Самообразование 4. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2022-2023 учебный год
материал
Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по группе, сочувствовать чужому горю. Следовательно, необходимо дать эти знания и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания. Мы, взрослые, должны развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Считаю, что, погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 7 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
ПЛАН
РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
педагога 1 кв/категории
Лебедевой Любовь Ивановны
на 2022-2023учебный год
Пояснительная записка.
Актуальность темы
Дети младшего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, о стране, еще не знакомы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с культурными традициями русского народа. В силу возраста, они еще не умеют строить отношения с близкими людьми и товарищами по группе, сочувствовать чужому горю.
Следовательно, необходимо дать эти знания и умения детям, воспитать их в национальных традициях нашего народа. Также недостаточно сформирована система работы с родителями детей младшего возраста по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, что требует уделить ей больше внимания. Мы, взрослые, должны развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Считаю, что, погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.
Цели и задачи
Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста путем формирования базовой культуры поведения и нравственных ценностей
Задачи.
- Изучить литературу по теме самообразования.
- Разработать плана работы на год.
- Пополнить предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Разработать проект «В гостях у сказки».
- Подобрать консультации для родителей по данной тематике.
- Разработать цикл конспектов занятий, бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников.
- Подобрать детские художественные произведения.
Планируемые результаты
- ребенок умеет разбираться в системе нравственных понятий, имеет представление о ближайшем социальном окружении;
- знаком с музыкальным фольклором в рамках программы;
- умеет слушать и петь некоторые русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять простые движения русских народных танцев;
- декламирует русские народные песенки, потешки, сказки;
- знает русские народные игры, считалки;
- знаком с некоторыми традициями, обрядами праздников;
- отрицательно относится к грубости, жадности, умеет играть не ссорясь, помогает другим ребятам;
- внимательно относится к родителям, близким людям; уважает труд взрослых;
- накопил, пусть небольшой, опыт доброжелательных взаимоотношений.
Список используемой литературы по теме самообразования.
- «Наследие» Навицкой М.Ю. Мозаика – Синтез, Москва, 2010
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований» Методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Дыбина О.В. «ФГОС. Ознакомление с предметным и социальным окружением.2 младшая группа» Мозаика – Синтез, Москва, 2014
- Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс
- Александрова О.В. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
- Детская литература, 1994
- Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких. - М: Просвещение, 1982
Работа с детьми.
Сентябрь
ТЕМА: «Мой любимый детский сад»
- Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
- Рассматривание иллюстраций на тему «Детский сад»
- Беседа «Кого мы называем добрым и честным?».
- Чтение песенок, потешек о детях
Цели:
- Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.
- помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.
- Воспитывать в детях желание быть добрым и честным
- Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).
Октябрь
Тема: «Я и моё имя»
- Беседа «Для чего человеку имя?»
- Игра «Назови ласково».
- «Полное» и «неполное» имя.
- Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».
- Сказка «Колобок» (театрализация)
Цели:
- Развивать представление детей об имени, что означает имя каждого.
- Помочь осознать свою индивидуальность
- Учить выражать свои чувства словами
- Побуждать детей ласково называть членов своей семьи.
- Дать представление о том, что непослушание может стать источником большой беды.
Ноябрь
Тема: «Моя семья»
- Рассказы детей о членах своей семьи.
- Выставка семейных фотографий.
- Заучивание потешек, о семье.
- Проблемная ситуация - «Бабушка болеет»
Цели:
- Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семьи», функциями семьи.
- Продолжать знакомить с народным фольклором.
- Учить заботиться о близких.
Декабрь
Тема: «Мой дом, моя крепость»
- Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»
- Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
- Знакомство детей с жилищем русского человека, предметами быта
- Беседа «Рождество. Что это?»
Цели:
- Воспитывать умение отличать хорошие поступки от плохих, формировать отрицательное отношение к грубости, злу, жадности.
- Дать представление о семейных обязанностях.
- Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
- Разъяснить понятие
- «горница», рассказать об ее устройстве; рассмотреть русскую печь, утварь которой пользовались в старину.
- Поддерживать интерес и уважение к семейным традициям, желание в них участвовать.
Январь
Тема: «Мои друзья. Этика взаимоотношений»
- Беседа «С кем я дружу», Игры «Ласковые слова», «Я тебя прощаю».
- Разыгрывание ситуации «Ссора. Как помириться?».
- Просмотр мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
- Беседа: «Дразниться нельзя -это обидно»
Цели:
- Развивать представление о том, что такое дружба.
- Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.
- Учить различать эмоции, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям.
Февраль
Тема: «Наши защитники»
- Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
- Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
- Изготовление подарков для пап.
- Пение песен, заучивание стихов об армии.
Цели:
- Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
- Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
- Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.
Март
Тема: «Моя мама»
- Беседа с детьми о своих мамах.
- Изготовление подарков для мам.
- Игра – посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
- Пение песен, чтение стихов о маме.
Цели:
- Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.
- Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
- Воспитывать уважение к женщинам, желание оберегать и защищать мам, сестер, подруг.
Апрель
Тема: «Наша Родина – Россия»
- Рассматривание фотоальбома «Мой город»
- Рассматривание иллюстраций, кукол в русских национальных костюмах
- Беседа «Дорого яичко к пасхальному дню», раскраска «яиц» к празднику.
- Сказка «Курочка Ряба на новый лад»
Цели:
- Знакомить с понятиями «улица», «адрес».
- Воспитывать любовь, уважение к своей улице, своему городу.
- Закрепить знание детей о природе России, о русском национальном костюме.
- Знакомить с русскими православными праздниками.
- Прививать любовь к Родине.
Май
Тема: «Моя страна»
- Беседа о семье, о доме, о родном селе, о Родине.
- Экскурсия к памятнику погибшим воинам.
- Рассматривание картин с изображением природы разных климатических зон. Заучивание стихотворения и песни о Родине.
- Сказка «Маша и медведь»
Цели:
- Знакомить с понятиями «страна», «Родина»
- Формировать представление о взаимосвязи: семья- город -страна и обобщенном понятии слова «Родина»
- Дать представление об обширности родной страны, о ее многообразности природных зон.
- Прививать интерес к русской народной сказке, учиться оценивать поступки героев, желание сопереживать им.
Работа с родителями
Сентябрь
Оформление стенда по правам ребенка
Цель: Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей;
Октябрь
- Сказка «Колобок»
Цель: Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации
- Консультация «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».
Цель: Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка.
Ноябрь
Праздник «Мамин праздник». Выставка семейных фотографий.
Цель: Способствовать формированию любви и чувства привязанности к самому родному человеку – маме.
Декабрь
Консультация «Роль отца в воспитании детей»
Цель: Дать родителям представления о значимости полной семьи и роли отца для полноценного воспитания ребенка.
Январь
Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание детей. Человек начинается с детства»
Цель: Формирование у родителей ответственности за нравственное воспитание своего ребенка, за воспитание у ребенка любви к родному краю, к своей стране.
Февраль
Досуг «Масленица». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов
Цель: Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей.
Март
Досуг «Мисс Бабушка». Совместное чаепитие. Выставка «Бабушкины руки»
Цель: Способствовать формированию любви, заботливого отношения к бабушке, дать детям возможность взглянуть на бабушку другими глазами.
Апрель
Сказка «Курочка Ряба на новый лад». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к театрализации. Памятка «Как приучить ребенка к труду»
Цель: Привлечение родителей к участию в жизни группы, детского сада, укрепление родственных связей. Дать родителям советы по привлечению детей к трудовой деятельности.
Май
Консультация «Влияние сказки на развитие детей». Выставка «Моя любимая сказка»
Цель: Показать родителям, как на примере сказочных героев формировать у детей нравственные понятия, как научить различать добро и зло, научить оценивать не только чужие, но и свои поступки.
Месяц | Центр ППРС | Описание центра, нововведения | Цель/содержание |
Сентябрь | Центр коммуникации и кругозора | Картины с изображением элементов из жизни детского сада; Фотографии детей нашей группы в разных видах деятельности; Картотека потешек | Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. |
Октябрь | Центр коммуникации и кругозора | Фотографии детей и членов их семей. Альбом для записи рассказов детей | Создать условия для осознания своей индивидуальности. Учить выражать свои чувства словами Побуждать детей ласково называть членов своей семьи |
Ноябрь | Центр коммуникации и кругозора Центр «Мир книги» | Фотографии детей и членов их семей. Атрибуты для праздника Стихи, рассказы о маме | Создать условия для радостного , эмоционального восприятия праздника; для воспитания нежного трепетного отношения к матери. |
Декабрь | Центр коммуникации и кругозора (Патриотический уголок) | Старинные предметы домашнего обихода | Создать условия для поддержания интереса и уважения к семейным традициям, желание в них участвовать. |
Январь | Музыкальный центр | Аудиозапись песен о дружбе, видеозапись мультфильма «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», иллюстрации и изображением эмоционального состояния | Создать условия для различения эмоций, дать представления о том, что доброжелательность помогает людям жить вместе, доставляет радость людям. |
Февраль | Центр коммуникации и кругозора Центр творчества Музыкальный центр | Тематические альбомы: «Наши воины», «Богатыри земли русской» Картина Васнецова «Три богатыря» Фотографии отцов Раскраски, материал для поделок Атрибуты для праздника «Масленица» | Познакомить с русскими народными героями, защитниками. Дать возможность сделать подарки для пап своими руками. Создать условия для поддержания интереса и уважения к народным традициям, желание в них участвовать. |
Март | Музыкальный центр Центр «Мир книги» Центр творчества | Атрибуты для праздника с чаепитием, Картотека стихов о маме, о бабушке Материал для поделок | Создать условия для радостного эмоционального восприятия праздника; для воспитания доброго, заботливого отношения к матери и бабушке |
Апрель | Центр коммуникации и кругозора Музыкальный центр | Тематический альбом «Мое село» Настольный театр: куклы в национальных костюмах, Иллюстрации на тему Пасхи; Атрибуты к сказке | Создать условия для воспитания любви к своему селу. Для получения знаний детей о природе России, о русском национальном костюме. Для знакомства с русскими православными праздниками Прививать интерес к театральной деятельности. |
Май | Центр коммуникации и кругозора Музыкальный центр | Тематические альбомы «Моя Россия», «Дорогами войны» иллюстрации с изображением природы разных климатических зон. Атрибуты к сказке | Создать условия для формирования представлений о взаимосвязи: семья-село-страна и обобщенном понятии слова «Родина» об обширности родной страны, о многообразности природных зон. Прививать интерес к театральной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».
Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...
План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
план по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
план по самообразованию...
План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
План по самообразованию педегога "Формирование нравственно-патриотисеских чувств у дошкольников"...
План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
План самообразования«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников» на 2022 – 2023 уч.год.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного...
Тема самообразования "Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»
Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помо...