Мониторинг развития. Старшая группа. ОО Социально - коммуникативное развитие.
методическая разработка (старшая группа)
Дидактические игры, упражнения, вопросы критерии оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_razvitiya_oo_s-k-r_starshaya_gruppa.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МониторингОО «Социально – коммуникативное развитие»Старшая группа
Описание мониторинга в старшей группе по социально-коммуникативному развитию.
В таблице представлены объекты мониторинга, методы, содержание диагностического задания.
Дидактические игры, упражнения, вопросы критерии оценки.
Мониторинг развития. Старшая группа. ОО Социально - коммуникативное развитие.
Показатели | ||||
№ | Критерии | Материал | Содержание диагностического задания. Дидактические игры, упражнения, вопросы | Критерии оценки |
I. | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. | |||
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. | - имеет уважительные, дружеские взаимоотношения с детьми, в игре, труде, занятиях; - Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям -использует в общении вежливые слова; знает по 2-3 пословицы, поговорки, потешки и т.д. -имеет представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома -Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально отзывается | Беседа по сказке «Лиса и журавль» Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо". Проблемная ситуация «В песочнице» В.В. Гербова Приложение 1.1. | 2 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. 1 балл – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину. 0 баллов – Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. | |
II. | Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание | |||
1. | Образ Я | - Имеет представление об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.); о росте и развитии (его прошлом, настоящем и будущем); - уважительно относится к сверстникам противоположного пола | Экспериментальная ситуация «Рассказ незнакомому другу» Беседа «Что ты любишь» Приложение 2.1.
| 2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений. 0 баллов – ребенок не может ответить на вопросы. |
2. | Семья | - имеет представления что такое семья, в чем ее значение для человека, ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. - имеет постоянные обязанности по дому. | Диагностическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Моя семья» Приложение 2.2 | 2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений. 0 баллов – ребенок не может ответить на вопросы. |
3. | Детский сад | - стремится поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. - имеет понятие о себе, как о члене коллектива, принимает посильное участие в жизни дошкольного учреждения. (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ). | Дидактическая беседа «Расскажи про детский час» Приложение 2.3. | 2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений. 0 баллов – ребенок не может ответить на вопросы. |
4. | Родная страна | -Имеет представление о малой Родине; о родной стране, государственных праздниках; - знает и называет людей 2-3 национальностей, живущих в России; -имеет представление о Москве – столице нашей Родины, знаком с флагом, гербом, мелодией гимна. - Знает о Российской армии, о воинах, которые охраняют безопасность и спокойствие нашей Родины; о дедах и прадедах защитивших нашу страну от врагов. | Беседа с детьми на тему «Моя Родина» Экспериментальная ситуация «Узнай праздник» Экспериментальная ситуация «Пословица недаром молвится» Индивидуальная беседа с ребенком Приложение 2.4 | 2 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений. 0 баллов– ребенок не может ответить на вопросы. |
Ш. | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | |||
1. | Культурно-гигиенические навыки. | -следит за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистит зубы, по мере необходимости моет руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком. - замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде. - умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращается с просьбой, благодарит. | Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности Приложение 3.1. | 2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента. |
2. | Самообслуживание. | Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Стремится быть аккуратным, опрятным. | Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности. Приложение 3.2 | 2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента. |
3. | Общественно-полезный труд. | -проявляет желание участвовать в совместной трудовой деятельности; - ответственно относится к порученному заданию, проявляет настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. - с помощью взрослого оценивает результаты своей работы; - понимает поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); - помогает взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п., наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). -добросовестно выполняет обязанности дежурных по столовой: сервирует стол, приводит его в порядок после еды. | По результатам НОД. Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности. Дидактическое упражнение «Сервируем стол». Наблюдение за трудовой деятельностью детей во время прогулки. Приложение 3.3 | 2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента. |
4. | Труд в природе. | - выполняет различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливает комнатные растения, рыхлит почву и т. д.). Оказывает взрослым посильную помощь в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. | Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности. Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» Проблемная ситуация Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Приложение 3.4 | 2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента. |
5. | Уважение к труду взрослых. | - Называет профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда. -имеет представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. - бережно относится к тому, что сделано руками человека. - относится к людям с благодарностью за их труд. | Дидактическая игра «Угадай профессию» Приложение 3.5 | 2 балла - ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. 1 балл - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки. 0 баллов - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет |
IV. | Формирование основ безопасности | |||
1. | Основы безопасности собственной жизнедеятельности | Знает основные правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоёме, катание на велосипеде, на санках, коньках и т.д.) - имеет навыки безопасного пользования бытовыми предметами (электроприборы, газовая плита, утюг и т.д.) - Имеет понятие, что в случае опасности нужно обращаться за помощью к взрослым. - знает и называет свою фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. | Дидактическая игра "Опасно - не опасно". Экспресс-беседа Даёт общее представление об ориентировке ребенка во всех видах опасностей Блок I. Опасности контактов с незнакомыми людьми. Блок II. Опасности па улице. Блок III. Опасности в природе. Блок IV. Опасности в быту. «Безопасный мир» Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде. Приложение 4.1 | 2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента. |
2. | Правила безопасности дорожного движения | - имеет представление о городской дороге, её составных частях и участниках дорожного движения (водитель, пешеход, пассажир). Знаком с особенностями осенней, зимней и весенней дороги - имеет представление о регулировании дорожного движения; знаком с назначением и видами светофора. Владеет навыками перехода регулируемого и нерегулируемого перехода. - имеет представление о классификации групп дорожных знаков: информационные, особых предписаний, предупреждающие, запрещающие. - владеет навыками поведения велосипедиста, маленького пассажира и пешехода. - имеет представление о безопасном маршруте (дом – детский сад, сад - дом), имеет представление о загородной дороге. | Правила поведения маленького пешехода на тротуаре Цель: выявить представление о Правилах поведения маленького пешехода. Правила поведения маленького пассажира Цель: выявить представления о Правилах поведения маленького пассажира и пешехода. «Городская дорога» Цель: выявить элементарные представления детей об элементах городской дороги (тротуар, проезжая часть). Приложение 4.2 | 2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента. |
3. | Экологическое сознание | - имеет элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их; кормить животных только с разрешения взрослого; не гладить чужих животных, не приносить домой без разрешения, не рвать, и есть любые растения. - умение экономить воду | Беседа Цель: изучить представления детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с животными и растениями Приложение 4.3 | 2 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 1 балл – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого, отсутствует 1-2 компонента. 0 баллов – у ребенка компоненты не выражены |
5.Развитие игровой деятельности | ||||
1 | Сюжетно-ролевая игра | - проявляет желание организовывать сюжетно-ролевые игры, самостоятельно выбирает темы для игры; развивает сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. - согласовывает тему игры; распределяет роли, подготавливать необходимые условия, договаривается о последовательности совместных действий, налаживает и регулирует контакты в совместной игре: договаривается, мирится, уступает, убеждает и т. д. -самостоятельно разрешает конфликты, возникающие в ходе игры. -усложняет игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. - аккуратно убирает игрушки в отведенное для них место. | Диагностическая ситуация «Листопад» Данная ситуация позволяет выявить представления детей о правилах и способах сотрудничества в подгруппе (4-6 детей). Диагностическая ситуация «Строим мост» В этой ситуации акцент делается на уточнении умений детей вести деловой диалог в процессе взаимодействия. Приложение 5.1. | 3 балла. В игре ярко выражены творческие проявления, ребёнок заинтересован совместной игрой со сверстниками. Он способен согласовывать свои интересы и интересы партнёров, умеет объединять замыслы, предварительно обозначать темы игры, два-три игровых события. Активность в играх проявляет по-разному. Много фантазирует, в коллективной игре становится носителем игрового замысла, игровые действия только частично выполняются, а частично проговариваются. Создаваемые ребёнком образы выразительны, для этого он использует разнообразные средства - мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую речь. 2 балла. Ребёнок с удовольствием приглашает сверстника в игру, но не всегда понятно ставит ему игровую задачу, проявляет растерянность, если сверстник отказывается с ним играть. Предпочитает построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. В игре часто отражает отношения между персонажами, которые подчинены функциональными действиями (профессиональными, сказочными и др.), а так же отрицательные эмоции игровых персонажей, которые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых. 0 балл. Ребёнок часто использует игрушку в качестве партнёра по игре, заменяющее игровое общение со сверстниками. Построение сюжета осуществляется на основе предметно-действенного замещения. Ребёнок отражает лишь внешний рисунок роли, что не позволяет ему согласовывать замыслы с партнёрами. |
2 | Подвижная игра | -самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры; участвует в играх с элементами соревнования, знает 2-3 народные игры. -соблюдает честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками. | Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время свободной и специально организованной деятельности. Картотека подвижных игр Приложение 5.2. | 3 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 2 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого. 0 баллов – у ребенка компоненты не выражены |
3 | Дидактическая игра | -организовывает дидактические игры, с подгруппой детей из 2–4 человек; выполняет правила игры. - умеет сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). - действует с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.). | Экспериментальная ситуация «Научи меня играть в игру» Картотека дидактических игр Приложение 5.3. | 3 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 2 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого. 0 баллов – у ребенка компоненты не выражены |
4 | Театрализованная игра | -проявляет интерес к театрализованной игре, попробует себя в разных ролях. - объединяется творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. -пробует выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. - импровизирует, умеет свободно чувствовать себя в роли. -выступает перед сверстниками, родителями и другими гостями. | Остановка «Театр» Задачи: 1. Выяснить представления детей о театре (устройстве здания театра, его видах и жанрах, о деятельности людей, работающих в нем и пр.) 2. Изучить интерес к театрализованным играм разных видов. 3. Исследовать умения театрализованной деятельности у детей (в том числе умение воссоздавать в воображении картины из литературных текстов, умение целостно воспринимать образ героя и использовать адекватные выразительные средства для воплощения художественного образа произведения Картотека театрализованных игр Приложение 5.4. | 4 балла - у ребенка присутствуют все компоненты и навыки, самостоятельно выполняет все действия. 3 балла – ребенок выполняет действия с подсказки или с незначительной помощью взрослого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в старшей группе по социально - коммуникативному развитию на тему «Приключение Дюймовочки»
Закрепить знания детей о строении растений, умение называть их части. Дать понятие о классификации растений (деревья, кустарники, травы.)Уточнить знания детей о разнообразии листьев и стеблей растений...
Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Старшая группа.
Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Старшая группа....
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы по социально-коммуникативному развитию
Тема «Моя дружная семья» Цель. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.Задачи:...
НОД в старшей группе по социально - коммуникативному развитию : «Вежливых слов не одно и не два, помни и знай эти чудо – слова!»
laquo;Вежливых слов не одно и не два, помни и знай эти чудо – слова!»...
Итоговый НОД в старшей группе по социально - коммуникативному развитию "Поход в магазин"
Дети, повторив виды транспорта, идут в поход в большой магазин - супермаркет, где посещают разные отделы. при этом дети играют в игры. Затем рисуют этикетки - фантики для конфет....
Занятие НОД по социально-коммуникативному развитию старшая группа «Об этикете» (старшая группа)
«Здравствуйте, ребята! К вам обращается за помощью воспитатель младшей группы. Помогите пожалуйста, детям моей группы запомнить правила поведения. Некоторые из них уже знают; здороваются при встрече, ...