«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.» (работа с родителями)
методическая разработка (младшая группа)
Развлечение по духовно-нравственному воспитанию. Цель развлечения : познакомить родителей со значением усного народного творчества :пословицами , поговорками,сказками, потешками,закличками,загакдками , скороговорками в воспитании и развитие речи детей. Рассказать родителям почему в современном мире у детей задержка в речевом развитии, а также во влечь их в развлечение в фомре игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58 «Солнышко» комбинированного вида города Белово»
«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.»
(работа с родителями)
Составил воспитатель ВКК
Зайцева Наталья Сергеевна
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, , потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.
Наглядные материалы: презентация дерево «Устное народное творчество», пословицы, поговорки, частушки, считалки, потешки, , магнитная доска, ручки, 2 платка, 2 куклы.
Ход собрания:
1.
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить, почему наши дети плохо говорят? Может, потому ,что мы разучились с ними разговаривать , общаться со своими детьми. Родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО.
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. В своей работе я активно использую произведения устного народного творчества. Они помогают решать воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию детей. Пусть это дерево символизирует русский язык. А без фольклора оно голо как дерево без листочков.
Так что же относится к устному народному творчеству?
1.потешки– коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове. , дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.Например: «Водичка, водичка», «Еду, еду,к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и тд.
2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поспешишь — людей насмешишь.
3.Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
4.Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
5Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Кошка с мышкою играла,
Мышка бегала, вздыхала,
Надо кошке угодить,
Кто устал – тому водить.
7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.
Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.
Воспитатель: – Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».
Давайте мы с вами разделимся на две команды.(деление на 2 команды, название команды)
Воспитатель: – Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 1 баллу, если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.
– А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри.(Представление жюри)
1. Конкурс пословиц. У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)
1. Волков бояться – в лес не ходить.
2. Делу время – потехе час.
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. Не хвались началом – хвались концом.
5. Человек без друзей – что дерево без корней.
6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
8.Поспешишь -людей насмешишь. (подведение итогов)
2 конкурс. Допишите имена сказочных героев .(Раздаю листочки)
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей … .(Горыныч)(Подведение итогов)
3 конкурс «Сказочный» .задание: Я буду поочередно задавать командам вопросы
– Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
– Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
– Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
– От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
– Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
– Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
– В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
– Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
– Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
4.Угадай сказку. Без слов, с помощью мимики и жестов показать сказку так, чтобы другая команда догадалась.( Колобок, Репка)
5.Конкурс скороговорок. Прочитать быстро скороговорку.
1-ой команде скороговорки:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Два щенка , щека к щеке. Щиплют щетку в уголке.
Шел Егор через двор. Нёс топор чинить забор.
2-ой команде скороговорки.:
У четырех черепашек четыре черепашонка
Шашки на столе. Шишки на сосне.
Галка села на забор. Грач завел с ней разговор.
6.Считалок. Назовите как можно больше считалок.
7.Конкурс «Объяснялки».Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
• портки (штаны,• косоворотка (рубаха с косым воротом,• рать (войско,• чело (лоб,
• изгородь (ограда,• перст (палец,• око (глаз,• уста (рот, губы) .(родители объясняют значение слов) (поведение итогов)
8.КОНКУРС «Колыбельная песня».
Спеть колыбельную песню.
9 конкурс: А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.
Говорят – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
Родители исполняют частушки. Подведение итогов. Награждение
Воспитатель: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!
Список литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.
2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.
4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. Москва, 2010год- С.119-127.
6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28.
7. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. – С.28-35.89. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31.
8. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
9. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.
10. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...
Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....
Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...
Мастер-класс с родителями по теме: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Мастер-класс с родителями по теме:«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: посл...
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...
Мастер-класс с родителями по теме Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, , потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....