Мониторинг развития. Старшая группа. ОО Социально - коммуникативное развитие.
методическая разработка (старшая группа)

Карасёва Лена

Дидактические игры, упражнения, вопросы критерии оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_razvitiya_oo_s-k-r_starshaya_gruppa.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

МониторингОО «Социально – коммуникативное развитие»Старшая группа

Описание мониторинга в старшей группе по социально-коммуникативному развитию.

В таблице представлены объекты мониторинга, методы, содержание диагностического задания.

Дидактические игры, упражнения, вопросы критерии оценки.

Мониторинг развития. Старшая группа. ОО Социально - коммуникативное развитие.

Показатели

Критерии

Материал

Содержание диагностического задания.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценки

I.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

- имеет уважительные, дружеские взаимоотношения с детьми, в игре, труде, занятиях;

- Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям

-использует в общении вежливые слова; знает по 2-3 пословицы, поговорки, потешки и т.д.

-имеет представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома

-Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально отзывается

Беседа по сказке «Лиса и журавль»

Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо".

Проблемная ситуация «В песочнице» В.В. Гербова

 Приложение 1.1.

2 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор.

1 балл – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

0 баллов – Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

II.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

1.

Образ Я 

- Имеет представление об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.); о росте и развитии (его прошлом, настоящем и будущем);

- уважительно относится к сверстникам противоположного пола

Экспериментальная ситуация «Рассказ незнакомому другу»

Беседа «Что ты любишь»

 Приложение 2.1.

 

2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
1 балл – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя (возраст показывает на пальцах),  затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки

0 баллов – ребенок не может ответить на вопросы.

2.

Семья

 - имеет  представления что такое

семья, в чем ее значение для человека, ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

- имеет постоянные обязанности по дому.

Диагностическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Моя семья»

Приложение 2.2

2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
1– ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя, затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

0 баллов – ребенок не может ответить на вопросы.

3.

Детский сад 

- стремится поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками.

- имеет понятие  о себе,  как о члене коллектива, принимает посильное участие в жизни дошкольного учреждения. (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Дидактическая беседа «Расскажи про детский час»

Приложение 2.3.

2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
1 балл – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя, затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

0 баллов – ребенок не может ответить на вопросы.

4.

Родная страна 

-Имеет представление о малой Родине; о родной стране, государственных праздниках;

- знает и называет  людей 2-3 национальностей, живущих в России;

-имеет представление о Москве – столице нашей Родины, знаком с флагом, гербом, мелодией гимна.

- Знает о Российской армии, о воинах, которые охраняют безопасность и спокойствие нашей Родины; о дедах и прадедах защитивших нашу страну от врагов.

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Экспериментальная ситуация «Узнай праздник»

Экспериментальная ситуация «Пословица недаром молвится»

Индивидуальная беседа с ребенком

Приложение 2.4

2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.
1 балл – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя, затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

0 баллов– ребенок не может ответить на вопросы.

Ш.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

1.

Культурно-гигиенические навыки.

-следит за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистит зубы, по мере необходимости моет руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывает  рот и нос платком.

- замечает  и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде.

- умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращается с просьбой, благодарит.

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности

Приложение 3.1.

2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента.
0 баллов – у ребенка компоненты не выражены.

2.

Самообслуживание.

Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать).

Стремится быть аккуратным, опрятным.

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности.

Приложение 3.2

2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента.
0 баллов – у ребенка компоненты не выражены.

3.

Общественно-полезный труд.

-проявляет желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

- ответственно относится к порученному заданию, проявляет настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

 - с помощью взрослого оценивает результаты своей работы;

- понимает поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);

- помогает взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п., наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).

-добросовестно выполняет обязанности дежурных по столовой: сервирует стол, приводит его в порядок после еды.

По результатам НОД. Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности. 

Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Наблюдение за трудовой деятельностью детей во время прогулки.

Приложение 3.3

2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента.
0 баллов – у ребенка компоненты не выражены.

4.

Труд в природе.

- выполняет различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливает комнатные растения, рыхлит почву и т. д.).

Оказывает взрослым посильную помощь  в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности. 

Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»

Проблемная ситуация

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Приложение 3.4

2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента.
0 баллов – у ребенка компоненты не выражены.

5.

Уважение к труду взрослых.

- Называет профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда. 

-имеет  представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. - бережно относится к тому, что сделано руками человека.

- относится к людям с благодарностью за их труд.

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Приложение 3.5

2 балла - ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

1 балл - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.

0 баллов - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не

владеет

IV.

Формирование основ безопасности

1.

Основы безопасности собственной жизнедеятельности 

Знает основные правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоёме, катание на велосипеде, на санках, коньках и т.д.)

- имеет навыки безопасного пользования бытовыми предметами (электроприборы, газовая плита, утюг и т.д.)
- имеет представление о работе пожарных, о причинах пожаров, о элементарных правилах поведения во время пожаров; знаком с работой службы спасения – МЧС., в каких случаях звонить по телефонам «01», «02», «03» -«112»

- Имеет понятие, что в случае опасности нужно обращаться за помощью к взрослым.

- знает  и называет свою фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

 Дидактическая игра "Опасно - не опасно".

Экспресс-беседа

Даёт общее представление об ориентировке ребенка во всех видах опасностей

Блок I. Опасности контактов с незнакомыми людьми.

Блок II. Опасности па улице.

Блок III. Опасности в природе.

Блок IV. Опасности в быту.

«Безопасный мир»

Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.

Приложение 4.1

2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента.
0 баллов – у ребенка компоненты не выражены.

2.

Правила безопасности дорожного движения

- имеет представление о городской дороге, её составных частях и участниках дорожного движения (водитель, пешеход, пассажир). Знаком с особенностями осенней, зимней и весенней  дороги

- имеет представление о регулировании дорожного движения; знаком с назначением и видами светофора. Владеет навыками перехода регулируемого и нерегулируемого перехода.

- имеет представление о классификации групп дорожных знаков: информационные, особых предписаний, предупреждающие, запрещающие.

- владеет навыками поведения велосипедиста, маленького пассажира и пешехода.

- имеет представление о безопасном маршруте (дом – детский сад, сад - дом), имеет представление о загородной дороге.

Правила поведения маленького пешехода на тротуаре

Цель: выявить представление о Правилах поведения маленького пешехода.

Правила поведения маленького пассажира

Цель: выявить представления о Правилах поведения маленького пассажира и пешехода.

«Городская дорога»

Цель: выявить элементарные представления детей об элементах городской дороги (тротуар, проезжая часть).

Приложение 4.2

2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента.
0 баллов – у ребенка компоненты не выражены.

3.

Экологическое сознание

- имеет элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их; кормить животных только с разрешения взрослого; не гладить чужих животных, не приносить домой без разрешения, не рвать, и есть любые растения.

- умение экономить воду

Беседа

Цель: изучить представления детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с животными и растениями

 Приложение 4.3

2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента.

0 баллов – у ребенка компоненты не выражены

5.Развитие игровой деятельности

1

Сюжетно-ролевая игра

- проявляет желание организовывать сюжетно-ролевые игры, самостоятельно

выбирает темы для игры; развивает сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.

- согласовывает тему игры; распределяет роли, подготавливать необходимые условия, договаривается о последовательности совместных действий, налаживает и регулирует контакты в совместной игре: договаривается, мирится, уступает, убеждает и т. д.

 -самостоятельно разрешает конфликты, возникающие в ходе игры.

-усложняет игру путем расширения состава ролей, согласования и  прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

- аккуратно убирает игрушки в отведенное для них место.

Диагностическая ситуация «Листопад»

Данная ситуация позволяет выявить представления детей о правилах и способах сотрудничества в подгруппе (4-6 детей).

Диагностическая ситуация «Строим мост»

В этой ситуации акцент делается на уточнении умений детей вести деловой диалог в процессе взаимодействия.

Приложение 5.1.

3 балла. В игре ярко выражены творческие проявления, ребёнок заинтересован совместной игрой со сверстниками. Он способен

согласовывать свои интересы и интересы партнёров, умеет объединять замыслы, предварительно обозначать темы игры, два-три игровых события. Активность в играх проявляет по-разному. Много фантазирует, в

коллективной игре становится носителем игрового замысла, игровые действия только частично выполняются, а частично проговариваются. Создаваемые ребёнком образы выразительны, для этого он использует

разнообразные средства - мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую речь.

2 балла. Ребёнок с удовольствием приглашает сверстника в игру, но не всегда понятно ставит ему игровую задачу, проявляет растерянность, если сверстник отказывается с ним играть. Предпочитает построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. В игре часто отражает отношения между персонажами, которые подчинены

функциональными действиями (профессиональными, сказочными и др.), а

так же отрицательные эмоции игровых персонажей, которые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых.

0 балл. Ребёнок часто использует игрушку в качестве партнёра по игре, заменяющее игровое общение со сверстниками. Построение сюжета

осуществляется на основе предметно-действенного замещения. Ребёнок отражает лишь внешний рисунок роли, что не позволяет ему согласовывать замыслы с партнёрами.

2

Подвижная игра

-самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры; участвует в играх с элементами соревнования,  знает 2-3  народные игры.

-соблюдает честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности. 

Картотека подвижных  игр 

Приложение 5.2.

3 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

2 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.

0 баллов – у ребенка компоненты не выражены

3

Дидактическая игра

-организовывает дидактические игры, с подгруппой  детей из 2–4 человек; выполняет правила игры.

- умеет сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

- действует с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).

Экспериментальная ситуация «Научи меня играть в игру»

Картотека дидактических игр

Приложение 5.3.

3 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

2 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.

0 баллов – у ребенка компоненты не выражены

4

Театрализованная игра

-проявляет  интерес к

театрализованной игре,  попробует  себя в разных ролях.

- объединяется  творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

-пробует выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

- импровизирует, умеет свободно чувствовать себя в роли.

 -выступает перед сверстниками, родителями и другими

гостями.

Остановка  «Театр»

Задачи:

1. Выяснить представления детей о театре (устройстве здания театра, его видах и жанрах, о деятельности людей, работающих в нем и пр.)

2. Изучить интерес к театрализованным играм разных видов.

3. Исследовать умения театрализованной деятельности у детей (в том числе умение воссоздавать в воображении картины из литературных текстов, умение целостно воспринимать образ героя и использовать адекватные выразительные средства для воплощения художественного образа произведения

Картотека театрализованных игр

Приложение 5.4.

4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия.

3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого.
0 баллов – у ребенка компоненты не выражены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в старшей группе по социально - коммуникативному развитию на тему «Приключение Дюймовочки»

Закрепить знания детей о строении растений, умение называть их части. Дать понятие о классификации растений (деревья, кустарники, травы.)Уточнить знания детей о разнообразии листьев и стеблей растений...

Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Старшая группа.

Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Старшая группа....

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы по социально-коммуникативному развитию

Тема «Моя дружная семья»        Цель. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.Задачи:...

Итоговый НОД в старшей группе по социально - коммуникативному развитию "Поход в магазин"

Дети, повторив виды транспорта, идут в поход в большой магазин - супермаркет, где посещают разные отделы. при этом дети играют в игры. Затем рисуют этикетки - фантики для конфет....

Занятие НОД по социально-коммуникативному развитию старшая группа «Об этикете» (старшая группа)

«Здравствуйте, ребята! К вам обращается за помощью воспитатель младшей группы. Помогите пожалуйста, детям моей группы запомнить правила поведения. Некоторые из них уже знают; здороваются при встрече, ...