Самообразование 4. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2022-2023 учебный год
материал

Лебедева Любовь Ивановна

Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по группе, сочувствовать чужому горю. Следовательно, необходимо дать эти знания и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания. Мы, взрослые, должны развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Считаю, что, погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД № 7 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

ПЛАН

РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

педагога 1 кв/категории

Лебедевой Любовь Ивановны

на 2022-2023учебный год

Пояснительная записка.

Актуальность темы

Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по группе, сочувствовать чужому горю.

Следовательно, необходимо дать эти знания и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания. Мы, взрослые, должны развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Считаю, что, погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.

Цели и задачи

Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста путем формирования базовой культуры поведения и нравственных ценностей

Задачи.

  1.  Изучить литературу по теме самообразования.
  2. Разработать плана работы на год.
  3. Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию.
  4.  Разработать проект «В гостях у сказки».
  5.  Подобрать консультации для родителей по данной тематике.
  6. Разработать цикл конспектов занятий, бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников.
  7. Подобрать детские художественные произведения.

Планируемые результаты

  • ребенок умеет разбираться в системе нравственных понятий, имеет представление о ближайшем социальном окружении;
  • знаком с музыкальным фольклором в рамках программы;
  • умеет слушать и петь некоторые русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять простые движения русских народных танцев;
  • декламирует русские народные песенки, потешки, сказки;
  • знает русские народные игры, считалки;
  • знаком с некоторыми традициями, обрядами праздников;
  • отрицательно относится к грубости, жадности, умеет играть не ссорясь, помогает другим ребятам;
  • внимательно относится к родителям, близким людям; уважает труд взрослых;
  • накопил, пусть небольшой, опыт доброжелательных взаимоотношений.

Список используемой литературы по теме самообразования.

  1. «Наследие» Навицкой М.Ю.  Мозаика – Синтез, Москва, 2010
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  3. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований» Методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  4. Дыбина О.В. «ФГОС. Ознакомление с предметным и социальным окружением.2 младшая группа» Мозаика – Синтез, Москва, 2014
  5. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н.  Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  6. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс
  7. Александрова О.В. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
  8. Детская литература, 1994
  9. Елисеева Л.Н.  Хрестоматия для маленьких. - М: Просвещение, 1982

Работа с детьми.

Сентябрь

ТЕМА: «Мой любимый детский сад»

  1. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
  2. Рассматривание иллюстраций на тему «Детский сад»
  3. Беседа «Кого мы называем добрым и честным?».
  4. Чтение песенок, потешек о детях

Цели:

  • Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.
  • помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.
  • Воспитывать в детях желание быть добрым и честным
  • Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Октябрь

Тема: «Я и моё имя»

  1. Беседа «Для чего человеку имя?»
  2. Игра «Назови ласково».
  3. «Полное» и «неполное» имя.
  4. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».
  5. Сказка «Колобок» (театрализация)

Цели:

  • Развивать представление детей об имени, что означает имя каждого.
  • Помочь осознать свою индивидуальность
  • Учить выражать свои чувства словами
  • Побуждать детей ласково называть членов своей семьи.
  • Дать представление о том, что непослушание может стать источником большой беды.

Ноябрь

Тема: «Моя семья»

  1. Рассказы детей о членах своей семьи.
  2. Выставка семейных фотографий.
  3. Заучивание потешек, о семье.
  4. Проблемная ситуация - «Бабушка болеет»

Цели:

  • Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семьи», функциями семьи.
  • Продолжать знакомить с народным фольклором.
  • Учить заботиться о близких.

Декабрь

Тема: «Мой дом, моя крепость»

  1. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»
  2. Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
  1. Знакомство детей с жилищем русского человека, предметами быта
  2. Беседа «Рождество. Что это?»

Цели:

  • Воспитывать умение отличать хорошие поступки от плохих, формировать отрицательное отношение к грубости, злу, жадности.
  • Дать представление о семейных обязанностях.
  • Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
  • Разъяснить понятие
  • «горница», рассказать об ее устройстве; рассмотреть русскую печь, утварь которой пользовались в старину.
  • Поддерживать интерес и уважение к семейным традициям, желание в них участвовать.

Январь

Тема: «Мои друзья. Этика взаимоотношений»

  1. Беседа «С кем я дружу», Игры «Ласковые слова», «Я тебя прощаю».
  2. Разыгрывание ситуации «Ссора. Как помириться?».
  3. Просмотр мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
  4. Беседа: «Дразниться нельзя -это обидно»

Цели:

  • Развивать представление о том, что такое дружба.
  • Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.
  • Учить различать эмоции, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.

Февраль

Тема: «Наши защитники»

  1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
  2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
  3. Изготовление подарков для пап.
  4. Пение песен, заучивание стихов об армии.

Цели:

  • Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
  • Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
  • Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

Март

Тема: «Моя мама»

  1. Беседа с детьми о своих мамах.
  2. Изготовление подарков для мам.
  3. Игра – посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
  4. Пение песен, чтение стихов о маме.

Цели:

  • Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.
  • Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к женщинам, желание оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Апрель

Тема: «Наша Родина – Россия»

  1. Рассматривание фотоальбома «Мой город»
  2. Рассматривание иллюстраций, кукол в русских национальных костюмах
  3. Беседа «Дорого яичко к пасхальному дню», раскраска «яиц» к празднику.
  4. Сказка «Курочка Ряба на новый лад»

Цели:

  • Знакомить с понятиями «улица», «адрес».
  • Воспитывать любовь, уважение к своей улице, своему городу.
  • Закрепить знание детей о природе России, о русском национальном костюме.
  • Знакомить с русскими православными праздниками.
  • Прививать любовь к Родине.

Май

Тема: «Моя страна»

  1. Беседа о семье, о доме, о родном селе, о Родине.
  2. Экскурсия к памятнику погибшим воинам.
  3. Рассматривание картин с изображением природы разных климатических зон. Заучивание стихотворения и песни о Родине.
  4. Сказка «Маша и медведь»

Цели:

  • Знакомить с понятиями «страна», «Родина»
  • Формировать представление о взаимосвязи: семья- город -страна и обобщенном понятии слова «Родина»
  • Дать представление об обширности родной страны, о ее многообразности природных зон.
  • Прививать интерес к русской народной сказке, учиться оценивать поступки героев, желание сопереживать им.

Работа с родителями

Сентябрь

Оформление стенда по правам ребенка

Цель: Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей;

Октябрь

  1. Сказка «Колобок»

Цель: Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации

  1. Консультация «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

Цель: Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка.

Ноябрь

Праздник «Мамин праздник». Выставка семейных фотографий.

Цель: Способствовать формированию любви и чувства привязанности к самому родному человеку – маме.

Декабрь

Консультация «Роль отца в воспитании детей»

Цель: Дать родителям представления о значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка.

Январь

Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства»

Цель: Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у ребенка любви к родному краю, к своей стране.

Февраль

Досуг «Масленица». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов

Цель: Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.

Март

Досуг «Мисс Бабушка». Совместное чаепитие. Выставка «Бабушкины руки»

Цель: Способствовать формированию любви, заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку другими глазами.

Апрель

Сказка «Курочка Ряба на новый лад». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации. Памятка «Как приучить ребенка к труду»

Цель: Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Дать родителям советы по привлечению детей к трудовой деятельности.

Май

Консультация «Влияние сказки на развитие детей». Выставка «Моя любимая сказка»

Цель: Показать родителям, как на примере сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки.

Месяц

Центр ППРС

Описание центра, нововведения

Цель/содержание

Сентябрь

Центр коммуникации и кругозора

Картины с изображением элементов из жизни детского сада;

Фотографии детей нашей группы в разных видах деятельности;

Картотека потешек

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Октябрь

Центр коммуникации и кругозора

Фотографии детей и членов их семей.

Альбом для записи рассказов детей

Создать условия для осознания своей индивидуальности.

Учить выражать свои чувства словами

Побуждать детей ласково называть членов своей семьи

Ноябрь

Центр коммуникации и кругозора

Центр «Мир книги»

Фотографии детей и членов их семей.

Атрибуты для праздника

Стихи, рассказы о маме

Создать условия для радостного , эмоционального восприятия праздника; для воспитания нежного трепетного отношения к матери.

Декабрь

Центр коммуникации и кругозора

(Патриотический уголок)

Старинные предметы домашнего обихода

Создать условия для поддержания интереса

и уважения к семейным традициям, желание в них участвовать.

Январь

Музыкальный

 центр

Аудиозапись песен  о дружбе, видеозапись мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», иллюстрации и изображением эмоционального состояния

Создать условия для различения эмоций, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.

Февраль

Центр коммуникации и кругозора

Центр творчества

Музыкальный

 центр

Тематические альбомы: «Наши воины», «Богатыри земли русской»

Картина Васнецова «Три богатыря»

Фотографии отцов

Раскраски, материал для поделок

Атрибуты для праздника «Масленица»

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Дать возможность сделать подарки для пап своими руками.

Создать условия для поддержания интереса

и уважения к народным традициям, желание в них участвовать.

Март

Музыкальный

 центр

Центр «Мир книги»

Центр творчества

Атрибуты для праздника с чаепитием,

Картотека стихов о маме, о бабушке

Материал для поделок

Создать условия для радостного эмоционального восприятия праздника; для воспитания доброго, заботливого  отношения к матери и бабушке

Апрель

Центр коммуникации и кругозора

Музыкальный

 центр

Тематический альбом «Мое село»

Настольный театр: куклы в национальных костюмах,

Иллюстрации на тему Пасхи;

Атрибуты к сказке

Создать условия для воспитания любви к своему селу. Для получения знаний детей о природе России, о русском национальном костюме. Для знакомства с русскими православными праздниками

Прививать интерес к театральной деятельности.

Май

Центр коммуникации и кругозора

Музыкальный

 центр

Тематические альбомы «Моя Россия», «Дорогами войны»

иллюстрации с изображением природы разных климатических зон.

Атрибуты к сказке

Создать условия для формирования представлений о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина»

 об обширности родной страны, о многообразности природных зон.

Прививать интерес к театральной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».

Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...

План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...

План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

План по самообразованию педегога "Формирование нравственно-патриотисеских чувств у дошкольников"...

План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

План самообразования«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников» на 2022 – 2023 уч.год.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного...

Тема самообразования "Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»

Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помо...