ПРОЕКТ «Мой край- моя Россия»
проект
ПРОЕКТ «Мой край- моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ «Мой край- моя Россия» | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Мой край- моя Россия»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Выполнила:
Старший воспитатель
Ванишвили Н.В.
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Е. Симонов
Тема. «Мой край- моя Россия»
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» (В.В. Путин)
Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Познавательное развитие
- Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Барнаул.
- Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
- Пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Речевое развитие.
- Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
- Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
- Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
- Развивать способность к словотворчеству.
Художественно-эстетическое развитие.
- Познакомить с культурой и традициями края.
- Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
- Использовать художественное слово при знакомстве с историей края.
Физическое развитие.
- Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
- Воспитывать чувства гордости за алтайских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
- Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
- Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению
Участники проекта
- дети
- воспитатели
- родители
Сроки реализации
Сентябрь 2017 – май 2018гг.
1 этап: Подготовительный
1). Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
2). Разработка проекта
- Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
- Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектом.
2 этап: Основной
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
- Настольно-дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
- Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего края.
- Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Барнаул – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Алтайский край!», «Красная книга Алтайского края», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
- Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия»
- Посещение музея.
Продуктивная деятельность
- Роспись Алтайского края
- Народное творчество Алтая
- Лепка «Животные и птицы»
- Создание папки рисунков «с. Верх- Суетка – глазами детей и родителей»
- Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
- Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по селу»
Развитие речи
- составление творческих рассказов «Мой любимый уголок села»
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
- знакомство с творчеством детских писателей Алтайского края (библиотека)
- Разучивание стихов, песен об Алтайском крае.
Музыка
- занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
- «Пришла коляда накануне Рождества»
- «Мы играем в оркестр народных инструментов»
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
- Выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями)
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “Красная книга Алтайского края”, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
- Информация для родителей «История родного села», и т.д.
3 этап. Завершающий
1). Презентационно – завершающий
- Оформление уголка краеведения «Мой любимый край»
- Открытое занятие “Моя Родина – Алтайский край”
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Презентация проекта.
2). Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Литература:
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».
Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...
Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?»
Итоговое мереприятие по теме недели "12 июня. День России!"...
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....
Методическая разработка. Конспект НОД в старшей группе Тема: «День России» Тип занятия: развлечение Вид занятия: познавательное Посвященный Дню России. 12 – День России
Конспект НОД в старшей группе. Тема: "День России"....
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".
1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...