Картотека к программе «Юный художник» Знакомство дошкольников с жанрами живописи
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Жанры живописи для детей старшего дошкольного возраста с примерами картин и художников.

Как познакомить дошкольника с жанром пейзажа?

«Пейзаж — рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении».

Из словаря С. Ожегова: Пейзаж. (франц. paysage, от pays — страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором объектом внимания художника является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

Знакомство дошкольника с пейзажной живописью лучше начинать с произведений русских художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана, К. К. Саврасова, И. К. Айвазовского.

Жанру пейзажа можно посвятить тематические выставки по теме «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». В каждую тематическую выставку можно включать работы разных пейзажистов. Это позволит ребенку увидеть времена года и сезонные изменения в природе глазами мастеров пейзажа.  Важно обратить внимание на то, что времена года у каждого художника отличаются по присущему ему стилю.

Пейзаж выражает настроение художника, его отношение к окружающей природе, поэтому каждый пейзаж созвучен с музыкой или поэзией. Рассматривая с ребенком картину, расскажите о том, что на ней изображено. Рассказ может быть построен так: «На этой картине художник представил весну. Солнце стало жарким. От его света ожила березовая роща. Чувствуется свежий запах влажной земли и тепло солнечных лучей (картина В. Н. Бакшеева «Весна»). Точно такую же весну мы представляем при прослушивании мелодии П.И. Чайковского «Весна»».

При описании картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно обратиться к стихотворным строкам А.С. Пушкина.

И. И. Левитан «Золотая осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса …

Рассказать дошкольнику о разновидностях жанра. Пейзаж подразделяется на жанры: романтический, лирический, эпический, драматический.

 

 

Романтический пейзаж

Природа, представленная в романтическом пейзаже, передает чувства человека.

В картине И.К. Айвазовского «Девятый вал» показана тревога и беспомощность человека перед морской стихией.

Картина И.И. Левитана «Весна – большая вода» рассказывает нам о пробуждении природы и души художника.

Лирический пейзаж

А. А. Пластов «Сенокос»

В лирическом пейзаже отражена красота природы. Он вызывает чувство любви к Родине, заставляет грустить, учит радоваться, восхищаться… У картины А. А. Пластова «Сенокос» так и хочется прочитать лирические строки

С.А. Есенина:

 

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Эпический пейзаж

В эпическом пейзаже художник показывает величие земли монументально, красочно, звучно (картины М.С. Сарьяна «Горы», «Октябрь в Ереване»).

Драматический пейзаж

В драматическом пейзаже чувствуется напряжение, тревога. Художник показывает природу перед грозой или бурей К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Как познакомить дошкольника с натюрмортом?

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей: предметы быта, орудия труда, цветы, снедь (хлеб, рыба, фрукты, овощи…), книги, музыкальные инструменты и др.

В жанре натюрморта работали такие известные художники как И. Т. Хруцкий, И. Э. Грабарь,  К. С. Петров-Водкин, В. Ф. Стожаров, К. А Коровин и др.

В изобразительном искусстве два вида натюрморта.

В одном виде вещи как бы характеризуют своего хозяина, говорят о его положении в обществе, профессии, увлечениях.  Такое ощущение, что хозяин вещей вышел и вот-вот вернется. К примеру, картина К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

Во втором виде натюрморта вещи изображены художником для того, чтобы произвести впечатление на зрителя своей красотой, своим цветом, своей формой… 

Например, натюрморт В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль и братина».

Рассказывая  детям о натюрморте нужно отметить:

Название, автора (Как называется картина? Кто ее написал?);

Содержание, композиция (Что мы видим?);

·      эпоху (когда люди пользовались такой посудой (такими предметами)?);

·      манеру письма художника (любимые цвета, крупные мазки…);

·      главную идею (о чем говорит художник в своей картине?)

Рассказ о натюрморте должен быть эмоциональным, чтобы привлечь внимание ребенка:

«Что мы кушаем каждый день? Хлеб. А каким он бывает? А как нужно относиться к хлебу? Посмотри на эту картину. Она называется «Хлеб, соль и братина». Ее написал художник В. Ф. Стожаров.  В центре картины он разместил хлеб. Хлеб у него высокий, округлый, золотистый, аппетитный… Рядом с ним лежат большие ломти разрезанного каравая. Хлеб лежит на белоснежном вышитом рушнике.  Золотистая братина и вышитый рушник на красном полотне говорят нам о том, что хлеб – это главная ценность на земле.

Братина – шаровидный сосуд XVI-XVII в.в. для питья на братчинных пирах, «на всю братию».

Натюрморт изображен на фоне бревенчатой стены, освещенной солнцем. Цвета, выбранные художником, вызывают радость и благоговение перед хлебом. Картина В. Ф. Стожарова напоминает нам о бережном отношении к хлебу».

«Этот натюрморт называется … . Его написал… . Он вызывает радость и восхищение.  Здесь есть гвоздика, ромашка, пион…  Хочется протянуть руку и взять в руки такой пышный букет, чтобы вдохнуть его аромат. А как бы ты назвал эту картину? Как ты думаешь, кто мог собрать букет? Может быть, его подарили маме? Тебе понравился букет? Какое настроение у тебя вызывает этот букет? Как ты думаешь, в каком настроении писал эту картину художник? Какие краски взял художник, чтобы передать свое настроение? Подумай, пожалуйста, почему художник решил написать этот букет?»

Как познакомить дошкольника с портретом?

Портрет (от фр. слова portrait — изображение) —  жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.

Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).

По повороту головы портреты бывают: в профиль, в анфас (фр. en face — «с лица»), в четверть поворота направо или налево, в три четверти, вполоборота.

По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.

По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).

Портрет называют костюмированным, если человек изображен в виде литературного (театрального, аллегорического, исторического, мифологического) персонажа. При наименовании такого портрета включают слова «в образе» или «в виде».

Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.

По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.

Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.

С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.

Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.

Примерная беседа о портрете:

Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?

Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?

По наводящим вопросам ребенок составляет описательный рассказ. Примерный рассказ по портрету В.А. Серова «Мика Морозов»:

На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.

Рассказ по портрету И. Е. Репина «Стрекоза»: На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.

В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.

Способы развития восприятия произведений искусства

Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.

Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.

В связи с тем, что дошкольник только учится «считыванию» трёхмерного пространства картины, следует развивать в нем наблюдательность и обращать внимание на прекрасное (сочетание красок, форму предметов) во время прогулок, походов, экскурсий, игр и т. д. Важно научить ребенка замечать красоту в живой природе для того, чтобы он смог увидеть красоту на картине.

Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.

Для развития эмоционального восприятия можно воспользоваться приёмом «вхождения в картину»:

Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.

Для развития художественного мышления следует обратить детское внимание на выразительные средства: «С помощью каких красок художник передал нам радость (тишину, покой, волнение, грусть, страх, свежесть…)? А что бы ты чувствовал, если бы он взял темные краски?»

Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.

Познавательные и развивающие игры с картинами

После ознакомления с жанрами изобразительного искусства можно предложить ребенку различные игры-задания

«Назови жанр картины по описанию»

«На картинах этого жанра изображены горы, луга, деревья, море…» (пейзаж).

«На картинах этого жанра можно встретить ягоды и фрукты, книги и посуду…» (натюрморт).

«Глядя на картины этого жанра, мы можем узнать, как выглядел человек, какую одежду носил, какой характер имел» (портрет).

 «Выбери картину по описанию»

Ребенку дают репродукции картин разных жанров и предлагают выбрать среди них картину, соответствующую описанию.

«Составь портрет из гаек и болтиков»

«Придумай пейзаж из овощей и фруктов»

«Создай натюрморт из игрушек»

«Проведи экскурсию по выставке в качестве экскурсовода»

«Найди лишнюю репродукцию» (Перед малышом разложены репродукции картин, посвященные осени и одна репродукция по теме «Зима».

«Назови жанры этих произведений»

В заключение хотелось бы отметить, что при развитии способности к восприятию картин каждый педагог (родитель) вправе руководствоваться теми методами и приемами, которые он считает наиболее подходящими для детей.

Нужно помните, что многое зависит от примера взрослых. Видя неравнодушного к искусству педагога (родителя), наблюдая за его отношением, эмоциями, чувствами, ребенок поймет, что от «общения» с произведениями искусства люди получают вдохновение. Придет время, и он привыкнет к незнакомым названиям и именам и будет не раз возвращаться к любимым картинам.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж.

В статье раскрывается опыт работы по ознакомлению дошкольников с пейзажем. ...

«Ознакомление дошкольников с жанром живописи «пейзаж»

Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плыву...

"Ознакомление дошкольников с жанрами живописи в разных возрастных группах»

2 слайд. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.3 слайд.  Программные задачи по ознако...

Картотека к программе «Юный художник» Знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками рисования

Нетрадиционные техники рисованияРазвивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале,...