ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА»
рабочая программа

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_tvorchestva.docx82.11 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

        

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цели и задачи        3

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы        4

1.4 Планируемые результаты        4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        7

2.1 Основные разделы программы        7

Рисование        7

Аппликация        7

Конструирование        7

Лепка        7

Декоративно-прикладное искусство        7

2.2 Содержание основных разделов программы        7

Рисование        7

Аппликация        8

Конструирование        10

Лепка        11

Декоративно-прикладное искусство        11

2.3 Тематическое планирование        12

Вторая младшая группа        12

Средняя группа        17

Старшая группа        23

Подготовительная группа        29

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        35

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы        35

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды        35

3.3 Работа с педагогами и родителями        35

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

Парциальная программа «Цвет творчества» составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов художественной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по художественно-эстетическому развитию для детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Большое внимание уделено экспериментированию с различными изобразительными материалами. Программа «Цвет творчества» разработана на основе:

1. Авторской парциальной программы Н. В. Дубровской «Цвет творчества»;

2. ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка»;

3. Календарным графиком МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка»;

4. Учебного плана МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка».

Реализация программы «Цвет творчества» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, творческих мастерских, НОД (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми старшей группы 36 занятий (1 раз неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30 мин.).

 

1.2 Цели и задачи

Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

1.4 Планируемые результаты

 

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная) младшей группы относятся следующие показатели:

  •  уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты, самостоятельно искать способы изображения в соответствии с создаваемым образом; выбирать способы и направления штриховки для рисунка; работать щетинной кистью,сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки);
  •  составлять новые цветовые тона на палитре, сочетать один цвет с другим;
  •  уметь лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка;
  •  использовать некоторые приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание;
  •  конструировать простыми формами; использовать доступные способы и приемы вырезания и обрывной аппликации; составляет изображения разных предметов из полос и вырезанных форм; правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали; выбирать из декоративно-прикладных материалов дымковские игрушки, матрешки.

К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная) средней группы относятся следующие показатели:

  • конструировать из строительного материала (сооружать постройку, используя кубы, пластины, кирпичики, бруски), используя схемы для построек; анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение;
  • развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного;
  • формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение;
  • передавать образ ритмом, формой, цветом;
  • гармонично располагать предметы на плоскости листа;
  • развивать воображение, творческие способности; видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем);
  • знакомить с разнообразием изобразительных материалов; развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка; воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства;
  • замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства;
  • выделять средства выразительности в произведениях искусства;
  • дать элементарные представления об архитектуре; делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками; формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по видам деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, декоративно-прикладная) старшей группы относятся следующие показатели:

  • развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес;
  • развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства; выделять средства выразительности в произведениях искусства; воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т. д.;
  • развивать представления детей об архитектуре;
  • формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма;
  • знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи;
  • содействовать эмоциональному общению; развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности; развивать эстетические чувства;
  • создавать художественный образ; отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.

К ЦО (целевым ориентирам) в художественно-эстетическом развитии дошкольника подготовительной группы относятся следующие показатели.

1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

2. Способность выбирать свое творческое решение.

3. Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим.

4. Понимание чувства цвета.

5. Творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.

7. Проявление творческих способностей.

8. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).

9. Способность к волевым усилиям.

10. Проявление любознательности.

11. Склонность к наблюдению, экспериментированию.

12. Способность к принятию собственных решений.

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности к изобразительной деятельности.

Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений еще затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение темпа развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.

Продолжает развиваться речь, ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Основные разделы программы

 Рисование

В понятие «рисование» включены занятия по графике и живописи. Специфика материалов позволяет распределить темы с использованием графических и живописных инструментов. В первом случае это будут карандаши, фломастеры, ручки, маркеры, мелки и т. д., во втором — кисти, краски (гуашь, акварель).

 Аппликация

В понятие «аппликация» включены занятия с использованием бумаги и ножниц. Знакомясь с техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки силуэтного и контурного вырезания для создания плоскостных изображений. Следует отметить, что в этот вид деятельности включены занятия в технике мозаики, витража, которые имеют свою специфику выполнения. Но, учитывая, что их создание также основано на использовании бумаги, они проходят под видом «аппликация».

Конструирование

В понятие «конструирование» включены занятия с использованием неоформленных и полуоформленных материалов. Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бумы и т. д. Природные — опавшие листья, веточки, цветы, шишки и т. д.

 Лепка

В понятие «лепка» включены занятия с использованием пластилина, глины, соленого теста. Возможные манипуляции с материалом позволяют получать объемные или плоскостные изображения.

 Декоративно-прикладное искусство

В понятие «декоративно-прикладное искусство» включены занятия на основе народных промыслов (хохлома, дымка, гжель и т. д.). Эти занятия построены на использовании традиций народных умельцев по росписи и декору.

 

2.2 Содержание основных разделов программы

Рисование

Рисунок — разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. В отличие от живописи, рисунок исполняется преимущественно твердым красящим веществом (карандаш, сангина), как правило посредством штриха и линии.

Язык графического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языком живописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линия, контраст черного и белого, а цвет имеет вспомогательное значение. Графика по сравнению с живописью допускает гораздо больше условностей. Художник-график для своих работ использует такие материалы, как карандаш, восковые мелки, тушь, уголь, сангина, соус, фломастеры, маркеры, ручки. Изображая что-либо, художник-график может ограничиться всего несколькими точными линиями, а может и тщательно проработать рисунок штриховкой или тушевкой, показав объемность предметов, материал.

Живопись — один из главных видов изобразительного искусства. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, восковую, гуашевую, пастельную. Названия эти образованы от связующего вещества или от применяемых материально-технических средств, с помощью которых можно наиболее полно выразить идейно-творческий замысел художника. В дошкольном учреждении наиболее распространена живопись акварелью и гуашью.

Акварель. Живописный прием акварелью — «по сырому». Перед началом работы бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного подсохнет, начинают писать акварельными красками. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы.

Гуашь. Живописный прием гуашью — лессировка. Особенность гуашевых красок — перекрывание одного красочного слоя другим. Особенность приема заключается в последовательном нанесении красочного слоя, после того как предыдущий уже подсох. Для получения новых оттенков целесообразно использовать белила.

Монотипия (моно... и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которой приписывается итальянскому художнику и граверу Джованни Кастильоне (1607—1665).

Монотип — одна из простейших техник графики.

Моно — от греческого «монос» — один.

Тип — от греческого «тупос» — отпечаток.

Отпечаток по этой технике получается только один раз. Неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру и отличается легкостью и мягкостью расплывчатых очертаний, сообщает ему особую прелесть.

Изображения в этой технике с любым набором и сочетанием красок индивидуальны и зависят от настроения исполнителя. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Аппликация

Аппликация (лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятым за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, природных материалов. Аппликационные изображения, выполненные из цветов, получили название флористика. Для творческих композиций вы можете использовать природные материалы — засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, травы. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с ним. Создание композиции заключено в специфике природного материала, который определяет основной рисунок. Под таким рисунком в аппликации подразумеваются плоскостная обобщенность формы и общая цветовая гамма.

Аппликация может быть представлена по трем видам:

  • декоративная, объединяющая различные элементы украшения;
  • предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, животное, гриб, домик);
  • сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка в цветах, корзина с цветами).

Эти три вида могут дополнять друга в различных сочетаниях.

Декоративная аппликация — наиболее простой и доступный вид деятельности, даже для двухлетнего малыша. Поверхность каждого материала особенна и неповторима: мягкие листья, шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения, узоры, ребенок учится объединять различные материалы, декоративно преобразовывать заданные формы по законам ритма и симметрии. В декоративной аппликации наиболее характерна ленточная или центрально-лучевая композиция. В ленточном расположении отдельные элементы повторяются по горизонтали или вертикали. В центрально-лучевом расположении узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это могут быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник). Декоративная аппликация, которая основана на создании новых, оригинальных комбинаций узора, подготавливает детей к более сложному этапу работы.

Для предметной аппликации лучше всего отбирать материал, который задан большой формой. Наиболее удачно использовать листья разных растений. Можно использовать различные приемы их расположения и сочетания. Последовательность расположения на фоне будет следующая: сначала выбирается большой лист и закрепляется на фоне, а затем располагаются меньшие листья, которые передают характерные особенности аппликации. Например, форма листа дуба может напоминать фигуру причудливого человечка. Достаточно добавить маленький лист вяза — и у человечка появилась голова. Если расположить большой лист вяза горизонтально, то может получиться туловище рыбы, плавники которой — маленькие листочки тополя.

Сюжетная аппликация ставит еще более сложные задачи. Вам потребуется соблюдать некоторые правила. Во-первых, подобрать природные материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету, фактуре. Возможны такие сочетания — листья и травы, ракушки и камушки, легкие крупные семена и чешуйки шишек. Во-вторых, необходимо выделить основные действующие лица сюжета. Главные персонажи выделяются размером, цветом, композиционным размещением среди других элементов. Например, в сюжете «Ежик в лесу» расположение деталей начинается с фигуры ежика. Его образ можно составить из листа вяза и семян ясеня. В-третьих, важно расположение деталей на фоне. Композиция может быть построена с учетом перспективы. В этом случае детали располагаются не в ряд. Все, что ближе, будет выглядеть больше, а то, что дальше, — меньше. Так, в той же композиции «Ежик в лесу» главное внимание обращено на ежика, который занимает центральное место. Изображения елок будут второстепенными, поэтому их можно расположить в верхней части фона и показать проще. И наконец, в-четвертых, это подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном. Цвет помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформлении стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника работы по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, ткани, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует большого времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным.

Мозаика — способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т. д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание

и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познаниямира.

Витраж — термин витраж происходит от французского слова vitre (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую компо-зицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами.

Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т. д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Метод коллажа сыграл решающую роль в развитии искусства ХХ века.

Конструирование

Бумажная пластика — пластика (лат. plastica — лепка) — в искусстве способ формообразования. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Конструирование (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Бумажная пластика включает в себя разнообразные приемы работы с бумагой. По своему характеру бумажная пластика имеет сходство с игрой и изобразительной деятельностью — в ней также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения). Бумажная пластика — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного объекта, соответствующего его функциональному назначению.

На занятиях бумажной пластикой осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические, но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом и который ограничен использованием только складок «горкой» и «долиной». Данное ограничение означает невозможность многих сложных приемов.

Развертка — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертеж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развертке сложнее складывания по традиционной схеме, однако данный метод дает не просто информацию о том, как сложить модель, но и о том, как она была придумана.

Лепка

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов (стеков и т. п.). Один из базовых приемов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда до произведений, близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.

Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.  Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.

Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн как дисциплина стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Дизайн (англ. design — инженер-конструктор) — замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект и чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция.

2.3 Тематическое планирование

Вторая младшая группа

№ занятия

Вид деятельности

Тема

Творческий  замысел

Цвета

СЕНТЯБРЬ

1

Рисунок — аппликация — живопись

«Цветы для солнышка»

Представить фактуру, форму цветов пластикой изобразительных материалов

Желтый, красный, оранжевый

Задачи: передать объем, красочность, фактуру цветов разными изобразительными материалами; закреплять навыки работы с бумагой, красками

2

Рисунок — живопись — лепка

«Листочки»

Представить линией, цветом характерные особенности формы листьев

Красный, желтый, зеленый

Задачи: передать способы изображения листьев на основе контура и оттиска

3

Рисунок — бумажная пластика —

живопись

«Тучка»

Представить выразительный образ тучки цветом, объемом

Синий, белый

Задачи: передать формой объемное и плоское изображения тучки; развивать чувства цвета и формы

4

Рисунок — аппликация — лепка

«Птичка»

Представить форму, окраску птиц, увиденных с натуры, разным изобразительным материалом

Желтый, оранжевый, красный, черный, белый

Задачи: передать форму птицы на основе круга, треугольника; акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать линией форму птиц

ОКТЯБРЬ

1

Рисунок — живопись — лепка

«Корзиночка»

Представить единство формы, цвета и декора в образе корзиночки

Коричневый, зеленый, черный, оранжевый

 Задачи: передать линиями фактуру прутьев, лозы для корзиночки; развивать наблюдательность, воображение

2

Рисунок — аппликация — живопись

«Мышки»

Представить линией, цветом характерные особенности образа мышки

Белый, черный

Задачи: передать в живописи, аппликации пластичную форму мышки; развивать умение наблюдать форму, строение, движение

3

Рисунок — коллаж — живопись

«Клоун»

Представить линией, цветом, формой характерные особенности портрета клоуна

Оранжевый, красный, желтый, зеленый, фиолетовый

 Задачи: передать особенности строения лица (глаза, нос, рот) простой формой (круг)

4

Рисунок — декупаж — мозаика

«Колпачок для клоуна»

Представить разные варианты объемного, плоского изображения колпачка для клоуна на основе треугольника

Оранжевый, красный, желтый

 Задачи: передать геометрические узоры силуэтом, линией (круг, квадрат, прямоугольник); совершенствовать навыки в работе с бумагой, краской

НОЯБРЬ

1

Рисунок — живопись — бумажная

пластика

«Гуси-лебеди»

Представить формы птиц в движении

Белый, синий, желтый

Задачи: передать обобщенную форму птиц в движении на основе отпечатка ладошки и техникой «мятая бумага»

2

Рисунок — аппликация — живопись

«Мишка»

Представить характерные особенности мишки цветом, фактурой изобразительного материала

Коричневый, белый, черный, желтый

Задачи: передать силуэтное изображение мишки, выполнять стилизованное изображение мордочки мишки красками, нитками

3

Рисунок — аппликация — живопись

«Котенок»

Представить разные варианты изображения котенка на основе круга

Белый, оранжевый, черный

Задачи: передать в цвете, бумаге выразительный образ котенка (строение, пластика, характер)

4

Рисунок — аппликация — дизайн

«Лисичка»

Представить сказочность образа лисички линией и фактурой природных материалов

Красный, желтый, зеленый, черный

 Задачи: передать различие в величине и размере деталей туловища и головы лисички

ДЕКАБРЬ

1

Рисунок — живопись — аппликация

«Елочки»

Представить характерные особенности цвета, декора, формы елки

Зеленый, синий, серебряный, белый

Задачи: передать фактуру кроны, веток елки линиями, цветовыми пятнами

2

Рисунок — живопись — аппликация

«Зайчик»

Представить линией, формой выразительность образа зайчика

Белый, синий

Задачи: передать общий контур зайчика; акцентировать внимание на натуре; развивать наблюдательность

3

Рисунок — живопись — аппликация

«Свечи»

Представить линией, цветом эффект пламени свечи

Красный, желтый, белый, серебряный, золотой

 Задачи: передать разными изобразительными материалами характерные особенности огня свечи

4

Рисунок — декупаж — аппликация

«Колокольчики»

  Представить линий, цветом стилизованное изображение новогоднего колокольчика

Белый, синий, серебряный

Задачи: передать силуэтное изображение колокольчика линией, цветом

ЯНВАРЬ

1

Рисунок — витраж — живопись

«Узоры на окне»

Представить линией, цветом элементы растительного узора

Белый, синий, серебряный, голубой

Задачи: передать «морозность» узора на окне фактурой изобразительного материала (краски, бумага); отрабатывать приемы в работе с красками — «по сырому», контурный рисунок; в работе с гофрированной бумагой — скручивание

2

Рисунок — витраж — живопись

«Снежинки»

Представить линией, цветом хрупкость и легкость снежинок

Белый, синий

Задачи: передать изображение снежинок на основе линий, полосок

3

Рисунок — аппликация — конструирование

«Снеговик»

Представить объем и выразительность образа снеговика

Белый, синий, серебряный

 Задачи: передать объем и фактуру снеговика изобразительным материалом; акцентировать внимание на натуре

        ФЕВРАЛЬ

1

Рисунок — лепка — живопись

«Портрет папы»

  Представить линией, цветом выразительные особенности формы и характера портрета папы

Белый, синий, черный, коричневый, красный

Задачи: передать линией, цветом черты лица мужчины (папы)

2

Рисунок — аппликация — живопись

«Кораблики»

 Представить выразительные возможности линии и цвета в изображении разных корабликов

Белый, синий, красный

Задачи: передать особенности изображения корабликов сочетаниями разных фигур (квадрат, прямоугольник, круг)

3

Рисунок — живопись — дизайн

«Листочки под снегом»

Представить цветом и линией контура выразительность растительных узоров

Белый, зеленый

 Задачи: передать специфику рисунка листьев деревьев (береза, осина, тополь) на основе круга; акцентировать внимание на натуре

4

Рисунок — живопись — конструирование

«Дым из трубы» Представить легкость, воздушность дыма в морозный день

Белый, коричневый, синий

 Задачи: передать фактурой и техникой изобразительного материала форму дыма (скрученная бумага, завитушки, дуги)

                     МАРТ

1

Рисунок — живопись — аппликация

«Весеннее платье»

  Представить декоративность весеннего платья растительным узором

Желтый, зеленый, синий, фиолетовый, красный, оранжевый

Задачи: передать ажурность украшения для платья; развивать воображение

2

Рисунок — бумажная пластика —декупаж

«Солнечные цветочки»

 Представить красочное оформление для солнечных цветов

Белый, желтый, синий, розовый, зеленый

Задачи: передать цветом, оттиском ладошки форму цветов

3

Рисунок — аппликация — живопись

«Бантики»

Представить декоративность бантика фактурой материала и цвета

Белый, розовый, желтый, зеленый

 Задачи: передать разные варианты оформления бантиков («примакивание», «мазок», «рваная бумага», «мятая бумага»)

4

Рисунок — живопись — аппликация

«Неваляшки»

Представить линией контура характерные особенности внешнего вида неваляшки

Белый, оранжевый, красный, зеленый, желтый, синий

Задачи: передать форму и декоративность неваляшки; развивать воображение

                    АПРЕЛЬ

1

Рисунок — аппликация — живопись

«Курочка»

Представить линией, фактурой материала образ курочки

Белый, красный, желтый, зеленый

Задачи: передать характерные особенности образа курочки оттиском ладошки

2

Рисунок — аппликация — живопись

«Цыплятки»

 Представить выразительность образа цыпленка линией, формой

Белый, красный, желтый, зеленый

Задачи: передать характерные особенности образа цыпленка изобразительными техниками

3

Рисунок — коллаж — живопись

«Пушистые веточки»

 Представить выразительность веток вербы линией, формой

Белый, кремовый, розовый, коричневый, зеленый

Задачи: передать эффект «пушистости» почек вербы техникой изобразительного материала

4

Рисунок — аппликация — живопись

«Сладкие кексики»

 Представить фактуру, цвет кекса изобразительными материалами

Белый, коричневый, желтый

Задачи: передать форму кексов разными изобразительными приемами (оттиск пальчиками, ладошкой)

        МАЙ

1

Рисунок — аппликация — живопись

«Поросята на траве»

 Представить формой, цветом обобщенный образ поросенка

Белый, черный, желтый, зеленый

Задачи: передать внешний вид поросенка на основе изобразительных техник (отпечаток пальчиками, «рваная бумага»)

2

Рисунок — живопись — аппликация

«Весеннее небо»

  Представить цвет весеннего неба (утром, днем, вечером)

Белый, синий, желтый

Задачи: передать эффект солнечности весеннего неба разными изобразительными приемами

3

Рисунок — аппликация — лепка

«Смешные букашки»

Представить стилизованный образ маленьких букашек

Черный, красный, желтый, зеленый, белый

  Задачи: передать изображение букашек разными изобразительными приемами

4

Рисунок — аппликация — дизайн

«Мячик»

 Представить разные украшения мячика

Зеленый, желтый, синий, красный

Задачи: передать форму, цвет, декор мячика; выделять в украшении элементы декора

Средняя группа

№ занятия

Вид деятельности

Тема

Творческий  замысел

Цвета

СЕНТЯБРЬ

1

Рисунок — живопись — бумажная пластика

«Солнышко»

  Представить выразительность образа солнышка цветом

Красный, желтый, оранжевый

Задачи: передать форму солнца, сочетая разные приемы («от пятна», мазок, «рваная бумага», «мятая бумага»); развивать воображение

2

Рисунок — живопись — аппликация

«Солнечный дворец»

  Представить цветом и формой символический образ Солнечного дворца

Золотой, желтый

Задачи: передать общую конструкцию дворца; соединять отдельные детали для получения целого изображения

3

Рисунок — живопись — коллаж

«Красивые цветы»

  Представить форму, строение и цвет растений с натуры

Синий, красный, желтый, зеленый

Задачи: передать разные способы изображения цветов (линия, пятно); акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, строение цветов

4

Рисунок — мозаика — аппликация

«В лесу»

 Представить стилизованные формы для кроны деревьев

Зеленый, желтый

Задачи: передать форму кроны деревьев, сочетая разные фигуры (круг, овал); развивать воображение, фантазию

ОКТЯБРЬ

1

Рисунок — аппликация — бумажная пластика

«Петушок»

Представить пластичность образа петушка линией и цветом

Белый

Задачи: передать стилизованное изображение петушка; развивать наблюдательность, воображение

2

Рисунок — лепка — живопись

«Ветка рябины»

 Представить строение ветки рябины с натуры

Оранжевый, красный, желтый

Задачи: передать форму листьев, ягод на основе овала и круга; акцентировать внимание на натуре, стараясь максимально передать изобразительными материалами цвет, размер, форму листьев и ягод

3

Рисунок — бумажная пластика — мозаика

«Березки»

Представить единство формы, цвета и декора в образе березки

Белый, черный

Задачи: передать характерные особенности ствола, коры дерева приемами («сухая кисть», «рваная бумага»)

4

Рисунок — аппликация — живопись

«Лошадка»

 Представить силуэтом стилизованное изображение лошадки

Белый, черный

Задачи: передать стилизованный образ лошадки; закреплять понятия «силуэт», «контур»

НОЯБРЬ

1

Рисунок — аппликация — живопись

«Птички»

Представить линией, силуэтом характерную особенность образа птиц

Белый, черный

Задачи: передать упрощеннее пропорции птиц; развивать наблюдательность

2

Рисунок — аппликация — лепка

«Теремок»

Представить линией, цветом характерные особенности образа деревянного дома (избы)

Коричневый, желтый, белый

Задачи: передать различие форм (линией, цветом, объемом) по величине и положению — вертикальному и горизонтальному

3

Рисунок — аппликация — бумажная пластика

«Большая машина»

Представить разные изображения грузовика на основе общего силуэта

Белый, красный, черный

Задачи: передать в конструировании из бумаги способы получения круга, прямоугольника и квадрата; дать основные понятия, определения в области транспорта (грузовая машина)

4

Рисунок — мозаика —коллаж

«Ежик»

 Представить линией контура защищенность ежика острыми колючками

Серый, белый, зеленый

Задачи: передать обобщенный силуэт ежика с последующей детализацией; развивать воображение

ДЕКАБРЬ

1

Рисунок — мозаика — живопись

«Нарядная елка»

Представить характерные особенности строения елки

Зеленый, светло-зеленый

 Задачи: передать цвет, пропорции, форму елки разными изобразительными приемами (линией, мазком, штрихом); развивать эстетическое восприятие, чувство ритма

2

Рисунок — бумажная пластика — аппликация

«Шапка Деда Мороза»

Представить характерные особенности цвета и формы головного убора Деда Мороза в разных изобразительных техниках

Красный, белый

Задачи: передать линией, цветом форму и декор головного убора, закреплять навыки в работе с красками, бумагой, пастелью (рисунок плоскостью кисти)

3

Рисунок — живопись — витраж

«Шарики»

  Представить разные варианты украшения новогодних шариков

Золотой, серебряный, красный, желтый, синий, зеленый

Задачи: передать движение линии по окружности; умение вырезать из бумаги круг по контуру; подбирать и сочетать цвета для декоративного украшения

4

Рисунок — бумажная пластика — коллаж

«В новогоднем городе»

Представить сюжетную композицию на основе силуэтов домов

Черный, белый, серый, фиолетовый, синий

Задачи: передать силуэты зданий разной формы, как одночастные, так и состоящие из нескольких частей; совершенствовать навыки работы в технике коллажа, бумажной пластике, познакомить со способом силуэтного вырезания (складывание бумаги пополам)

ЯНВАРЬ

1

Рисунок — живопись — коллаж

«Снеговики»

  Представить особенности соединения фигур (кругов) в изображении снеговика

Белый, синий

Задачи: передать в рисунке, живописи, аппликации различие форм по величине; самостоятельно смешивать краски и получать новые цвета

2

Рисунок — живопись — мозаика

«Льдинки»

  Представить цветом и формой изображения льдинок

Белый, синий, фиолетовый, голубой, желтый

Задачи: передать в расположении льдинок характерные детали формы и цвета: проводить прямые линии в разных направлениях

3

Рисунок — лепка — бумажная пластика

«Зимние домики»

  Представить геометрическую основу здания (треугольник, квадрат, прямоугольник)

Белый, синий, фиолетовый, серебряный

Задачи: передать форму строения, закреплять навыки владения графическим материалом, техникой «бумажная пластика», пластилином

ФЕВРАЛЬ

1

Рисунок — бумажная пластика — живопись

«Маленький автобус»

Представить разные вариации изображения автобуса на основе общего силуэта

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, белый

Задачи: передать в материале характерные особенности изображения автобуса, используя разные графические приемы: обводка силуэта, сплошная линия контура, на основе прямоугольника

2

Рисунок — бумажная пластика — коллаж

«Березки»

  Представить разные варианты изображений стволов берез на основе линий и точек

Белый, синий, черный, серебряный

Задачи: передать в материале образы деревьев прямыми, вертикальными линиями, ветки — штрихами; упражнять в приемах рисования кистью (всей плоскостью, кончиком, примакиванием); складывать бумагу и вырезать полоски по линии сгиба

3

Рисунок — витраж —живопись

«Фонарики»

 Представить эффект света фонаря разным изобразительным материалом

Белый, черный, желтый, оранжевый, золотой

Задачи: передать в работе с гуашью изобразительные приемы (рисунок кончиком кисти), заполнение цветом (пятно), отдельные мазки (примакивание); закреплять навыки в работе с пластилином и бумагой (техника «рваная бумага»)

4

Рисунок —живопись — аппликация

«Усатый-полосатый»

Представить характер, настроение тигренка фактурой материала

Оранжевый, коричневый, черный

Задачи: передать форму, пластику тигра линией, пятном; закреплять навыки работы с красками (рисунок «от пятна», пастелью (растушевка), бумагой (техника «рваная бумага»))

МАРТ

1

Рисунок — аппликация — живопись

«Мимоза»

  Представить разные варианты изображения веток мимозы на основе линий и точек

Желтый, оранжевый, золотой, зеленый

Задачи: передать форму, строение, цвет (ветки мимозы); закреплять графические навыки (рисунок кругов, штрихов), живопись «по сырому», технику «рваная бумага», «мятая бумага»

2

Рисунок — коллаж — живопись

«Добрая мама»

  Представить линией, цветом в портрете мамы характерные черты, пропорции, настроение

Белый, оранжевый, красный

Задачи: передать нежный цвет лица (смешение красок), особенности женского портрета (гибкие, мягкие линии); развивать зрительную память, воображение

3

Рисунок — аппликация — живопись

«Бумажный цветок»

  Представить линией, цветом выразительность образа весенних цветов

Белый, розовый, лимонный, сиреневый, салатный

 Задачи: передать сюжетный рисунок цветов; развивать графические навыки (рисунок кругов, завитушек, штрихов), приемы «сухая кисть», примакивание, технику «рваная бумага», «мятая бумага»

4

Рисунок — витраж — живопись

«Солнце за деревьями»

  Представить эффект солнечных лучей на фоне темных силуэтов деревьев

Желтый, оранжевый, золотой, белый, черный

Задачи: передать сюжетный рисунок; закреплять умения, навыки в работе с пастелью (растушевка, смешение цветов), с гуашью (создание цветового пятна) в работе с бумагой («мятая», «рваная»)

АПРЕЛЬ

1

Рисунок —аппликация — живопись

«Радуга»

Представить эмоциональное звучание семи цветов радуги: показать, с чем ассоциируется каждый цвет

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

Задачи: передать в графике, живописи художественные приемы (рисунок дуги плоскостью, кончиком кисти); развивать ассоциативное восприятие цвета

2

Рисунок — аппликация — коллаж

«Ракета»

 Представить эффект огненного пламени свойствами разных материалов

Красный, оранжевый, желтый, синий, серебряный, фиолетовый

 Задачи: передать цветовой оттиск в технике монотипии; развивать умение наблюдать форму, строение, цвет ракеты; закреплять графические навыки (рисунок линий, штрихов, кругов); знание живописного приема «цветовое пятно»; техники «рваная бумага», «мятая бумага»

3

Рисунок — мозаика — живопись

«Ледоход»

  Представить движение льда на воде линиями и цветовыми пятнами

Белый, синий, серебряный, голубой, сиреневый

Задачи: передать разные виды линий (тонкие, широкие, волнистые, закругленные) в графике, аппликации, бумажной пластике; самостоятельно компоновать сюжетный рисунок

4

Рисунок — аппликация — коллаж

«Верба»

 Представить разным изобразительным материалом образ тонких, нежных веток вербы

Белый, черный, желтый, золотой

Задачи: передать строение веток вербы прямыми линиями в разных направлениях; закреплять умение составлять узор, используя линии, точки; развивать навыки композиционного решения рисунка

МАЙ

1

Рисунок — живопись — аппликация

«Одуванчики»

  Представить эффект солнечного цветка одуванчика цветом, фактурой изобразительного материала

Желтый, лимонный, золотой, белый, зеленый

Задачи: передать образ цветов одуванчиков в графике (штрихи, линии), аппликации (вырезание «бахромой»), живописи (техника «по сырому»); самостоятельно компоновать сюжетный рисунок

2

Рисунок — витраж — живопись

Салют весне!

Представить выразительность мерцания огней салюта

Золотой, серебряный, желтый, синий, красный, белый, черный

Задачи: передать в сюжетном изображении обобщенный образ огней салюта; развивать графические навыки (рисунок кругов, завитушек, штрихов); закреплять прием «сухая кисть», технику «рваная бумага», «мятая бумага»

3

Рисунок — аппликация — бумажная пластика

«Кораблик»

 Представить стилизованный образ кораблика с парусом

Белый, оранжевый, синий, черный, зеленый

Задачи: передать образ кораблика от отдельных частей к целому (основание — трапеция, полукруг, мачта — линия, парус — треугольник, труба - прямоугольник)

4

Рисунок — аппликация — живопись

«Дома и мосты»

Представить форму домов и мостов на основе силуэтного контурного изображения

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, белый, черный

Задачи: передать силуэтное изображение мостов, домов общим контуром; закреплять навыки работы кистью (плоскостью, кончиком), в технике «по сырому»; составлять аппликацию из готовых форм с последующей доработкой в технике «рваная бумага», «мятая бумага»

Старшая группа

№ занятия

Вид деятельности

Тема

Творческий  замысел

Цвета

                                                                                              СЕНТЯБРЬ

1

рисунок – коллаж -  живопись

«Цветной калейдоскоп»

совершенствовать навыки линейного рисунка, понимания  пропорций и цветовой композиции

красный, желтый, синий

Задачи: развивать навыки составления цветовой композиции

2

рисунок – коллаж -  живопись

«Море»

учить понимать красоту и выразительность материалов в изображении моря (мягкость бархатистой пастели, текучесть прозрачной акварели, пластичность бумаги)

синий, голубой, фиолетовый, зеленый

Задачи: создать сюжетную композицию из готовых форм (вырезки из журналов), закреплять понятие «холодные цвета». Развивать композиционные навыки составления цветовой гаммы.

3

рисунок – аппликация – бумажная пластика

«Кораблик»

познакомить и показать, как передать в материале конструктивные особенности строения формы кораблика

желтый, коричневый, синий, красный

Задачи: учить передавать характерные особенности кораблей контуром, объемом (конструирование из бумаги), силуэтом; развивать чувство формы и композиции

4

рисунок – аппликация - лепка

«Городские птицы»

создать выразительный образ вороны линией, цветом

серый, черный

Задачи: формировать понятия о целом и его частях на примере изображения вороны

                                                                                            ОКТЯБРЬ

1

рисунок – лепка - живопись

«Белоснежные стволы»

передать линией и цветом единство формы, пластичность образа березки (объемное, плоскостное изображение)

белый

Задачи: научить рисовать линиями ствол березки. Передать штриховкой характерные особенности коры дерева. Обозначить линиями сердцевидную форму листьев

2

рисунок – аппликация - лепка

«Дары осени – овощи»

передать характерные особенности фруктов, ягод, овощей фактурой разного изобразительного материала (пастель, бумага, пластилин)

красный, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый, бордовый, лимонный

3

«Дары осени – фрукты»

Задачи: учить передавать пропорции, объем, цвет, форму фруктов, овощей

4

рисунок – аппликация - лепка

«Портрет гриба»

изучать форму, строение и цвет гриба, повторять их образы в разном материале (пастель, бумага, пластилин)

желтый, зеленый, красный, белый, черный

Задачи: показать разные способы изображения грибов (линия, пятно). Акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, строение грибов

                                                                                                        НОЯБРЬ

1

рисунок – аппликация - живопись

«Водоноска»

учить предавать линией, цветом характерные особенности дымковской игрушки (барышни с ведрами)

красный, желтый, зеленый, черный, белый

Задачи: закреплять умения выделять характерные особенности дымковской игрушки и предавать их в разных изобразительных материалах

2

рисунок – коллаж - живопись

«Шляпки для феи Осени»

передать выразительность образа шляпки феи Осени с помощью характерных атрибутов (ягоды, грибы, фрукты, листья)

красный, оранжевый, желтый, зеленый

Задачи: создать декоративную композицию на основе природных форм, закреплять понятие «теплые цвета». Развивать композиционные навыки в составлении цветовой гаммы. Учить передавать особенности женского  портрета гибкими, мягкими линиями

3

рисунок – живопись – бумажная пластика

«Воздушный шар»

передать различие форм украшений, выразительные возможности линий

черный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий

Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка, пропорций и цветового решения

4

рисунок – аппликация - живопись

«Тучи закрыли солнце»

передать цветом и формой ритм пятен (туч)

белый, синий, черный, фиолетовый, желтый, оранжевый

Задачи: учить смешивать цвета для получения темных оттенков. Формировать первичные живописные навыки

                    ДЕКАБРЬ

1

рисунок – аппликация - живопись

«Птички на ветке рябины»

передать в материале особенности формы, строения, окраски птиц

красный, желтый, оранжевый, зеленый

Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка в изображении ветки дерева (рябины). Учить ритмическому изображению птиц на ветке рябины

2

рисунок – аппликация - живопись

«Разноцветные кошки»

передать выразительность образа кошки разными изобразительными материалами

белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, черный

Задачи: развивать способности к формообразованию (линией, объемом). Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи

3

рисунок – аппликация - живопись

«Волк и лиса»

передать линией, силуэтом характерную особенность образов волка, лисы

белый, оранжевый, черный

Задачи: знакомить с пропорциями животных, учить анализировать их. Учить изображать животных гибкими и легкими линиями

4

рисунок - лепка - живопись

«Дед мороз»

передать характерные особенности цвета и формы наряда Деда Мороза в разных изобразительных техниках

красный, золотой, белый

Задачи: учить передавать линией, цветом форму наряда. Закреплять навыки работы с красками, пластилином, фломастерами (рисунок плоскостью кисти, «барельеф», «штрих»)

                     ЯНВАРЬ

1

рисунок – живопись - квилинг

«Танец елок»

создать образ сказочной елки, составленной из мелких и крупных форм

черный, зеленый, темно зеленый, светло зеленый, синий, голубой, желтый

Задачи: учить передавать образ елки разными линиями – тонкими, широкими, ломкими, волнистыми. Учить анализировать форму строения елки

2

рисунок – коллаж - живопись

«Наряд для Зимушки – Зимы»

создать цветовое решение наряда Зимушки – Зимы, используя праздничное сочетание белого платья с яркими цветовыми пятами  и элементами росписи

белый, серебряный, синий, фиолетовый

Задачи: познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. Закреплять композиционные навыки составления узора для платья Зимушки - Зимы

3

рисунок – бумажная пластика- живопись

«Метель»

передать линией, цветом, формой характерные особенности природного явления - метели

белый, синий, фиолетовый, серебряный

Задачи: закреплять графические навыки  (рисунок разных линий). Формировать умение рисовать гуашью в определенной последовательности: контур (рисунок кончиком кисти), отдельные мазки (примакивание). Закреплять навыки в  работе с бумагой (скручивание, рваная бумага)

        ФЕВРАЛЬ

1

рисунок – аппликация - коллаж

«Пешеходы»

показать разные варианты изображения фигуры человека в движении

красный, желтый, зеленый

Задачи: закреплять знания о пропорциях фигуры человека, характерном соотношении частей фигуры человека и их передаче в разном изобразительном материале (фломастер, бумага)

2

рисунок – аппликация - живопись

«Машина с краном»

передать образ машины с краном сочетанием разных геометрических фигур

красный, зеленый, желтый, синий, черный, коричневый

Задачи: совершенствовать навыки линейного рисунка,  соблюдение пропорций в изображении машины. закреплять навыки рисования

3

рисунок – аппликация - живопись

«Отважные солдатики»

передать в разных техниках обобщенный, стилизованный образ солдата

зеленый, синий, коричневый, красный, желтый, белый

Задачи: учить анализировать пропорции фигуры человека и их передачу в графике, аппликации, живописи. Знакомить с жанрами в изобразительном искусстве (батальный и исторический)

4

рисунок – аппликация – бумажная пластика

«Вертолет и самолет»

выполнить модели самолета или вертолета на основе геометрических фигур (овал, прямоугольник)

белый, синий, черный, фиолетовый, серебряный

Задачи: учить анализировать форму, цвет, пропорции вертолета, самолета. Совершенствовать графические умения и навыки. Закреплять приемы работы с бумагой (скручивание, сгибание, складывание)

                     МАРТ

1

рисунок – коллаж – бумажная пластика

Открытка «Сердечко»

учить изображению нарядной открытки в разных техниках

красный, розовый, белый, золотой

Задачи: учить видеть многообразие форм и видов открыток. Учить передавать графическое изображение, конструировать из бумаги формы сердечка

2

рисунок – декупаж - аппликация

«Нарциссы и тюльпаны»

изучать природные формы на примере образа цветов нарцисса и тюльпана

желтый, оранжевый, малиновый, белый, зеленый

Задачи: передать характерные особенности строения растений линией, цветом. Закрепить навыки в работе с изобразительным материалом: пластилином (растирание пальчиком), бумагой (симметричное вырезывание, по контуру)

3

рисунок – живопись - лепка

«Рыбки в пруду»

учить изображению рыб с разными характером пропорций (например, длинный хвост и маленькое туловище; маленькое тело, плавники, хвост)

белый, синий, серебряный, голубой, сиреневый

 Задачи: учить изображать разные виды линий (тонкие, широкие, волнистые, закругленные) в графике, живописи, лепке. Учить самостоятельно компоновать сюжетный рисунок

4

рисунок – аппликация - живопись

«Матрешка»

передать линией, цветом детали украшения матрешки, характерные для народного творчества

белый, черный, красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий

Задачи: учить составлять из бумажных заготовок силуэт матрешки, передавать черты лица простыми линиями (круг, дуга, линия)

                    АПРЕЛЬ

1

рисунок – мозаика - живопись

«Солнечные лучики»

передать цветом эффект освещенности, солнечного света

золотой, белый, желтый, лимонный

Задачи: закреплять навыки в работе с красками (смешивание двух и более цветов). Учить определять изменение цвета и различать цветовой тон. Учить составлять сюжетную композицию в технике «мозаика»

2

рисунок – аппликация - живопись

«Космонавт»

передать выразительность фигуры человека в скафандре с помощью разных изобразительных материалов

белый, серебряный, голубой

Задачи: научить передавать линией форму скафандра в рисунке, бумажной пластике. Учить понимать основные пропорции фигуры человека и их изменчивость в одежде (скафандре)

3

рисунок – витраж - живопись

«Рыба – кит»

создание декоративного, сказочного образа рыбы –кита линией, цветом

золотой, серебряный

Задачи: научить детей создавать «сказочный» орнамент в рисунке, мозаике. Закреплять графические навыки (рисование прямых, волнистых линий, штрихов, геометрических фигур)

4

рисунок – декупаж - живопись

«Пасхальный натюрморт»

выполнение сюжетной композиции по пасхальным мотивам с использованием элементов посуды

желтый, зеленый, красный, белый, золотой, оранжевый

Задачи: учить составлять натюрморт из простых предметов. Закреплять навыки декоративного рисования, рисования с натуры предметов

        МАЙ

1

рисунок – аппликация - живопись

«Сирень»

передать характерные особенности натуры (ветки сирени); форму цветов, строение ветки и листьев, их цвет

фиолетовый, сиреневый, белый, зеленый

Задачи: учить передавать характерную форму и цвет веток сирени при изображении с натуры. Закреплять умения смешивать и получать новые цвета красок (сиреневую, темно-фиолетовую, бледно-фиолетовую). Закреплять умение рисовать крупно,  располагать изображение посередине листа

2

рисунок – аппликация – живопись

«Зеленая лягушка»

показать разные изображения лягушки на основе общего силуэта

желтый, зеленый, белый

Задачи: научить рисовать лягушку, используя разные графические приемы: обводки силуэта, сплошная линия контура, на основе овала. Развивать наблюдательность и зрительную память.

3

рисунок – аппликация - живопись

«Веселый паровозик»

передать конструкцию сложной формы (паровоз), состоящую из нескольких геометрических фигур

черный, белый, красный, желтый, зеленый

Задачи: закреплять умения вырезать разные геометрические фигуры и составлять из них целое изображение. Учить рисовать (по частям, на основе целой фигуры) поезд

4

рисунок – бумажная пластика - живопись

«Бабочка»

передать выразительность образа бабочек линией и формой

красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, золотой, черный

Задачи: учить наблюдать форму, строение, окраску бабочек. Выделять в рисунке, аппликации характерные черты персонажа (величину, пластику)

Подготовительная группа

№ занятия

Вид деятельности

Тема

Творческий замысел

Цвета

СЕНТЯБРЬ

1

Рисунок — аппликация — бумажная пластика

«Волны»

Представить фактуру, движение, легкость волн цветом, пластикой изобразительных материалов

Белый, голубой, синий, темно-синий

 Задачи: передать объем, фактуру, цвет волн разными изобразительными материалами; закреплять навыки работы с пластилином

2

Рисунок — коллаж — квиллинг

«Листья»

  Представить разные варианты изображения листьев на основе геометрических фигур

Красный, желтый, оранжевый

Задачи: передать разные способы изображения листьев (линия, пятно); акцентировать внимание на натуре, стараясь максимально передать изобразительными материалами цвет, строение, форму листьев

3

Рисунок — живопись — аппликация

«Баночки»

Представить линией, цветом характерные особенности плодов и ягод

Красный, желтый, зеленый, синий

Задачи: передать разные приемы в создании композиции из готовых форм; развивать воображение

4

Рисунок — бумажная пластика — живопись

«Яблоки»

 Представить выразительный образ яблок, сочетая в композиции разные формы и цвета

Зеленый, желтый

Задачи: передать изображение целого и части на примере объемного и плоского изображений яблока; развивать чувства цвета и формы

ОКТЯБРЬ

1

Рисунок — декупаж — бумажная пластика

«Подсолнухи»

Представить выразительность образа подсолнуха цветом

Желтый, оранжевый, золотой

Задачи: передать разные способы изображения подсолнуха на основе круга; акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, строение цветка

2

Рисунок — коллаж — живопись

«Птица-осень»

 Представить собирательный образ птицы-осени

Красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, белый

Задачи: передать образ птицы контуром, силуэтом (линия, штрих); развивать чувства формы, цвета

3

Рисунок — живопись — коллаж

«Осенний лес»

  Представить красочность цветовых сочетаний в разноплановом изображении деревьев

Белый, оранжевый, желтый, зеленый

Задачи: передать разные способы изображения кроны деревьев (контур, пятно); акцентировать внимание на натуре, силуэтном изображении листьев

4

Рисунок — аппликация — бумажная пластика

«Сорока»

Представить цветовыми контрастами индивидуальную форму, цвет птицы

Белый, черный, синий

Задачи: передать в рисунке, аппликации пластичную форму птицы; развивать умение наблюдать форму, строение образа и передавать его в материале

НОЯБРЬ

1

Рисунок — аппликация — дизайн

«Пожарная машина»

Представить простые предметы как арт-объект для образа машины

Красный, белый, черный

 Задачи: передать образ пожарной машины на основе прямоугольника; обратить внимание на форму промышленных упаковочных коробок

2

Рисунок — аппликация — живопись

«Лев»

 Представить цветовым пятном выразительность образа льва

Оранжевый, желтый, коричневый

Задачи: передать фактуру гривы многослойным цветовым набором оттенков основных теплых цветов; развивать воображение, наблюдательность

3

Рисунок — декупаж — живопись

«Розы»

  Представить линией контура пластику, гибкость, нежность лепестков роз

Красный, розовый, белый, зеленый

Задачи: передать строение формы цветков, листьев на основе овала, круга; акцентировать внимание на натуре, стараться максимально передать изобразительными материалами цвет, форму, размер цветков, листьев

4

Рисунок — аппликация — живопись

«Дятел»

 Представить линией контура выразительность образа дятла

Красный, белый, черный

Задачи: передать характерные, отличительные черты в изображении птицы; развивать наблюдательность

ДЕКАБРЬ

1

Рисунок — аппликация — коллаж

«Еловая ветка с шишками»

Представить цветовым пятном обобщенное изображение еловой ветки с шишками

Зеленый, белый, коричневый

Задачи: передать фактуру, специфику изображения колючек, шишек на еловой ветке

2

Рисунок — аппликация — живопись

«Новогоднее окно»

  Представить цветовой колорит новогоднего окна

Синий, белый, серебряный, золотой

Задачи: передать формой, цветом декора убранство новогоднего окна

3

Рисунок — коллаж — аппликация

«Зимний лес»

 Представить цветовым пятном «укутанность» снежным покровом деревьев

Белый, синий, серебряный

Задачи: передать стилизованно крону, отдельные ветки дерева, покрытые снегом; развивать наблюдательность, воображение

4

Рисунок — живопись — аппликация

«Дед Мороз»

 Представить выразительность образа Деда Мороза фактурой и пластикой материала

Красный, белый, розовый

Задачи: передать особенности строения деталей портрета для Деда Мороза; закреплять навыки в работе с бумагой, пастелью

ЯНВАРЬ

1

Рисунок — коллаж — живопись

«Снежная Королева»

Представить цветом выразительность сказочного образа Снежной Королевы

Белый, синий, серебряный

Задачи: передать в портрете сказочного героя особенности характера, настроения; закреплять навыки в работе с гуашь

2

Рисунок — коллаж — аппликация

«Рукавички»

 Представить линией контура обобщенность формы ладошки

Белый, желтый, красный

Задачи: передать форму, декор рукавички; закреплять навыки работы с бумагой

3

Рисунок — мозаика — живопись

«Шапочка»

  Представить разные модели зимних шапочек на основе геометрических фигур

Белый, желтый, розовый

Задачи: передать схематичность форм шапочек, подбирать детали узора; развивать воображение

ФЕВРАЛЬ

1

Рисунок — аппликация — живопись

«Моряк»

Представить линией контура обобщенный образ фигуры моряка

Белый, синий, черный

Задачи: передать линиями, штрихами специфику морской формы; развивать наблюдательность, воображение

2

Рисунок — аппликация — живопись

«Портрет мальчика»

Представить линиями, точками, штрихами детализацию портрета мальчика

Белый, розовый, бежевый, коричневый

Задачи: передать характерные особенности детского портрета мальчика — изображение большой целой формы (голова, лицо) и ее деталей (брови, нос, глаза, рот)

3

Рисунок — аппликация — бумажная пластика

«Сердечко»

 Представить оформление поздравительной открытки в форме сердечка

Розовый, белый, красный

Задачи: передать разные конфигурации основного силуэтного изображения в объеме и плоскости; развивать чувство цвета и композиции

4

Рисунок — живопись — конструирование

«Крокодил»

Представить линией контура выразительность образа крокодила

Зеленый, белый, желтый

Задачи: передать отличительные особенности формы, строения крокодила; зрительно определять и повторять форму, пропорции, цвет

МАРТ

1

Рисунок — аппликация —конструирование

«Сумочка»

  Представить модель сумочки с элементами декора

Желтый, зеленый, синий, фиолетовый, красный, оранжевый

Задачи: передать соотношение формы и размера в конструировании сумочки; выделить характерные особенности декора сумочек

2

Рисунок — бумажная пластика — дизайн

«Веер»

 Представить вариативность формы в конструировании веера

Белый, желтый, синий, розовый, зеленый

Задачи: передать элементы декора в украшении веера; самостоятельно оформить свой замысел

3

Рисунок — аппликация — живопись

«Портрет девочки»

Представить различие в детализации портрета девочки по сравнению с изображением мальчика

Белый, розовый, желтый

Задачи: передать характерные особенности детского портрета девочки — изображение большой целой формы (голова, лицо) и ее деталей (брови, нос, глаза, рот)

4

Рисунок — бумажная пластика — дизайн

«Кошка и собака»

Представить линией контура выразительность образа животных

Белый, оранжевый, черный

Задачи: передать индивидуальные черты, цветовую окраску кошки и собаки в объемной и плоской композициях

АПРЕЛЬ

1

Рисунок — дизайн — коллаж

«Космическое путешествие»

 Показать линией и формой конструкцию космических кораблей

Серебряный, белый, черный

Задачи: передать фантастичность образа «тарелки» дизайном диска, элементами декора; развивать воображение, фантазию

2

Рисунок — бумажная пластика — живопись

«Сласти»

Представить фактуру изобразительных материалов для имитации кондитерских изделий

Белый, кремовый, розовый

Задачи: передать эффект «сладости» спецификой сочетания и подбора художественных материалов; учитывать особенности формы для сластей и деталей оформления

3

Рисунок — аппликация — живопись

«Курочка с цыплятами»

 Представить линией и цветом обобщенный образ курицы и цыплят

Белый, желтый, зеленый

Задачи: передать линией контура и формой круга образы курицы и цыплят; развивать наблюдательность

4

Рисунок — аппликация — коллаж

«Зайчик»

Представить стилизованный образ зайчика

Белый, оранжевый, желтый

Задачи: передать линиями детальные особенности мордочки зайчика (глаза, «подушечки», усы, нос); развивать воображение

МАЙ

1

Рисунок — аппликация — живопись

«Ласточки»

Представить линией контура стремительность ласточки

Белый, черный, синий

Задачи: передать строение, форму крыльев, хвоста ласточки; закреплять понятие «контрастность цвета»; анализировать пропорции

2

Рисунок — коллаж — живопись

«Ветка яблони»

Представить цветовым пятном выразительность образа цветов яблони

Белый, розовый, нежно-розовый

Задачи: передать цветовыми сочетаниями объем лепестков, фактуру цветов на тонких веточках; анализировать форму, строение цветов

3

Рисунок — коллаж — живопись

«Сад весны»

 Представить эффект сказочности сада весны

Белый, светло-зеленый, лимонный, золотой, голубой

Задачи: передать декоративность сюжетной композиции; сочетать формы и размер кроны деревьев; развивать воображение, фантазию

4

Рисунок — живопись — аппликация

«Радостные дети»

Представить линией движения эмоциональное состояние детей

Белый, красный, зеленый, желтый, оранжевый

Задачи: передать характерное строение фигуры детей в движении; закреплять графические навыки; развивать наблюдательность

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество  / А. А. Грибовская. — М.: Просвещение, 2004.
  2. Авторская парциальная программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества»
  3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников  / И. В. Тюфанова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

  • Простой карандаш
  • Цветные карандаши
  • Ручки
  • Фломастеры
  • Восковой мелок
  • Пастель
  • Тушь
  • Уголь
  • Сангина
  • Акварель
  • Гуашь
  • Сизаль
  • Кисти
  • Бумага

3.3 Работа с педагогами и родителями

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т. к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад — семья».

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей творческого развития ребенка, порой завышают или занижают планку творческих возможностей ребенка.

Успех в этом творческом процессе зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Проблема вовлечения родителей в единое творческое пространство детского развития в ДОО решается по двум направлениям:

- первое направление включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги могут организовать индивидуальные беседы, консультации родителей, передачу необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток. Очень эффектно могут выглядеть современные папки-файлы с творческими заданиями, темами, родительский дайджест «Страна творчества», оформленные фотовыставки, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование. Такая информация поможет педагогу узнать о творческом потенциале самих родителей, их увлечениях, личностных качествах;

- второе направление — включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников творческого пространства. С этой целью можно запланировать разные формы общения: родительский клуб, «Мамина школа», «Папина мастерская», «Бабушкины секреты» (копилка народного наследия), творческие семейные клубы по интересам «В гостях у семьи...», художественные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, виртуальные игры, праздники.

Тематические мероприятия:

  • «Осенние ярмарки», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Мастерская Деда Мороза», «Папина мастерская», «Мамина школа», «Бабушкины секреты»;
  • фотовыставки: «В гостях у семьи...», «Семейные традиции», «Наши герои»;
  • семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных, художественных представлений;
  • мастер-классы «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись дымковских игрушек», «Хохломские росписи»;
  • конкурс авторских игрушек «Русский сувенир»;
  • мастер-класс для педагогов и детей «Золотые ручки»;
  • «Рукодельница» (родители шьют костюмы для праздников своим детям).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.   Приобщение детей к традиция...

Парциальная программа Тропинками народного творчества

Программа составлена с учётом интереса детей и их родителей. Соответствует  индивидуальным и возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста, нормам СанПин и новым образовательным ста...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...

Парциальная программа "Цвети мой край, моя Бурятия"

Программа направлена на изучение родной природы, культурного наследия, памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции,  язык, обряды, наро...

Инновационные подходы в работе с дошкольниками по парционной программе "Цвет творчества"

Формирование художественно - образного мышления средствами разных видов исскуств...

Парциальная программа «Цвет творчества. Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Материал для родителей и коллег

Парциальная программа «Цвет творчества. Художественно-эстетическое развитие дошкольников» составлена с учетом основных  требований к организации и содержанию различных видов художеств...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА»...