Картотека к программе «Юный художник» Знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками рисования
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Нетрадиционные техники рисования
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Рисование - это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.
Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов использования привычных предметов, соединения различных способов рисования, оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера- передачу вещественности предметов.
Термин нетрадиционный можно рассмотреть, как - не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский.
Нетрадиционные техники рисования - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Отпечатки листьев
Рисование отпечатками листьев – удивительная творческая техника. Простая и доступная всем, она дает эффектные результаты. Оказывается, что из листочков получаются не только силуэты деревьев, но и другие образы: птицы, животные, рыбы… А во что превратит их фантазия вашего маленького художника?
Прогуляйтесь вместе с ребенком по аллеям и по саду и соберите букет. Чем разнообразнее будут листья, тем лучше. Заодно вы посмотрите, как преображается природа осенью, чем различаются разные деревья и кустарники.
Даже подготовка к творческому занятию приносит положительные эмоции и расширяет кругозор малыша, а сам процесс стимулирует художественное восприятие и воображение.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками, ладошкой
Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.
Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение ребенка использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга, совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Способ получения изображения, рисование пальчиками: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Способ получения изображения, рисование ладошкой: ребенок окрашивает гуашью всю ладонь при помощи кисточки и делает отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Кляксография
Кляксография — это одна из самых увлекательных нетрадиционных техник рисования. Она не только вызывает интерес у детей, но и помогает им выразить свою личность, проявить фантазию и находчивость. Также она позволяет выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции.
Способ получения изображения (обычная): ребенок зачерпывает гуашь пластикой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Несколько похожая на кляксографию, раздувание краски.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Оттиск мятой бумагой
Нетрадиционное рисование мятой бумагой принадлежит к категории тех техник рисования, которые дают полную свободу маленьким детским ручкам и позволяют проявить всю свою фантазию. Такой метод создания рисунка является увлекательным еще на этапе подготовки, а в результате позволяет получить объемное фактурное изображение. Рисование мятой бумагой с детьми станет не только отличным развлечением, но и поможет в плане развития его фантазии.
Она примечательна простотой исполнения и подходит для занятий с самыми юными художниками. Каждый отпечаток получается уникальным, непохожим на другие. Методика позволяет получить изображение цветов, деревьев, облака, солнца, бабочек.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Рисование на мятой бумаге.
Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной - это называется эффект мозаики.
Набрызг
Оригинальная техника набрызга рекомендуется для детей, которым надоело рисовать обычным способом, и для взрослых, занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Метод позволяет разнообразить, сделать более интересными и запоминающимися самые простые и примитивные рисунки. Он не требует художественного мастерства и дорогостоящих материалов, с разбрызгиванием краски справится даже тот, кто совершенно не умеет рисовать.
Для детей техника набрызга с использованием щетки увлекательна, они охотно изобразят:
- животных, насекомых, птиц, деревья, букеты, предметы (с применением трафаретов);
- звездный, дождевой, снежный или абстрактный фон для будущей композиции;
- морской, лесной или горный пейзаж, небо в облаках.
Техника позволяет не только сделать классические брызги, но также придать «пушистость» или «колючесть» изображению.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Восковые мелки (свеча) + акварель
Рисование восковыми мелками и акварелью — это смешанная техника живописи акварелью и воском. Она не требует особых умений и в то же время создает очень яркий эффект, благодаря чему получила большое распространение в детском творчестве. Однако ее можно использовать и в более сложных по уровню рисунках для декоративных целей или в качестве дополнения к своей картине.
Суть техники заключается в нанесении воском линий, поверх которых кладется акварель. Участки с воском не закрашиваются, за счет чего создается эффект «свечения» рисунка. Хороша в этой технике подручность используемых материалов: восковые мелки можно взять из детского набора, а порой даже использовать свечной воск; акварель также можно взять самую простую.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенными.
Монотипия
Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.
Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.
Монотипия предметная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Оттиск поролоном
Рисование губкой для детей — оригинальная и увлекательная техника, способствующая развитию воображения и улучшению моторики пальцев, положительно влияющая на психоэмоциональное состояние. Необычная техника изобразительного творчества вызывают восторг и удивление у дошкольников, позволяет создавать живописные и фактурные образы. Такое рисование не занимает много времени, оно доступно даже при невысоких художественных способностях, благодаря чему дошкольники обретают уверенность в себе.
При рисовании губками руки быстро пачкаются краской. Чтобы этого избежать, рекомендуется приклеить к поролоновым фигуркам палочки от мороженого, использованные фломастеры или пустые шариковые ручки. Главное — надежно зафиксировать, можно дополнительно обмотать нитками, чтобы поролон не отвалился. При рисовании палочку нужно держать в строго перпендикулярном направлении к бумаге, иначе отпечаток получится смазанным.
Рисование солью, манной крупой
Рисование солью – интересная и несложная техника изобразительного искусства, позволяющая создавать объемные, красиво переливающиеся изображения. При таком рисовании нет ограничений в проявлении фантазии. Занятие раскрывает творческие способности, формирует интерес к художественному труду. Нетрадиционная техника рисования солью предназначена для дошкольников 3-6 лет, ее могут использовать педагоги в детском саду и родители дома.
Рисование солью и клеем
Это классическая техника. Для занятия необходимо подготовить шаблоны. Нарисуйте или распечатайте контурные изображения. Контуры должны быть четкими, чтобы дети их хорошо видели. Старайтесь соблюдать композицию, чтобы лист бумаги был равномерно заполнен изображением, не было пустых участков.
Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению.
Граттаж
Работы в технике граттаж можно разделить на несколько основных видов, в зависимости от используемых материалов:
Чёрно-белый – классический вариант, когда белый лист-основа покрывается воском или парафином, а затем закрашивается верхним слоем чёрной туши или гуаши. После высыхания краски изображение процарапывается острой палочкой или специальным резцом. Выразительность такая работа получает за счёт контраста и продуманных линий и штрихов.
Цветной – белая основа сначала раскрашивается акварельными красками или масляной пастелью (можно воспользоваться восковыми мелками). Если используется акварель, то обязательно наносится слой воска. Затем наносится контрастный верхний слой краски.
Восковой – основа грунтуется воском или парафином. Как раз отсюда и появилось второе название техники – воскография.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь (гуашь) с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.
Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Ниткография
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
Рисование пластилином.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Способ получения изображения: на плотный лист бумаги или картона нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно.
Клеевая техника (витраж).
Витраж — это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Способ получения изображения: ребенок простым карандашом наносит на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
Рисование «по сырому»
Техника рисования по сырому это один из многих способов использования акварели. Несмотря на слово «техника» в названии, это совсем несложный приём, заключается он лишь в том, что перед нанесением краски на холст его следует смочить небольшим количеством воды.
Часто технику используют при написании акварельных пейзажей, но она подходит и для натюрморта, и даже для портрета, если у художника есть много терпения, времени и выдержки.
Техника рисования акварелью по мокрому холсту лучше всего раскрывается при работе с тонами, контрастом, а также в тех случаях, когда необходимо создать нежный перелив цветов и эффект влажности.
Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промакивает лист бумаги. Затем рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Юный художник»
Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Программа «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования».
Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительно...
Рабочая программа "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
Рабочая программа "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"...
Программа "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования" младший возраст
Техника нетрадиционного рисования....
Картотека к программе «Юный художник» Знакомство дошкольников с жанрами живописи
Жанры живописи для детей старшего дошкольного возраста с примерами картин и художников.Как познакомить дошкольника с жанром пейзажа?«Пейзаж — рисунок, картина, изображающая виды природы, а...