Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.
материал
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.
Ход встречи – обсуждения по теме
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить, почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать, общаться со своими детьми. Возможно потому, что мы используем далеко не все ресурсы и знания по решению этой проблемы. А зачастую решение это лежит на поверхности: в общении со своими детьми родители и близкие должны использовать поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого (из уст в уста), из поколения в поколение. Произведения устного народного творчества, помогают решать воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию детей.
Вопрос к родителям
Так что же относится к устному народному творчеству?
1.потешки – коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове. , дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например: «Водичка, водичка», «Еду, еду, к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и т д.
2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поспешишь — людей насмешишь.
3.Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
4.Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
5. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Кошка с мышкою играла,
Мышка бегала, вздыхала,
Надо кошке угодить,
Кто устал – тому водить.
7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.
Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.
Воспитатель: – Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем небольшую
Викторину «Устное народное творчество».
Давайте мы с вами разделимся на две команды. (деление на 2 команды, название команды)
1. Конкурс пословиц
У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)
1 - команда 2 –команда
-Волков бояться – в лес не ходить -Не хвались началом – хвались
-Делу время – потехе час. концом.
- За двумя зайцами погонишься – -Человек без друзей – что дерево
ни одного не поймаешь без корней.
-Без труда – не вытащишь и
рыбку из пруда
-Семь раз отмерь- один раз отрежь - Поспешишь -людей насмешишь. (подведение итогов)
2 конкурс. Допишите имена сказочных героев
1 - команда 2 –команда
• Кощей… (Бессмертный) - Финист (Ясный Сокол)
• Елена… (Прекрасная) - Иван (Царевич или Дурак)
• Василиса…. (Прекрасная или - Братец (Иванушка)
Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка) - Змей (Горыныч)
(подведение итогов)
3 конкурс «Сказочный»
Задание: Я буду поочередно задавать командам вопросы
1 - команда
- Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
2 –команда
- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
- Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)
- Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую
силу.)
- Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
4 Конкурс Угадай сказку.
Без слов, с помощью мимики и жестов показать сказку так, чтобы другая команда догадалась.( Колобок, Репка)
5.Конкурс скороговорок. Прочитать быстро скороговорку.
1-ой команде скороговорки: 2-ой команде скороговорки.
-Кукушка кукушонку купила капюшон. У четырех черепашек четыре
-Два щенка , щека к щеке. Щиплют щетку черепашонка.
в уголке. Шашки на столе. Шышки на
-Шел Егор через двор. Нёс топор чинить сосне.
забор. Галка села на забор. Грач
завёл с ней разговор.
6. Конкурс Считалок. Назовите как можно больше считалок.
1 - команда 2 –команда
Начинается считалка: Раз, два, три, четыре, пять,
На березу села галка, две вороны, будем считалки мы читать…
воробей, три сороки, соловей…….
7.Конкурс «Объяснялки».
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
1 - команда 2 –команда
• светлица (светлая парадная комната чело (лоб)
в доме),
• горница (верхняя комната), изгородь (ограда)
• портки (штаны), перст (палец)
• косоворотка (рубаха с косым око (глаз)
воротом),
• рать (войско), уста (рот губы)
8. конкурс «Колыбельная песня».
Спеть колыбельную песню.
1 - команда 2 –команда
9 конкурс: А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.
Говорят – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
Родители исполняют частушки. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...
Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....
Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...
Мастер-класс с родителями по теме: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Мастер-класс с родителями по теме:«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: посл...
«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.» (работа с родителями)
Развлечение по духовно-нравственному воспитанию. Цель развлечения : познакомить родителей со значением усного народного творчества :пословицами , поговорками,сказками, потешками,закличками,загакдками ...
Мастер-класс с родителями по теме Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, , потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....