Консультация для педагогов "Организация музицирования на шумовых инструментах с детьми"
консультация

Косенко Марина Петровна

Консультация для педагогов 

«Организация музицирования

на шумовых инструментах

с детьми дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8

муниципального образования Усть-Лабинский район

Консультация для педагогов

«Организация музицирования

на шумовых инструментах

с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

музыкальный  руководитель

Косенко М. П.

г. Усть – Лабинск

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста.

       Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

         Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

        Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клАвесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.

         Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф  был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

      Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

       Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации.

      Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

      Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

        Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох.

      Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки.

       В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.

      Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду.

      Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений.

 В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые — современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведем речь не о скрипках и не о фортепьяно, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками педагогов из различных баночек, трубочек, стаканчиков, дощечек! Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

     Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка)- является определяющим для успешного дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но главным является чувство равномерной метрической пульсации и на протяжении всего обучения уделяется

пристальное внимание его формированию и развитию. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания как: услышать, отметить его самыми разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.

     Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

1.  Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.

2.  Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство, музыкальную память

3.  Способствует   становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка , настойчивость , целеустремлённость , усидчивость , развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку

4.  Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.

5.  Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.

6.  Воспитывать потребность к музицированию.

7.  Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.

8.  Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».

9.  Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля, волевую сферу ребёнка.

10. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение.

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие

Формы  музыкальных занятий:

  • индивидуальная  (на начальном этапе обучения игры на музыкальном

инструменте)

  • групповая (при игре на однородных инструментах)
  • коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная форма – самая сложная,  но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

- словесный (рассказ, объяснение)

- наглядный (показ приёмов игры педагогом или ребёнком)

- стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)

- практический (повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных  инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром:

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

      Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них

проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

        Чтобы ребёнок сосредоточился  именно на одном инструменте, знакомство

с ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно

рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука , который характерен данному инструменту.

        Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков)  классиков, современных композиторов и народной музыки  самых разнообразных по тематике и жанрам.

                     

Репертуар можно условно разделить:

  • на маленькие пьески  для первоначальных упражнений
  • попевки, песенки для индивидуальной работы
  • пьесы для коллективного исполнения.

         Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания  различных инструментов, совершенствуются в выразительности

исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки.

       При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента  к детским песенкам
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему
  • Звуковая иллюстрация стихов
  • Сказки –шумелки.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Для изготовления самодельных инструментов

подойдёт всё, что угодно:

·  Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

·  Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

·  Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

·  Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

·  Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

·  Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

·  Металлические банки разных размеров;

·  Стеклянные бутылки и фужеры;

·  Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

Погремушка (шумелки)

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

Барабан

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

Колокольчик

Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

Веселые дуделки

Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку из под скотча,  картон, цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки.

Деревянные палочки

Палочки, которые можно использовать в разных видах музыкальной деятельности, связанных с ритмом и ритмическим рисунком. Изготовляются из фломастеров и коробочек от бахил.

Коробочка

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

Треугольник

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.

Бубен

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Румба

Нам потребуется (рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания шашки, ключи, и.т.д.)

Шейкеры

Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупуили горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Шумовые браслетики

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков.

Кастаньеты из скорлупы грецкого ореха

Ложкарики

      Использованы пластиковые ложки, которые, как оказалось, издают красивый, щелкающий, мягкий звук, и два диска.

                                              Тарелочки-шумелочки

      Склеены две пластиковые тарелки, между ними любой наполнитель: крупа, камешки, бусинки и пр.

          Музыкальные инструменты можно украшать разными способами, и позволить это сделать детям. Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию. В процессе украшения музыкальных инструментов у детей развиваются коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление.

        Данные инструменты станут прекрасным  украшением музыкального уголка, и будут использоваться детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности и на занятиях.

         Практическое применение самодельным музыкальным инструментам, выступать в оркестре на праздниках и развлечениях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект НОД с детьми 2 младшей группы на тему «Знакомство с шумовыми инструментами».

План конспект НОД с детьми 2 младшей группы на тему«Знакомство с шумовыми инструментами»....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»

Консультация  для воспитателей групп раннего возраста«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»...

Музицирование на детских шумовых инструментах

материал по использованию детских музыкальных шумовых инструментов для родителей и педагогов...

Консультация для родителей "Знакомство с шумовыми инструментами"

В консультации рассказывается, как пробудить интерес дошкольника к музицированию на бубне, ксилофоне, металлофоне....

Приглашение на утренний круг (варианты):  Звуковые сигналы: колокольчик, маракас, металлофон или изготовленный совместно с детьми шумовой инструмент; Микрофон для исполнения: любимой песни группы (1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, таким о

Приглашение на утренний круг (варианты):Звуковые сигналы: колокольчик, маракас, металлофон или изготовленный совместно с детьми шумовой инструмент;Микрофон для исполнения: любимой песни группы (1-2 ре...