Методы педагогической диагностики по ФОП.
материал
Предварительный просмотр:
Методы педагогической диагностики индивидуального развития детей по ФОП ДО
Единая федеральная программа необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.
«Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее
- ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проведения. «Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы».
Принципы ФОП ДО
- Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства.
- Педагоги должны:
- выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
- обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании
- поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности
- приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- формировать познавательные интересы и познавательные действия
в различных | видах | деятельности | |||
— учитывать | этнокультурную | ситуацию | развития детей | ||
— обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту | |||||
и особенностям | развития | детей | |||
— организовывать | сотрудничество | ДОО с | семьей | ||
Планируемые | результаты | ||||
Характеристики возможных достижений ребенка даны детально |
- В младенческом возрасте – к одному году
- В раннем возрасте – к трем годам
- В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам
- К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения
- Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО;
- Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов;
- Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5-ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования; Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6).
Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В ФОП уточнена оптимальная
периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Методы педагогической диагностики Основа – малоформализованные методы - беседа, наблюдение, контент
- анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании (Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности.).
- Педагогическое наблюдение за детской деятельностью (в том числе в специально созданных диагностических ситуациях).
- Беседы с детьми.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического развития.
Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п. 3.2.3) Психологическая диагностика ФОП ДО допускает также психологическую диагностику развития детей.
- Цель психологической диагностики – выявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, причины трудностей в освоении образовательной программы.
- Кто проводит: квалифицированные специалисты – педагоги- психологи, психологи.
- Какие условия: ребенок участвует в психологической диагностике только с согласия родителей или законных представителей.
- Как использовать результаты: по результатам психологической диагностики специалисты организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую помощь детям.
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
- Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.
- Обследование может проводиться в присутствии родителей.
- Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.
- Проводить диагностическое обследование должен педагог, владеющий технологиями и методами:
- проведения диагностического обследования;
- первичной обработки и индивидуального анализа данных;
- качественной экспертной оценки данных;
- количественной оценки результатов обследования;
- выделения дезадаптационных рисков;
- интерпретации данных обследования;
- составления заключения по результатам обследования;
- разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.
- Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).
- Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.
- Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей.
- Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе –
6 человек.
- Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.
- Непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.
- При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательном организации.
- Необходимо заранее подготовить и разложить в определенной последовательности всё, что требуется для проведения обследования.
- Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.
- Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
- При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:
- трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;
- страха получить низкую оценку взрослого;
- неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
- медлительности ребенка или усталости;
- плохого самочувствия ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-674636-1443887046.jpg)
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»
Консультация для воспитателей ДОУ«Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»...
Обзор существующих в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей
Краткий обзор существующих методик педагогической диагностики, определение оптимальных методов, инструментов, а также способов фиксации результатов педагогической диагностики для определен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-56679-1384553833.jpg)
Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/18/picture-1330177-1639817148.jpg)
Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой)
Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой). Бланк диагностики произносительной стороны речи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/13/picture-1118854-1686686699.jpg)
Методы педагогической диагностики индивидуального развития детей по ФОП ДО
Единая федеральная программа необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/26/picture-1514114-1708952516.jpg)
Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ
Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ...