Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа социального педагога
по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» ____________Горбунова А.Н. Приказ от |
Рабочая программа социального педагога
по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Разработала
социальный педагог
Макаренкова Юлия Александровна
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном направлении дает возможность развивать интеллектуальные способности дошкольников, в частности математические представления.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Программа реализуется в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.
Актуальность: нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Предлагаемая программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активность, интереса детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Образовательные:
- Формирование элементарных математических представлений и понятий о количестве, величине, счете, числе, геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве и времени.
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление и основные мыслительные операции;
- Развивать математические способности и склонности;
- Развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки;
Воспитательные:
- Воспитывать произвольность поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями.
- Воспитывать умение устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Сроки проведения: с сентября 2021 по май 2022г.
Возрастная категория: 6-7 лет.
Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в две недели, во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Программа составлена с учетом направлений развития и образования детей (образовательные области):
- «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, формируют начальные представления о здоровом образе жизни.
- «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
- «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
- «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Основными принципами кружка являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Формы работы:
В процессе НОД используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
- Показ мультимедийных материалов.
Ожидаемый результат: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
Дети должны уметь:
- Объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
- Называть числа в прямом порядке до 20;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту;
- Делить предметы на несколько равных частей
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Мониторинг развития математических представлений у детей
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения.
- Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
- Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
- Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
№ | Ф.И. ребенка | Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности | Практические и умственные учебные действия | Состояние самоконтроля | |||||||
а | б | а | б | в | г | д | а | б | в | ||
- Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Заполнение диагностической карты.
В. высокий
С.средний
Н. низкий
Список детей:
Мониторинг
Сводная по мониторингу
Уровень освоения | Кол. детей | % | |
Высокий | Нач. г. | ||
Кон.г. | |||
Средний | Нач.г. | ||
Кон.г. | |||
Низкий | Нач.г. | ||
Кон.г. |
Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год
Месяц | № п.п | Тема | Содержание, форма проведения | Оборудование (материалы) | Дата проведения | Отметка о проведении |
сентябрь | 1 | Мониторинг | Оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей. | Диагностическая карта | ||
2 | Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес». | Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности. | Шаблоны геометрических фигур. | |||
октябрь | 1 | «В стране геометрических фигур». | Уточнение представлений о форме геометрических фигур. Формировать умение узнавать различные фигуры, выделять их из рисунка, учить характеризовать положение фигур на плоскости листа. ( Игра-лото «Что похоже на данную фигуру?», «Чудесный мешочек», «Узнай меня», «Колумбово яйцо») | Геометрические фигуры объемные и плоскостные. | ||
2 | Превращения квадрата | Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. | Бумага, клей, ножницы. | |||
Ноябрь | 1 | Игра «Волшебный круг» | Уточнить представление о круге посредством решения задания на сравнение фигур. Уточнить разницу между окружностью и кругом. | Геометрические фигуры «круг». | ||
2 | Игра-путешествие «Математический поезд». | Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы. | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Декабрь | 1 | Интеллектуальная игра «Большая игра» | Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Логические задачи». | Формировать приёмы умственных действий (анализ и синтез) при решении задач на сравнение и конструктивных задач. ( «Нарисуй четвертую фигуру», «Рассели жильцов»). | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Январь | 1 | Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку» | Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Путешествие в страну Математика» | Продолжать учить составлять простые арифметические задачи • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. • Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. • Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепить умение составлять фигуры из счетных палочек Закрепить понятия больше, меньше, равно | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Февраль | 1 | Интерактивная игра «Математическая полянка» | Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Мы любим математику» | Продолжить учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел; упражнять в счете в пределах 10 (последующее и предыдущее число); продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять знания детей о составе числа 9из двух меньших чисел; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать усидчивость, умение слушать. | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Март | 1 | Игра-развлечение «Рыбалка» | Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Занимательная математика» | Закреплять понятия: верх, низ, лево, право; закреплять представление о составе чисел первого десятка; развивать умение решать задачи; закреплять представление о днях недели; развивать пространственную ориентацию; мыслительные операции: анализ, синтез, логическое мышление; упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать зрительную память, слух, внимание, связную речь, мелкую моторику. | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Апрель | 1 | «Дни недели и математика» | Закрепить знание детей о временах года, месяцах, днях недели, умения решать задачи на сложение и вычитание, умения работать с линейкой; упражнять детей в ориентировке в пространстве, в определении времени по часам; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; воспитывать интерес к математическим знаниям; усидчивость, целеустремлённость, дружеские взаимоотношения между детьми. | Необходимые принадлежности по конспекту. | ||
2 | «Математическая олимпиада» | Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Развивайка». | Необходимые принадлежности по конспекту. | |||
Май | 1 | Мониторинг на конец года. | Диагностическая карта |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996
- Бабушкина. Т.М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
- Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Необыкновенная история обыкновенных вещей./Авт. Рубрик Е.А. Неволина, Е.А. Шапурова.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Сборник дидактических игра по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Л.Ю. Павлова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста .
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Сказки фиолетового леса" с использованием игр В.В.Воскобовича...
Конспект занятия для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Кладоискатели"
Конспект занятия для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Кладоискатели"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...
Консультация для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду»
Шахматы - очень древняя игра....
Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
К 5-6 годам своей жизни ребёнок уже обладает обширным культурным опытом, переданным ему в ходе семейной социализации, владеет достаточным, хотя и неактуализированным, багажом образов (представление о ...
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...