Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ".
консультация (старшая группа)

Мартюшова Алина Витальевна

Методические рекомендации педагогам детей дошкольного возраста  "Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ.

Консультация для воспитателей

Мартюшова А.В.,

воспитатель муниципального бюджетного                                       общеобразовательного учреждения                                                                       начальная общеобразовательная школа                                                   «Образовательный холдинг «Детство без границ»                                   муниципального образования Усть-Лабинский район


Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей. Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия малыша обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка по ФГОС, является обеспечение эмоционального благополучия.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками:
• Ребёнок спокоен;
• Жизнерадостен;
• Активен;
• Охотно включается в детскую деятельность и общение;
• Легок и инициативен в контактах с  взрослыми;
• С удовольствием посещает детский сад.

Какие условия способствуют созданию эмоционального благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом?
• Непосредственное общение с каждым ребенком;
• Уважительное отношение к каждому ребенку;
• Понимание потребностей каждого ребенка;
• Установление доверительных отношений с каждым ребенком.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить детей пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.



Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехам, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над ребенком, а рядом, вместе, глаза в глаза.

Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательное отношение между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

Обстановка в семье также влияют на эмоциональное благополучие и развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Задача педагогов, показать, что эмоциональная сфера, определяющая детям их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия детей необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.

Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
• Ребенок ему ничего не должен, это педагог должен помочь ребенку стать более самостоятельным;
• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;
• Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет в пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
• Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки:
• Ребенок трудно засыпает, вскрикивает или вздрагивает во сне;
• Ребенок вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность;
• Ребенок становится повышено - возбудимым;
• Ребенок становится очень напряженным при выполнении заданий на занятии или поручений в режимных моментах;
• Ребенок избегает общения со сверстниками, не принимает участия в общих играх, не проявляет инициативу в общении со сверстниками и взрослыми;
• Ребенок не желает посещать детский сад;
• Ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками;
• Ребенок становится грубым, упрямым по отношению к взрослым и сверстникам.

Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ, прежде всего, необходимо выявить причину негативных эмоций.

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе:
Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Это помогает детям чувствовать себя в общении со взрослыми более уверенными. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство уверенности в себе.

Физический контакт. прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и тому подобное. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и у него будет положительная самооценка. Объятия - чудесное средство, полезное каждому человеку.

Именно от нас – взрослых во многом зависит сохранение психологического здоровья детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в создании условий психолгического благополучия ребёнка"

О роли семьи в сохранении психологического здоровья ребёнка, формировании адекватной самооценки и низкого уровня тревожности....

Консультация для родителей "Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье"

В данном материале рассмотрены основные аспекты начального воспитания детей в семье....

«Эмоциональное благополучие ребёнка» Консультация для родителей

laquo;Эмоциональное благополучие ребёнка»Консультация для родителей...

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка"

Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребёнка"...

Консультация для родителей «Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семье»

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, призна...

"Эмоциональное благополучие ребёнка". Консультация для родителей.

Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат- появление неврозов. де...