям.
9. «Золотой луг» - учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев, закрепить названия первоцветов, воспитывать умение видеть прекрасное, радоваться первым весенним цветам (одуванчик, мать-и-мачеха, крокусы и т.д.).
10. «Зелёная аптека или аптекарский огород» - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения, развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни, учить собирать и сушить лекарственные растения, цветущие растения и травы, деревья и кусты. Аптекарский огород создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений. Их биологические особенности. Знакомить детей с историей создания аптекарских огородов в России, также знакомить с этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляют знания о их ценности для здоровья.
11. «Жужжащий луг» - закреплять представления о мире насекомых, учить отличать насекомых по внешнему виду, называть их, развивать желание сохранять этот мир природы (поляна в саду).
12. «Тропа здоровья». «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Она создается из природных материалов: песок, камни, дерево, щебень и т.д.
13. «Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). Использование простых приборов, помогающих определять погоду. Развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения.
Возможные варианты работы на тропе:
- проведение занятий, сезонных экскурсий;
- мини-субботники;
- исследования на тропе;
- наблюдения за растениями в природе (по сезонам);
- развешивание кормушек;
- наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам),
- оформление гербария;
- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья...).
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу».
- Дидактические игры экологического направления.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.
Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Творческие игры отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Игры- тренинги экологического содержания. Задачи - развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения. Эти игры можно проводить как на прогулках, так и в групповых помещениях.
Игры-тренинги:
- «Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).
- «Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.
- «Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча. «Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.
- «Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.
- «Изобрази животное» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».
- «Прогулка по ручью» Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения. Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
- «Тренируем эмоции» Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Ход. Педагог предлагает детям:
- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако
- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок
- позлись, как гром, вихрь, ураган
- испугайся, как человек, увидевший молнию
- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу
- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
- Подвижные игры и игровые упражнения экологического характера
Эти игры имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы («Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы»). Дети, подражая действиям, имитирую звуки. В этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
- «Лягушки и аист» (На поляне с помощью ориентиров определяется болото. Лягушки, спасаясь от аиста, прыгают по болоту на двух ногах в приседе, полуприседе. Аист прыгает на одной ноге и ловит лягушек. Если кто – то встает на одну ногу, как аист, его ловить нельзя. Пойманный становится аистом. Если ведущему долго не удается кого-нибудь поймать, нужно уменьшить размеры болота или сменить ведущего.).
- «Цыплята и коршун» , «Мороз Красный нос», «Найди свое дерево»(кто быстрее добежит).
- «Листопад» (слабый ветер –тихо бегают на носочках, налетел сильный- бегают с подниманием колена и кружатся).
- «Вьюга» (встают в ряд ,идут вперед и двумя руками подкидывают снег).
- «Буран» (Дети кружатся на месте и с продвижением вперед, одновременно подкидывая вверх снег).
- «Протаптывание тропинок» (Предложить детям «нарисовать» свою, непохожую на другие, тропинку, используя ходьбу приставным шагом прямо, боком, спиной вперед.).
- «Грачи строят гнезда» (Дети бегают по площадке, изображая грачей, которые ищут место для гнезда, собирают для него материал. На сигнал: «Грачи строят гнезда» - дети объединяются по двое или четверо, подбегают к деревьям и, взявшись за руки, встают вокруг них. Выигрывает та подгруппа, которая быстрее свила гнездо.).
- «Послушаем тишину».
- «Найди камешки» (гладкие , острые, маленькие…)
- «Геологи» - (заранее подготавливаются камешки, завернутые в фольгу , незаметно прячутся на территории участка).
В работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения можно проводить либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука экологии на прогулках"
.Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире....
Консультация для воспитателей "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"...
Консультация для воспитателей по теме: "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Доклад "Азбука экологии на прогулках"
quot;Нет ничего более изобретательного, чем природа" Цицерон...