Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте.
материал (младшая группа)

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_detey_mladshego_vozrasta.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики детей младшего возраста»

Цель: повышение теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через различные виды деятельности.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

         
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
  • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
  • Игры с кубиками, конструкторами;
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:
  • нахождение заданных предметов,
  • угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Предполагаемый результат:

  Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому нами были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I этап – Организационно-диагностический

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап – Теоретический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап – Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

Используемая литература:

  1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  2. Бардышева Т.Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры»
  3. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»
  4. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
  5. Галкина Г.Г. «Пальцы помогают говорить»
  6. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»
  7. Ивлев С.В. «Занимательные задачки»
  8. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры»
  9. Никитина А.В. «29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4 лет)»
  10. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры»
  11. Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша.»
  12. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками»
  13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики»
  14. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.
  15. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  16. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  17. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  18. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  19. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  20. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  21. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

Работа с детьми

1.

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Месим тесто».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6. Игра «Подари курочкам красивые хвостики»

7.Игра «Я катаю мой орех».

8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

2.

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».

5.Настольная игра «Веселый паровоз».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

3.

Декабрь

1.Учить детей одевать и раздевать кукол.

2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок).

6. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»

4.

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».

Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (при помощи «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

5.

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация),

4. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

5.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

6.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

7.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

3.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

4.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)

5.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

8.

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями

1

Сентябрь

Оформление уголка для родителей: советы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Беседа «О необходимости развития мелкой моторики»

2

Октябрь

Родительское собрание «Игры, способствующие развитию мелкой моторики у младших дошкольников»

Участие родителей в создании развивающей среды.

3

Ноябрь

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Изготовление папки – передвижки «Пальчиковая гимнастика.

4

Декабрь

Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Новогодняя елочная игрушка»

Создание картотеки для родителей для работы с детьми «Веселые пальчики»

5

Январь

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

6

Февраль

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика»

7

Март

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»

Мастер-класс для родителей «Использование нестандартного оборудование для развития детей дошкольного возраста»

8

Апрель

Выставка стенгазет «Игра в нашей семье»

Участие родителей в создании развивающей среды на территории детского сада

9

Май

Родительское собрание с участием детей «Что мы умеем – мы не скажем, а покажем»

Приложение.

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

«Прищепки»

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку". 

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту


«Орехи»
Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.


«Дорожка»
Я взяла горошка, выложить дорожку.                                                                                                    Чтобы бегали по ней зайчики и кошки.                                                          
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.


«Карандаш» 
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.


«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.

«Качели»
Ручку пальчиками взяли, 
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели 
Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («
бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, 
(загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, 
(загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, 
(загните указательный палец)
А другой давненько спит…
(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? 
(погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! 
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, 
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, 
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, 
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, 
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, 
(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. 
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! 
(Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! 
(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. 
(Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. 
(Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, 
(ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки 
(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).


«Дом и ворота»
- На поляне дом стоит ( 
изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (
изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (
ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (
изображаем "дом")

«ЧЕРЕПАХА» 
Вот моя черепаха, она живет в панцире. 
Она очень любит свой дом. 
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. 
(Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. 
(и спрятать их обратно. )

«ОЧКИ»
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом 
Сидит Пахом, 
Книги читает,
А грамоты не знает.

«ФЛАЖОК»
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок, 
Как будто я Огонь зажег.

«ЛОДКА»
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик 
Лодочка плывет по речке, 
Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

«СТУЛ»
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина,                                                                                                            А не лежит никогда, 
Есть четыре ноги,                                                                                                              А не ходят и три. 
Но всегда он стоит,                                                                                                          Всем сидеть велит.

«СТОЛ»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился, 
В лесу вырос, 
В дом приходил, 
Всех вокруг себя посадил.

«ГРАБЛИ»
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" 
Листья падают в саду, 
Я их граблями сгребу.

«СОБАКА»
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки, 
Две растопырки, 
Седьмой вертун, 
А сам ворчун.

«КОШКА»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки 
Зверь в атласной шубке, 
Возле печки греется, 
Без водички моется.


«ЗАЙКА И УШКИ»
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг, 
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.

«ЗАЙКА И БАРАБАН»
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан 
И ударил: трам-трам-трам!

«КОЗА»
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили, 
Три козы траву косили 
По лугам-лужочкам, 
По зеленым кочкам, 
Козушки молоденькие, 
Хвостики коротенькие.

«ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО»
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит 
И ушами шевелит.

«ЛОШАДЬ»
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги, 
Пятая грива, 
Шестой хвост, 
Погоняй, не бойся.

«Дом»

Я хочу построить дом,         Руки над головой "домиком"
Чтоб окошко было в нём,    
Руки перед глазами сомкнуты в «окошко»                                                      
Чтоб у дома дверь была,     Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты вместе
Рядом чтоб сосна росла      Пальцы растопырены. Руки тянем вверх
Чтоб вокруг забор стоял,    
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.          
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других
Солнце было,                      
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
Дождик шёл
,                      "Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл.  Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки вверх.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Чтобы ребёнок удивлял окружающих своими познаниями и интеллектом, своей развитой речью нужно совсем немного - заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук....

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста"

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуально...

Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте...

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»В.А. Сухомлинский...