Эссе на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Автор: Паталова Людмила Игоревна
воспитатель ГБОУ «Школа № 842»
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центр этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.
В основе новой концепции семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны знают, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка тенденций его развития. Отсюда — предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семей).
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей, спортивные развлечения, чаепития.
Работа ДОУ с семьей должна строиться на основных принципах педагогики.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку с уважением относиться к родителям;
- Помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми;
- Воспитывать у детей уважение к родителям и взрослым;
- Учитывать пожелания родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
- Учить с уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок);
- Организовывать в процессе индивидуального общения с родителями обсуждения вопросов связанных с воспитанием и развитием детей;
- Проявлять понимание и деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
• информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
• уважительное взаимоотношения семьи и образовательные учреждения.
Авторитарные методы «воспитания» родителей лучше исключить. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Что бы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержания и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого — педагогическая культура.
Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
-установление единства в воспитании детей;
-педагогическое просвещение родителей;
-изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
-ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Этой задаче должна быть подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Основная цель всех форм и видов деятельности ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Мне очень хотелось бы, чтобы и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. Задача ...
консультация для воспитателей "Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями"
Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же людей....
«Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Формирование сотрудничества детей ,педагогов и родителей зависит прежде всего,как складываются взаимоотношения взрослых в этом процессе....
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей " Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями"
Материал для воспитателей...