Использование потешек для формирования интереса к театрализованной деятельности с детьми от 2 до 4 лет
проект (младшая группа)

Существует давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, — все эти покачивания, поглаживания, очень нужны ребенку.

Потешки — короткие стишки (реже песенки, предназначены для развлечения детей и сопровождающие элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потешек для формирования интереса к театрализованной деятельности с детьми от 2 до 4 лет

Цель:
формирование интереса детей к театрализованной деятельности с помощью потешек, обогащение пассивной и активизация разговорной речи воспитанников.

Задачи:

•        Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности

•        Целенаправленно обогащать словарь детей, активизировать его; совершенствовать диалогическую речь

•        Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям

•        Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами куклами разнообразных театров, сюжетными игрушками, с авторскими пособиями.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1. Обыгрывание сюжета потешки.

В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

2. Словесные игры.

3. Подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

6. Логоритмика.

Существует давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, — все эти покачивания, поглаживания, очень нужны ребенку.

Потешки — короткие стишки (реже песенки, предназначены для развлечения детей и сопровождающие элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.  

Назначение потешки — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Потешки замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша, воспитывают положительное отношение к режимным моментам.

Потешка в период адаптации

Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Будем вместе мастерить

Веселиться и дружить.
 

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. В адаптационный период с целью знакомства с ребенком можно использовать различные потешки.

Например:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий

***

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.

Например:

Что ты плачешь, «ы» да «ы»,

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

Это что тут за рев?

***

Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка способна погасить в ребенке отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается. А в его глазах «загорается» огонёк любопытства: «Что же будет дальше?».

Потешка в режимных моментах

С помощью потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию,  причесыванию,  приему пищи,  одеванию, и т. д.

Потешки используются при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорим:

Например:

Водичка. Водичка.

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок

Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья.

Очень важна правильная организация питания. Создавать положительный

эмоциональный фон во время приёма пищи  помогают игры с приговорками,

Например:

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда

Не осталось и следа.

***

Накормлю я кашкой ротик,

Носик, ,щечки и животик.

Очень каша вкусная,

Ну а я послушная.

***

Девочки младшего возраста не любят расчесываться и заплетать косички. Чтобы этот процесс сделать радостным используем потешки. При причесывании девочек, ласково приговаривать:

Например:

«Расти, коса» с целью заучивания ее детьми.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся.

***

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Таня в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

При чтении потешки “Расти, коса”  предлагаем кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает. В памяти детей возникает образ мамы. Они копируют ее в своих действиях. Здесь используем игровой момент. Предлагаем детям расчесать и заплести куклу. Проговариваем потешку

Потешки детям очень нравятся, и они уже сами с удовольствием рассказывают их друг другу.

Всю работу с детьми в период адаптации и режимных моментов с использованием элементов фольклора (потешки) проводим в совместной деятельности.

При этом используем самые разнообразные приемы:

- показ слайдов;

- демонстрация иллюстраций и картин;

- показ и имитация способов действий;

- коллективное чтение;

- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;

- упражнения в проговаривании, звукоподражание.

Считается, что применение устного народного творчества способствует возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения.

Используя потешки в работе с детьми в течение дня,  с уверенностью можно отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Режимные процессы становятся для детей делом приятным. Дети с удовольствием идут на контакт, не скучают, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. И уже в общении и играх самостоятельно используют потешки.

Заключение

Таким образом, доказано, что целенаправленное и систематическое использование потешек в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Использование потешек в режимных моментах способствует безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация), позволяет формировать положительное отношение к режимным моментам. Потешки создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"использование потешек в формировании словаря ребенка"

конспект занятия в старшей группе детского сада...

Использование потешек в формировании личности ребенка

Использование малых фольклорных форм в воспитании  детей раннего возраста в течении всего дня, в разных режмных моментах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Презентация : "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕШЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА "

Как формируется личность ребёнка через использование потешек....

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

Мастер-класс для родителей с детьми «Использование массажного мяча в театрализованной деятельности с детьми раннего возраста» «Путешествие ежика»

Конспект "Мастер класс для родителей с детьми "Использование массажного мячика в театральной деятельности с детьми раннего вазраста....

Использование потешек в формировании речевой активности детей дошкольного возраста

Использование потешек в формировании речевой активности и формировании у детей представлений о здоровье....