План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
рабочая программа (старшая группа)
План по самообразованию педегога "Формирование нравственно-патриотисеских чувств у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_plan_soobraz_2019.docx | 52.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Савельевой Лейсан Миннерашитовны
Тема: План самообразования
«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
2019– 2020 учебный год
г.Казань
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Патриотизм— это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Дошкольное образование - начальное звено системы образования, оно призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Поэтому задачей педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Цель:
- повысить собственный уровень знаний по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
Задачи самообразования:
- Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
- Оформить уголок патриотического воспитания в группе
- Подобрать беседы по темам; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки); картотеки игр
- Подобрать видеофильмы по темам;
- Составить конспект НОД, праздников, развлечений;
- Подготовить консультации для родителей и педагогов;
- Организовать выставки поделок и рисунков;
Задачи по работе с детьми:
- формировать у детей чувство привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
- формировать понятие – «семейные традиции», «народные традиции»;
- формировать у детей любовь и привязанность к родной улице, городу, стране;
- закрепить знания о государственных символах РФ и РТ
- воспитывать чувство любви к своей Родине;
- воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества;
- воспитывать уважение к ветеранам, учить чтить память погибших.
Планируемый результат:
- Создана предметно-развивающая среда;
- Составлены конспекты занятий, праздника, развлечений, бесед;
- Составлены картотеки игр;
- Подготовлены консультации;
- Решение всех поставленных задач;
- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Методы и формы работы:
- беседа,
- игры,
- чтение художественной литературы,
- творческое задание,
- экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
- художественное творчество,
- трудовая деятельность,
- работа с родителями,
- театрализованная деятельность.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". | |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия». Экскурсия по детскому саду. Беседы на темы: «Наша дружная семья», Кто работает в детском саду» и др. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Стенд «Моя Родина – Россия». Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу». | Выставка рисунков "Улицы нашего города". | |
Ноябрь Декабрь | Оформление альбома «История нашего города». | Альбом «История нашего города». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России» и РТ Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Подарок маме». Утренник, посвященный 8 марта. | |
Апрель | Чтение: Носов Н. «Незнайка на луне», Клушанцев П.«О чём рассказал телескоп» и др. Просмотр видеофильмов: «Космос и звездное небо», «Первый космонавт» | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». Тематический праздник «День космонавтики» | |
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | ||
Сентябрь
Беседа для детей подготовительных групп №9
«Наша дружная семья»
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)
- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.
- А почему? Да, вас ждет ваша семья!
- А кто живет в ваших семьях?
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
- Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Беседа по пословицам (на ковре)
- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Сердце матери лучше солнца согреет.
- А как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.
- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)
А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»
Заключение:
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)
- Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
- Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)
- Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)
Игры
« Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, номер дома, квартиры, телефона ,этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Моих родителей зовут…» Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…
Материал: мяч
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
Наш детский сад » Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .
Октябрь
Беседа с детьми: «Улица, на которой я живу»
Цель: пробуждать в детях любовь к своему городу, улице на которой они живут, к своему дому
Задачи:
• формирование патриотических чувств; расширять представление о родном городе, в котором живут дети, воспитывать чувство ответственности за свой город, закреплять домашний адрес;
• закреплять знание своего домашнего адреса, расширять знания о том, в честь кого названа та улица, на которой они живут;
• совершенствование речи как беседы общения; помощь детям в построении высказывания; умении вести диалог с воспитателями и сверстниками;
• продолжать расширять представления об окружающем, стремление любоваться красотой архитектурных сооружений; формировать умение эстетически оценивать их.
Активизация словаря: жилые, общественные, кирпичный, панельный, деревянный, магазин, почта, больница, парикмахерская.
Ход занятия
Ребята, я сегодня шла на работу и встретила мальчика, который стоял и плакал. Оказывается, он потерялся, его мама ушла, а он не знает свой домашний адрес.
- А вы знаете свой домашний адрес?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Почему она так называется?
- Какие здания есть на вашей улице?
- Какие здания мы называем жилые?
- Какие здания мы называем общественными?
- Какие общественные здания есть на вашей улице?
- Как выглядит дом, в котором ты живёшь?
- Сколько в нём этажей?
- Из чего он сделан? (кирпич, дерево, панели)
- Значит он какой? (кирпичный, панельный, деревянный)
- Возле вашего дома есть детская площадка?
- Что на ней построено?
- А ты ходишь поиграть на ней? С родителями или один?
- В какое время года ваша улица всего красивей? Или она тебе нравится в любое время?
- Что можете сделать вы, чтобы ваша улица стала чище и красивее?
Ребята, вы так много знаете о своей улице. Давайте мы сейчас с вами превратимся в птиц и увидим свой город с высоты птичьего полета. Включаю презентацию «Мое село»
Итог занятия: Давайте любить свой дом, свой двор, свой город, ведь это наша маленькая родина. Это Мы – хозяева города, от нас с вами зависит, какой он есть и каким он будут в будущем.
Ноябрь. Декабрь.
Проект на тему: «История нашего города»
Вид проекта: игровой, познавательный, творческий, исследовательский;
по количеству участников: групповой (дети одной группы).
Участники проекта: дети старшей - подготовительной группы №9 , воспитатель, родители.
Проблема: Дети и родители мало знают о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Актуальность:
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Цель:
- расширение знания детей и родителей о родном городе;
- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;
- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
Задачи:
1. Формировать представления детей и родителей о родном городе.
2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
3. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
4. Расширить знания детей о растительном и животном мире нашего города.
5. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
Ожидаемый результат:
У детей и родителей будут сформированы начальные представления об истории города Зеленокумска.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Актуализировать знания о родном городе.
Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Использовать развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Найти интересную информацию по теме «Улицы нашего города», подобрать фотографии родного города для сопровождения итогового занятия о городе Казань.
Содержание проектной деятельности
Этапы:
Подготовительный этап:
Сбор информации о городе.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, художественного материала.
Практический этап
1. Рассказ воспитателя об истории развития города.
2. Рассматривание фотографий и беседа на тему «любимый город Казань ».
3. Просмотр слайдов и видеоматериалов.
4. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
5. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».
Итоговое занятие совместно с родителями «Мой любимый город, моя Казань»
Заключительный этап
Итоговая НОД: «История нашего города- Казань», выставка детского творчества.
Продукт проектной деятельности:
Оформление группы; выставка детских работ «Моя улица, мой дом»;
План реализации проекта
На подготовительном этапе своего проекта, определившись с задачами работы, я организовала подбор наглядно-дидактического материала (иллюстративного, раздаточного) соответствующего теме проекта; художественной литературы, развивающей среды в группе. Для работы с родителями, на начальном этапе, предложила им ответить на вопросы анкеты, которая позволила мне понять уровень осведомленности родителей по данному вопросу. Получив ответы и изучив дополнительную литературу, я подготовила рекомендации и консультации.
На основном этапе работы стала осуществлять:
Совместная деятельность воспитателя и детей
История возникновения родного города.
Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.
Наш любимый город.
Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Совместная и самостоятельная деятельность
Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад».
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые:
Построим улицу города
Строительство нового дома
Дидактические игры:
Лото «Наш город»
«Выложи герб из фрагментов»
«Где находится памятник?»
«Путешествие по городу».
Создание уголка «Мой город родной».
Альбом «Мой город».
Содержание проектной деятельности.
Беседа «Знаешь ли ты свой город?» (с использованием иллюстраций «Виды города»).
Цель: выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы:
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Почему он так называется?
- Что является центром нашего города?
- Как называется эта площадь?
- Чем отличается город от деревни?
- Где в городе люди лечатся?
- Где покупают продукты, лекарства?
- Где отправляют и получают посылки?
- Назови свой адрес.
Обучение рассказыванию «Город в котором я живу».
Цели: активизировать речевой материал по теме «Город»
- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;
- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;
- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память.
Образовательная деятельность в режимных моментах. Традиция «Утро радостных встреч». Детей встречает игрушка - Кот Леопольд. Расспрашивает детей, в какой стране и городе они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе.
Цель: выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.
4) Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.
- настольные игры
- рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.
Вторая половина дня.
Д/и «Расскажи о родном городе: какой он, город Казань?»
Цель: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Д/И «Мы - строители города» (работа с конструктором).
Цель: - ознакомление с контурной картой города;
- развития творческого потенциала.
Ход игры: - предложить детям на карте «построить» город и стадион, расположить пляж, очистные сооружения, - учить размещать всё на карте при помощи определённых значков.
Работа с родителями: Консультация «Улицы родного города».
Беседа об истории возникновения родного города.
Цель: - закреплять знания детей о Казани, - познакомить с историей возникновения родного города и его основателем.
Познавательно - исследовательская. Развивающая игра «Путешествие».
Цель: - при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей нашего города.
Д/И «Сложи картинку и назови».
Цель: - познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой).
НОД. Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».
Цель: - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения;
- побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма).
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Беседа «Интересные уголки Родного Города».
Цель:
- вспомнить знакомые места родного города, для чего их создают;
- рассказать о тех людях, которые внесли наибольший вклад в развитие родного города;
- поговорить о скверах, что расположены недалеко от детского сада, в честь кого они названы.
Работа с родителями:
Предложить родителям вместе с детьми посетить музей города.
Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»
Цель: - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города, своего домашнего адреса.
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание альбома «Мой город»
Сюжетно-ролевая игра «Улицы родного города».
Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами(больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад);
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры
Рассказ детей об интересных местах города, где они уже успели побывать.
ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном городе.
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.
НОД.: Мой любимый город, моя Казань .
Цели: - закреплять знания детей о родном городе; - познакомить с историей возникновения города и его основателем; - воспитывать интерес к истории родного края.
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.
НОД: Мой любимый город, моя Казань.
Рисование «Мой город, моя улица» «Юные архитекторы»
Чтение художественной литературы; стихи о Казани.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
Путешествие по городу».
Сюжетно - ролевые игры :
Построим улицу города.
Строительство нового дома.
Итог проекта:
1. Систематизированы представления об истории города «Зеленокумска».
2. Обогащен словарный запас детей.
3. Изготовлен альбом «Мой город».
4. Повышена компетентность родителей в вопросах истории возникновении нашего города.
Беседа в подготовительной группе «Мой родной город»
Цель: формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.
Задачи:
• Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц;
• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; побуждать свободно, мыслить, фантазировать;
• Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности
• Воспитывать любовь к родному городу;
Ход беседы
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас встреча в библиотеке.
Вместе с нашими книгами мы отправимся в путешествие по нашему городу.
Давайте вспомним, как называется наш город?
В путешествии нам будут помогать наши верные друзья – книги, рисунки. Конечно наш город не очень большой, но в нём есть много улиц больших и маленьких. Каждая улица имеет своё название, имеет своё прошлое.
Воспитатель: - Ребята, а кто может назвать улицу, на которой находиться наш детский сад (ответы детей)
Каждая улица может рассказать о себе по запаху. Вот если пахнет сдобой, значить на этой улице пекут хлеб. Давайте придумаем название этой улице (Хлебная, пирожковая и т. д) Если на улице пахнет конфетами, шоколадом (Кондитерская фабрика) Как можно назвать эту улицу? (конфетная, шоколадная)
А если на улице пахнет рыбой, колбасой, фруктами? Что может быть на этой улице? (рынок, ярмарка) Какое название можно придумать этой улице? (рыночная, ярморочная). Есть улицы, на которых пахнет бензином. Что мы можем о них рассказать? (ответы детей)
Если пахнет гарью, дымом, чем-то другим неопрятным, это улица больна. На ней может находиться завод или фабрика, которая выбрасывает в воздух вредные вещества. Такую улицу необходимо срочно лечить, ставить на трубы завода специальные фильтры, улавливающие вредные запахи. Воздух в городе должен быть чистым.
Воспитатель: В нашем городе еще есть замечательные места. Это городской парк, в котором летом отдыхают взрослые и дети. Это музей, который может рассказать о прошлом.
Много памятников, посвященных воинам сражавшихся за нашу Родину. На центральной площади красивый фонтан. Много красивых зданий, сооружений. Люди разных профессий старались, чтобы наш город был красивым. А давайте назовём эти профессии? (строитель, маляр, дизайнер, художник и др.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто к нам прилетел на воздушном шаре? (заходит путешественник)
Путешественник: - Добрый день! Я большой путешественник, решил полетать на воздушном шаре и залетел к вам в гости.
- А вы знаете, дети,
Был случай такой.
Ехали люди с работы домой
Только доехали – вот чудеса-
Все позабыли свои адреса
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где наша улица? Где наш дом? »
Ищут водители: «Где наш гараж? »
Мечутся жители «Где наш этаж? »
Всё перепуталось, всё заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказал вам про это нарочно, что бы проверить знаете ли вы, точно, где живете? Где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы.
(Дети по очереди называют свой домашний адрес путешественнику)
Путешественник, выслушав ответы детей, отправляется дальше на своём воздушном шаре.
Занятие "Мой любимый город, моя Казань"
Цели:
- формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
- познакомить детей с историей возникновения города;
- воспитывать интерес к истории родного города, воспитывать любовь к своей малой Родине;
Предварительная работа:
- беседы о городе;
- экскурсии в музей, парк, библиотеку, к памятникам;
- рассматривание фотографий с видами города;
Материалы:
- фотографии с видами города;
- презентация «История города»;
- стихотворения о Зеленокумске;
- аудиозапись песен о городе;
- аудиозаписи звуков моря, леса,
- мультимедиа
Ход занятия.
Звучит мелодия «С чего начинается Родина»
Вопитатель читает стихотворение З. Александровой
Родина
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной из детства двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
-Да, ребята, Родина – это место, где вы родились, живёте со своей семьёй, играете во дворе с приятелями, ходите по улицам родного города в детский сад.
Май
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностеи, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро,которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством - трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес,поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день - это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненныи опыт,и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. во всем проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувствпроисходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своеи семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма - отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека - труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты В произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое
место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей - книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину - это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности ввоспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад,сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».
Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...
План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
план по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
план по самообразованию...
План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
План самообразования«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников» на 2022 – 2023 уч.год.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного...
План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Цель:повысить собственный уровень знаний по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников....
План по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников".
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы ...