Картотека игр по речевому развитию
картотека (старшая группа)

Труфанова Татьяна Васильевна

 Картотека дидактических игр  по развитию речи — это материал для развития навыка общения, расширения словаря по разным темам, совершенствования фонематической культуры и грамматического речевого строя, подготовки к письму. Представленные игры  могут использоваться в качестве формы обучения и самостоятельного игрового процесса, а также как средство личностного развития, активизации речи  при необходимости вести рассказ, решать умственные задачи, аргументировать мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по областям

Составила:

Труфанова Татьяна Васильевна

2023 г.

Картотека игр по речевому развитию

Содержание

  1.  «Любимая кукла»
  2. «Путешествие в страну загадок»
  3. «Игрушки»
  4. «Что случилось на полянке»
  5. «Посмотри и расскажи»
  6. «Рассказы для Степашки»
  7. «Кто похвалит меня лучше всех»
  8. «Отгадай, что загадали»
  9. «Автомобиль для Незнайки»
  10.  «Волшебные слова»

Игра «Любимая кукла»

Цель: развитие умения описывать предмет по схеме.

Задачи: Знакомить детей с элементами схемы описательного рассказа; помочь освоить чтение схемы. Развивать умение устанавливать связи последовательности, отражая их в логике описательного рассказа. Развивать самостоятельность ребенка речевой деятельности.

Материалы: Шесть кукол разного размера, с разным цветом волос, глаз, по-разному одетых, с разным выражением лиц.

Игровой персонаж – собака Филя. Карточки-схемы описательного рассказа о кукле (размер, цвет глаз, цвет волос; описание платья по цвету, фасону украшениям; цвет туфелек, цвет колготок; выражение лица (веселое или грустное); как можно с куклой  играть).

Игра «Путешествие в Страну загадок»

Цель: развитие умения составлять описательную загадку о предмете и объекте.

Задачи: Развивать умение составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счет называния предметов и обозначения их признаков. Развивать творчество, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности.

Материалы: По числу детей в подгруппе: игрушки –разные виды транспорта; набор фруктов, ранее рассматриваемых детьми(яблоко, банан, апельсин, киви, гранат, груша , и т.д.);игровой персонаж-заяц Степашка.

Игра «Игрушки»

Цель: вызвать у детей интерес к рассматриванию игрушек, к сюжетному действию с ними.

Задачи: Стимулировать творчество детей, речевую активность. Пополнить словарь детей         новыми словами, обозначающими события, действия, качества.

Материалы:

Иллюстрированная книга Н. Забило  «Ясочкин садик»; игрушки-мишка, зайка, бычок, грузовая  машина.

Игра «Что случилось на полянке»

Цель: освоение детьми структуры повествовательного рассказа.

Задачи: Развивать внимание, творческое воображение детей. Помочь детям составить повествовательный рассказ о заданных героях, придумывая кульминацию и развязку рассказа. Активизировать словарь детей за счет использования названий животных, птиц и их детенышей.

Материалы: Игрушки- утка с утятами, лиса, медведь, корзина, автомобиль; фигурки плоскостного настольного театра: лиственные деревья, елки; листочек зеленой бумаги-полянка; листок голубой бумаги-озеро.

Игра «Посмотри и расскажи»

Цель: продолжать развивать умение составлять повествовательный рассказ, воспроизводя события, произошедшие с известными персонажами.

Задачи: Совершенствовать процесс кодирования информации из образов в речь-развивать образное мышление детей.

Развивать умение составлять повествовательный рассказ по схеме

Матери ал: Схемы рассказов

Игра «Рассказы для Степашки»

Цель: освоение детьми умения воспроизводить повествовательный рассказ по схеме.

Задачи: Развивать умение составлять описательный рассказ по схеме, активизировать словарь детей.

Материал: Схемы рассказов, игрушка-заяц Степашка.

Игра «Кто похвалит меня лучше всех»

Цель: активизировать и обогащать словарь детей за счет слов, характеризующих особенности внешности, характера и поведения ребенка.

Задачи: сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова, воспитывать культуру общения.

Материалы: Бумажное дерево, набор добрых слов.

Игра «Отгадай, что загадали»

Цель: активизировать словарь детей за счет обозначения свойств и качеств предмета.

Задачи: Обогатить словарь детей с помощью уточнения значения слов, освоения средств языковой выразительности.

Материал: Картинки-описания загадок

   

Игра «Автомобиль для Незнайки»

Цель: знакомить детей со свойствами и качествами металла.

Задачи: Совершенствовать представления детей о свойствах и качествах металла:твердый,прочный,гладкий,непрозрачный,блестящий,тяжелый,быстро нагревается (обладает теплопроводностью),не горит; закрепить представления о свойствах и качествах дерева: прочное, твердое, легкое, гладкое, непрозрачное, горит.

Развивать умение сравнивать дерево и металл, выделяя различия и сходство.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Материалы: Для воспитателя-два металлических бруска, деревянный брусок, таз с водой, спиртовка, гвозди, молоток; для детей-металлические и деревянные бруски по числу детей, модели-карточки, обозначающие качества и свойства металла и дерева.

Игра «Волшебные слова»

Цель: Познакомить детей с многозначными словами.

Задачи: Развивать у детей умение сравнивать предметы, выделяя признаки различия и сходства. Упражнять детей в выполнении обследовательских действий для определения признаков предмета. Обогащать словарь детей, развивать умение сознательно использовать в речи многозначные слова. Развивать диалогическую речь: умение доброжелательно возражать собеседнику, убеждать его.

Материалы: Игровой персонаж-поросенок Хрюша; картинки с изображениями разных иголок; коробочки с сосновыми иголками по числу детей.

Картотека игр по математическому развитию

Содержание

  1. «Правильный счет»
  2. «Кто где»
  3. «Много-мало»
  4. «Отгадай число»
  5. «Счетная  мозаика»
  6. «Точка-путешественница»
  7. «Читаем и считаем»
  8. «Когда это бывает»
  9. «Подбери по форме»
  10. «Сбор фруктов»

 

  «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Материал: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

«Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Материал: игрушки.

Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

 «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол  один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

 «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его.  Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

 «Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Материал: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

 «Точка – путешественница»

Цель: познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Материал: тетрадь в клетку, ручка.

Описание: воспитатель садится за стол , кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради т.д.

«Читаем  и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «мног», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение  сравнивать предметы по величине.

Материал: счетные  палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

«Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Материал: картинки по временам года.

Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

«Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм,  карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .

Описание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

«Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Материал:  яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.

Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

Картотека игр по познавательному развитию

Содержание

  1. «Найди ошибку»

  1. «Доскажи слово»

  1. «Так бывает или нет»

  1. «Какое время года?»

  1. «Где что можно делать?»

  1. «Какая, какой, какое?»

  1. «Закончи предложение»

  1. «Узнай, чей лист»

  1.  «Игра в загадки»

  1.  «Знаешь ли ты ...»

  1.  «Когда это бывает?»

  1.  «А что потом?»

  1.  «Когда ты это делаешь?»

  1.  «Выдели слово»

  1.  «Дерево, кустарник, цветок»

  1.    «Где что растет?»

  1.  «Кто кем (чем) будет?»

  1.  «Лето или осень»

  1.  «Будь внимательным»

  1.  «Брать — не брать»

«Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

                                            Ра-ра-ра — начинается иг ….

                                            Ры-ры-ры — у мальчика ша...

                                            Ро-ро-ро — у нас новое вед...

                                            Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

                                            Ре-ре-ре — стоит дом на го...

                                            Ри-ри-ри — на ветках снеги...

                                            Ар-ар-ар — кипит наш само....

                                            Ры-ры-ры — детей много у го...

«Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

  • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

«Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;  развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Игра «Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

        Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

        Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Игра «Какая, какой, какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель  называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.    \

 Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

 Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

  Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

 Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

 Игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения,  развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

        Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

        Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

        Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

Игра «Узнай, чей лист»

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе),  развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников.

Игра «Игра в загадки»

        Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

        Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Знаешь ли ты ...»

        Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей,  развивать память, внимание.

        Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Игра «Когда это бывает?»

        Цель: закрепить знание детей о частях суток,  развивать речь, память.

        Ход игры:  Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Игра «А что потом?»

        Цель: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

        Ход игры:  Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?»  Передает камешек другому ребенку.

        Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Игра «Когда ты это делаешь?»

        Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

        Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

Игра «Выдели слово»

        Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

        Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Игра «Дерево, кустарник, цветок»

        Цель: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

        Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок ...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Игра  «Где что растет?»

        Цель: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

        Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат.

        Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

          Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис. Алыча, тополь, сосна. В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

Игра «Кто кем (чем) будет?»

        Цель: развивать речевую активность, мышление.

        Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

    Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

Игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры:

Воспитатель и дети стоят в кругу.

     Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

       Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д.

Игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

Игра «Брать — не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

        Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

Данная картотека игр поможет воспитателям проводить игровые занятия в интересной для детей форме....

КАРТОТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр(речевое развитие). Первая младшая группа.

Картотека дидактических игр, направленных на речевое развитие. Для детей 2-3  лет....

Картотека игр по речевому развитию в средней группе

Данные игры способствуют развитию связной речи,активизации словаря,формируют у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова,развивают внимание, сообразительность....

Картотека игр по речевому развитию в старшей группе для детей с нарушениями речи

Представлена подборка игр по всем разделам речевого развития детей дошкольного возраста...