Консультация для воспитателей "Современные технологии, как способ саморазвития педагогов в ДОУ",
консультация
Использование современных образовательных технологий, как способ саморазвития педагогов ДОУ и всестороннего развития ребенка-дошкольника в контексте ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий как способ саморазвития педагогов ДОУ и всестороннего развития ребенка-дошкольника в контексте ФГОС ДО
Мартюшова А.В.,
воспитатель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальная общеобразовательная школа «Образовательный холдинг «Детство без границ» муниципального образования Усть-Лабинский район
Современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя ДОУ к подбору такого содержания, методов и приемов взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).
Что же такое – педагогическая технология?
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Актуальными для обогащения действующих и создания новых методик и технологий всестороннего развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста личностно-ориентированные технологии, технологии развивающего обучения, игровые технологии в ДОУ, технология проектной деятельности , технология проблемного обучения, ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) - технологии, информационно-коммуникационные технологии и т.д.
Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных и воспитательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к сохранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в сфере знания.
Остановимся более подробно на отдельных современных педагогических технологиях.
Личностно-ориентированная технология
Личностно-ориентированная технология – это организация воспитательно – образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Способы общения:
- понимание, принятие, признание личности ребенка, содействовие становлению личности ребенка;
- положения «не рядом, не над, а вместе, основанные на способности взрослого встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения:
- личная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
- в течение дня необходимо общаться не только с детским коллективом, но и с каждым ребенком, чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке взрослого;
- относиться к детям с уважением, общаясь с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» - присаживаться рядом или брать ребенка его на руки.
Технология проблемного обучения
Основная идея данной технологии - построение учебной деятельности через решение познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку воспитателем учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Существуют различные уровни проблемности в обучении:
- воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение (частично-поисковый метод);
- ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить;
- ребёнок сам ставит проблему и сам её решает - воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (Исследовательский метод).
Создавая проблемные ситуации, воспитатель побуждает детей к выдвижению гипотезы, умению делать выводы, учит не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
После того, как решение проблемы найдено, необходимо провести рефлексию: что мы делали, как мы нашли решение, о чем мы можем рассказать друзьям, родителям, как может это пригодиться в дальнейшем?
Игровые технологии в ДОУ.
Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания. Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша.
Использование игровых технологий направлено на решение следующих задач:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
В игре, незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.
Таким образом, игровые технологии опираются на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровые технологии в обучении призваны сочетать элементы игры и учения.
Технология проектной деятельности
Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов, как один из перспективных методов. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Формы защиты проекта: презентация, развлечение по теме проекта, выпуск газеты, плаката, оформление выставки.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному образованию.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
- сформировать основы информационной культуры его личности;
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Сейчас все педагоги ДОУ имеют свою электронную почту, что очень помогает в обмене информацией.
Наше дошкольное образовательное учреждение оснащено современным информационно-коммуникационным оборудованием: интерактивный стол, интерактивная доска, мультимедийный проектор, развивающий комплекс «Эдуплей», подключен Интернет. Для детей оборудована творческая лаборатория «Удивительный компьютер» с ноутбуками и планшетами для рисования. Педагоги сами подготавливают мультимедийные презентации для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, которые хранятся в методическом кабинете и доступны для использования в работе всем педагогам.
Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ с использованием интерактивной доски, интерактивного стола, комплекса «Эдуплей» стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Взаимодействуя с родителями, педагоги также используют ИКТ: подготавливают мультимедийные презентации для проведения общих родительских собраний, круглых столов. На сайте детского сада имеется страничка «Для Вас, родители!», а в холле детского сада установлен информационный киоск, где регулярно обновляется, дополняется материал. Также имеется обратная связь: родители могут при помощи информационного киоска задать интересующие вопросы - ответ найдут на сайте детского сада. Хочется отметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет работы самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании гарантирует всестороннее развитие дошкольников и, в дальнейшем, их успешное обучение в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг с педагогами ДОУ "Профессиональное саморазвитие педагога "Взрослый в мире детей"
Тренинг состоит из 12 встреч педагога-психолога с педагогами ДОУ продолжительностью 60 мин. Направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения...
Консультация для педагогов "Профессиональное саморазвитие педагога"
Профессиональное самосознание педагога – это осознание себя как профессионала, своих личностных особенностей, проявляющихся в деятельности и педагогическом общении. Профессиональное самосознание...
Выступление на Совете педагогов «Персональный сайт как образовательный инструмент саморазвития педагога»
для педагогов...
Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...
Семинар для педагогов по теме "Профессиональное совершенствование и саморазвитие педагога".
Семинар для педагогов по теме "Профессиональное совершенствование и саморазвитие педагога".Цель данного мероприятия : скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенств...
Программа саморазвития педагога Тема: «Технология подготовки к трудовой деятельности в старшей группе» (организация хозяйственно-бытового труда старших дошкольников)
laquo;Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудо...