Работа с семьей в рамках национально- патриотического воспитания дошкольников
статья

В статье рассказывается о технологиях формах и методах работы с семьями воспитанников в рамках работы с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с сеиьей18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога с родителями детей на основе семейных традиций и ценностей.

  Для ребенка дошкольного возраста актуальными являются ценности, связанные с родством, своей семьей, ценность семейной истории и семейных традиций. Поэтому основная задача педагогов в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую воспитательную деятельность семьи, полагаясь на семейные культурные ценности каждой конкретной семьи. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому что видит у себя в дому. Родители пример ему». Формирование нравственных качеств личности дошкольника, невозможно без взаимодействия с родителями воспитанников.

    Педагоги Замка Детства свою работу строят всегда в тесном контакте с семьями воспитанников, как с равноправным субъектом образования. Сотрудничество с семьей начинается еще с этапов планирования педагогического процесса, он строится с учетом мнения воспитанников и их семей. Для этого мы используем инструменты гибкого планирования такие как «Паутинка», «Модель 5 вопросов», в которых педагоги и родители воспитанников определяют, где нужно помочь детям, где они справятся сами, какие именно вопросы интересуют детей, предлагают свои вопросы по теме недели, виды детской деятельности. Сам выбор темы, при тематическом планировании идет от детей, а впечатления, которые потом перерастают в детские интересы не редко идут из семьи. Например, в новогодние каникулы многие дети одной из подготовительных групп вместе со своими семьями посетили театры, концерты, представления. В детском саду они активно делились своими впечатлениями. Так тема «Путешествие по стране «Закулисье» пришла из семейного праздничного пространства в детский сад, она стала наполнятся смыслами, идеями с Детских Советов и изменятся по ходу реализации Образовательного События. Через визуальные маркеры от детей (афиши, интеллект –карты, детскую газету, азбуку, социальные опросы) родители включались в его действие. Вместе с родителями дети осваивали сценические профессии, частично готовили атрибуты и костюмы, готовились к мастер- классам.

    Еще одной из современных технологий проектной деятельности является Детская мини-научная конференция. Где активно участвуют все субъекты образования: педагог, ребенок, семья. В семье ребенок готовится к выступлению, по интересующей и волнующей его научной теме. В детском саду создаются условия для трансляции ребенком приобретенных знаний на публику в сообществе сверстников в соответствующей торжественной обстановке. В итоге ребенок узнает много нового, передает свои знания сверстникам, учится добывать знания совместно со взрослыми, у него повышается самооценка и вырабатывается навык публичного выступления.

   Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и национальные традиции. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, языковой культуры, поговорок, заповедей. Именно в ней закладывается тот неповторимый национальный менталитет каждого народа.

    Детский сад Замок Детства расположен в непосредственной близи Москвы, многонационального поликультурного агломерата. Детский сад посещают дети более 15 национальностей.   Имея такой мощный межкультурный компонент педагогический коллектив нацелен на активизацию межкультурного диалога, продвижение национальных традиций и на познание смыслов, которые заложены в обычаях и традициях разных народов. Педагоги знают, что все начинается с семьи. Именно семья является тем культурным кодом, который ребенок распознает и соотносит себя с традициями семьи, истории семьи, принадлежности к той или иной национальности. Через этот культурный код к ребенку приходит осмысление такого понятия, как мы все «одинаковые - дети» и мы «все разные – дети». Что у ребенка на протяжении дошкольного возраста складывается в единство.  Это единство наполняется через семью и социум, в который погружается ребенок. Детский сад — это та самая территория, где ребенку легче всего понять это единство смыслов. Впервые о своей национальной принадлежности и ее культуре ребенок познает в семье.

   Воспитатели и другие сотрудники детского сада очень бережно относятся к тому культурному коду, который семья принесла в детский сад. Первое на что обращают внимание, на знакомство детей друг с другом, через проект «Давайте познакомимся», где учат детей «Давайте дружить, давайте понимать друг друга, давайте взаимодействовать друг с другом». В младших группах это может быть поделка, папка –передвижка, или другой арт –объект в котором родители рассказывают, презентуют своего ребенка, его особенности, интересы, в доступной для других детей форме. Также это может быть «Моя семейная коробка» - красиво оформленная коробка с семейными артефактами (любимой игрушкой, бусами бабушки, семейной фотографией, отпечатком ладошки ребенка) или другими предметами, помогающими ребенку адоптироваться в детском саду и чувствовать рядом с собой частичку своего дома и семьи.

   В старших группах дети совместно с родителями составляют семейные, древа, придумывают родовые гербы, в которых отражают семейные и национальные особенности, интересы, профессии родственников.

   Педагогический процесс в Замке детства заточен под чтобы ребенок был погружен в разнообразие национальных культур и не отрывался от семейного культурного кода. В группах висят флаги тех стран, представители каких народов являются воспитанники этой группы. Ежемесячно в детском саду проходит «День национальных культур». Дети приходят в своих национальных костюмах, рассказывают о культуре и быте своего народа о том, что они узнали о своем народе от родителей. Этнокультурный компонент проходит через все виды детской деятельности, дети танцуют, поют, играют в народные игры, инсценируют народные сказки, рисуют, создают панно и поделки передовая национальный колорит, того или иного народа. Недавно в старшей группе мальчик из армянской семья так интересно и эмоционально рассказал своим сверстникам о традициях армянского народа, о значимости изображения граната в орнаментах, а мама приготовила для его выступления красивые скатерти и полотенца, что девочки из этой группы вдохновились и создали, при небольшой помощи педагога, из ватмана и пряжи большой армянский ковер.

    Родители выступают и непосредственными участниками педагогического процесса. В детском саду уже сложилась традиция кулинарных мастер -классов от мам. Мамы показывают кулинарные шоу на масленицу, совместно с детьми оформляют яйца на пасху, учат готовить витаминные салатики в сезон овощей. Папы проводят мастер –классы по физической  подготовке. Также родители приобщают детей к народным истокам воспитанников детского сада, дают мастер -классы по народным играм, играм своего детства, учат расписывать посуду орнаментами народных промыслов.

    Непосредственными участниками родители являются и при организации и проведении утренников, фестивалей, ярмарок.  В детском саду активно используется технология «Новый формат праздников», с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Родители активно участвуют в создании сценария, изготовлении атрибутов, в исполнении ролей и целых номеров. Чем удивляют и восхищают своих детей.

   Замок Детства участвует во многих социальных акциях, роль педагогов в них как правило опосредована, а ведущая роль детей и родителей. Дети рисуют открытки и поздравления к праздникам, а родители размещают их поздравления в разрешенных местах в подъезде – акция «Поздравь соседей». Семьи участвуют в таких акциях «Подарок не для себя», «Окно Победы» и другие.

    Не оценима помощь родителей при организации различных выставок, мини- музеев, галерей, фото галерей. Дети рассказывают какое событие, по какой теме готовится в детском саду, родители, видя заинтересованность детей приносят   необходимые предметы, попутно объясняя ребенку, что это какую смысловую несет какую практическую ценность имеет для чего предназначен.

  Совсем недавно в детском саду был организован интерактивный мини музей народной игры и игрушки «Забавушка». Все экспонаты –национальные костюмы, народные игры и атрибуты к играм пришли из семей. Родители вызвались провести мастер – классы по народным играм. Музей имел большой успех.

    Разнообразие семей воспитанников- национальное, культурное, это не усложнение работы педагога, это ресурс познания многообразия мира воспитанниками детского сада. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, семейные ценности, традиции играют важную роль в формировании личности ребенка.        

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

«Работа с семьей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

laquo;Работа с семьей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»...

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.

        В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Презентация "Национально-патриотическое воспитание дошкольников"

Презентация по национально-патриотической работе в ДОУ...

Из опыта работы "Новые формы работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания"

Материал имеет следующую направленность: работа с родителями воспитанников в родительской группе "Родничок" по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Содержит перспективное планиро...