Традиционные и нетрадиционные формы работы в ДОУ с родителями
методическая разработка
Доклад "Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ines_doklad_tradits_for_vyk.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Традиционные и нетрадиционные Формы работы ДОУ с родителями»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком Единого Образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Ребёнок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды деятельности.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.
1.Теоретические и методологические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи.
Взаимодействие педагога ДОУ с родителями
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками детского сада, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Инициирование педагогами взаимодействия с семьей только по финансово-хозяйственным вопросам тормозит развитие разносторонних, конструктивных отношений, полезных всем участникам образовательного процесса. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.
Стремление педагогов дошкольного учреждения к изменению формы общения педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
При организации совместной работы педагога с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
1.1 Традиционные формы работы педагогов с родителями
Существуют разные формы сотрудничества ДОУ с семьей.
К традиционным относят родительские собрания, педагогические консультации, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи, беседы.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты работы ДОО, вопросы нравственного воспитания и др. На общее собрание можно пригласить врача, представителя по защите прав ребенка, представителей МВД, ГИБДД и др. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (проблемы речевого развития, задержка психических процессов, одаренные дети и т.п. ). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист с актуализацией проблемы, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Зачастую эту форму используют для ознакомления с дошкольным учреждением потенциальных будущих воспитанников и родителей ближайшего жилого окружения микрорайона. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением групп, музыкального зала и других объектов ДОО. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, занятия и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно подобрать определенные формы и использовать их эффективно.
1.2 Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы - совместные досуги, праздники, выставки - призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников. К досуговым формам относятся: праздники, семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них.
Возможно участие родителей в проведении праздников и развлечений: выступление в качестве известных детям сказочных персонажей по сценариям осенних, новогодних, весенних, выпускных утренников дает родителям возможность наблюдать за своими детьми не со стороны, а в процессе совместной деятельности. Дети меньше волнуются при выступлении, радуются и гордятся своими родителями.
В конце каждого квартала проводится семейный праздник «Дружная семья». Совместная подготовка и проведение этого дня способствуют воспитанию добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких.
К спортивным и интеллектуальным соревнованиям и эстафетам, конкурсам и викторинам с большим интересом относятся все члены семьи воспитанников.
Совместное посещение музеев, театров, выставок, экскурсии в природу, походы, всё это позволяет детям, родителям, педагогам лучше узнать друг друга, приобрести навыки взаимодействия, а детям из неполных семей компенсировать недостаток мужского или женского воспитания.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей. Это: педагогическая мастерская, деловая, ролевая игра, конференции, консилиумы, диспуты, диалоги, дискуссии, практикумы, тренинги, круглый стол и т.п.
Заинтересует родителей и такая форма совместной работы как «Мастер-класс», где педагоги обучают родителей приёмам самомассажа, рисованию, лепке, учат изготавливать развивающие игрушки. Результатом такой работы может быть проведение «Мастер-классов» самими родителями.
Учитывая занятость родителей, используется и такая форма общения с семьей, как "Родительская почта". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? Стоит ли ломать эту традицию? А не лучше ли возвести ее в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать. А чтобы помочь родителям выбрать правильный путь, в «Семейном кафе» беседуют за круглым столом. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. За чашкой кофе или чая, в атмосфере спокойствия и доброжелательности, родители, педагоги, специалисты обсуждают насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей, занимаются творчеством вместе с детьми, ведут совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Сотрудничество психолога, логопеда, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом,логопедом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном воспитатель группы, но помочь в этом могут и родители. Полезно вести учет литературы, с которой ознакомились родители.
, посмеяться и отдохнуть.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании помогают правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОО может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Самой важной особенностью уголка является то, что, все содержание обращено к родителям от имени детей.
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть — в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту.
Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости. Так, в разделе «Наш день» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы. Материалы раздела сменяются ежедневно.
В разделе «Наша жизнь» дети рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут их в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например, помещается сообщение о том, что такого-то числа проводится дальняя экскурсия, значит, за день до «похода» необходимо тщательно проверить обувь ребенка). Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц.
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этом же разделе можно освещать лучший опыт семейного воспитания. В этом же разделе можно поместить примерный режим ребенка дома и в детском саду, меню на каждый день; дать необходимые для родителей сведения: часы приема врача, заведующей; телефон, адрес; шкалу оплаты содержания ребенка в детском саду. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца.
В разделе «Обратите внимание» размещаются объявления различного характера, содержание которых составляется от имени детей.
Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, что научились делать.
В разделе «Картотека добрых дел» в той или иной форме находит отражение деятельность родителей. Здесь рассказывается о достижениях родителей, о том какую помощь они оказывают группе и детскому саду. Выносятся благодарности. Этот раздел обновляется по мере необходимости.
Для того чтобы родительские уголки были действительными, помогали активизировать родителей, можно использовать: создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками, создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики, игротеки, информационные листы, листы активности, фотомонтажи, информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми, выставки, семейные газеты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и нетрадиционные формы работы детского сада с родителями младшего дошкольного возраста
семья, как ведущий социальный институт формирования личности ребёнка; формы работы; специфика воспитания детей младшего дошкольного возраста; психофизические особенности детей младшего дошкольного воз...
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. Задача ...
консультация для воспитателей "Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями"
Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же людей....
«Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Формирование сотрудничества детей ,педагогов и родителей зависит прежде всего,как складываются взаимоотношения взрослых в этом процессе....
Эссе на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педаго...